«Сохранение духовно-нравственного здоровья детей дошкольного возраста»
статья
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа
«Сохранение духовно-нравственного здоровья
детей дошкольного возраста»
Без Бога нация — толпа,
Или слепа, или глуха, иль,
что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
глаголящий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
пока не обратиться к Богу.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт, — интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания.
В современной педагогической науке наметилось освоение святоотече-ского педагогического наследия, которое является драгоценным средством восстановления отечественной педагогической культуры самих педагогов, а через их опыт — детей и родителей.
За последние годы в различных регионах России накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общин-ности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания. Для себя мы выделили следующие:
- Единство семьи на основе жертвенности и любви.
- Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
- Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям.
- Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
- Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
Возрождению семейной культуры содействует создание семейных клубов, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного уклада; организация совместных экскурсий, поездок и трудов, введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов. В нашей группе мы часто проводим различные мероприятия, выставки с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).
Мы придерживаемся следующих стратегических принципов, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания:
— Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
— Принцип системности, где мы опираемся на объединение традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение — семья — личность». Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей. Здесь мы учитываем реальное состояние и запросы семей.
— Принцип культуросообразности, в котором мы содействуем обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития. Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни.
— Также нами реализуется такой принцип, как принцип социо-культурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ взаимодействия образовательных учреждений и семьи.
Эти принципы, с моей точки зрения, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребенок — воспитатель — родитель».
Мы считаем, что сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по несущим проблемам молодой семьи, восстановление отечественной культуры пестование малышей, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем основные нравственные способности: различие добра и зла, эстетические (различие прекрасного и безобразного), что является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребенком, родителем, педагогом и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае — за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Учитывая новую педагогическую парадигму мы перешли от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия
- к модели развития активного нравственного сознания, чувств,
поведения ребенка и взрослых; - к модели развития коммуникативной, культурной, нравствен
ной и духовной компетентности детей и родителей; - к модели развития психолого-педагогической компетентности
педагогов и родителей, оснащения их социокультурными тех-
нологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного
взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи
развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.
Взаимодействие образовательных учреждений и семьи нами планируется реализовывать как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах, совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
Эти новые подходы к взаимодействию ДОУ с семьей раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического сопровождения семьи в контексте отечественных социокультурных традиций, например в программах семейного клуба «Рождество», «Школа семейной духовной культуры», «Семейная гостиная», «На пороге школы», «Учимся вместе с детьми», «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад».
Я считаю, что основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Особенно дорожили наши предки первыми годами детства. Саму «природу» детей они направляли на достижение благих целей, таких как: ценностное измерение высших начал — добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др., на приоритет таких ценностей, как Родина, семья, дом, подвиг и др. При этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях.
К сожалению, в ходе нашей работы мы заметили, что многие современные семьи не имеют возможности воспитывать своего ребенка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, поскольку переживают период серьезных изменений и состоят всего из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Как много хороших традиций нами утрачено, и, по-видимому, утраченное не скоро удастся восстановить.
С целью опереться на исторический опыт воспитания в нашей стране, в котором была предельно сконцентрирована опора на духовность и нравственность мы советуем обратиться к замечательному литературно — педагогическому источнику 16в. — книге «Домострой» — своду житейских правил и наставлений, который пользовался особой популярностью в Северо-Западных и центральных землях средневековой Руси.
«Домострой» — своеобразный «учебник» для родителей, педагогов и детей.
По нашему мнению педагогам «Домострой» может быть интересен тем, что отраженные в нем представления о жизни дома, семьи разрабатывались веками и представляют собой мудрость народа. В нем содержаться советы, которые могут помочь в решении наиболее острых проблем, таких как распад семьи, а значит, одиночество и незащищенность детей; трудности взаимоотношений в семье (между супругами, родителями и детьми); отсутствие заинтересованности у взрослых и детей в домашнем труде, неумение передавать свой трудовой опыт и т.д.
Рассматривая всю палитру тем, так или иначе затронутых в «Домострое», мы отобрали наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей нашей группы. Кратко их можно обозначить в системе следующих понятий.
— Отношение к Богу, святыням и нравственным законам, социальной службе (к работе), патриотизм.
— Отношение к здоровью физическому и душевному, еде, алкоголю, приготовлению яств; годовой круг принятия пищи.
— Отношения внутрисемейные, между старшими и младшими, между мужем и женой, детьми и родителями, главой семьи и домочадцами.
— Отношение к домашнему хозяйству, инструментам, оборудованию и материалам, транспортным средствам; труду и организации обучения.
— Семейный уклад как концентрированное выражение общественного строя и жизненного успеха семьи.
— Порядок посещения храмов.
— Отношение к растлевающим человека утехам.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу. Первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, природным богатствам Родины, своим соотечественникам, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему.
Все эти важные содержательные моменты воспитательного процесса мы нашли в «Домострое». Наряду с этим многие положения мудрого педагогического руководства мы используем в своей группе не схоластически, буквально, но адекватно — с учетом особенностей современного воспитания детей и организации работы с семьей.
Мы стремимся к тому, чтобы взаимодействие образовательных учреждений и семьи носило характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают роль каждого и стремятся творчески соединить свои усилия в общем педагогическом процессе.
Содержание духовно — нравственного воспитания и детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.
Поэтому мы постоянно помним о той личной и профессиональной ответственности, которая ложиться на нас педагогов, инициирующих процессы духовно — нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно — нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в свя-тоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям»), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».
Наша помощь людям заключается не только в системе обдуманных воздействий на их душу, но в невидимом действии на них. (Когда Антоний Великий спросил своего молчаливого посетителя: «Почему ты ничего меня не спросишь?», тот сказал: «Мне достаточно смотреть на тебя, святой отец»,) и в педагогической деятельности могут проявиться дары благодати Божьей,
если мы будем жить в отеческой церковной традиции, будем трудиться и не будем мешать проявлению в нас действия этих даров.
Человек — существо духовное, он стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Источник
«Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении»
консультация на тему
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение духовного, нравственного здоровья детей
в дошкольном учреждении»
Основина Н.В., старший воспитатель
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Главные задачи образовательного учреждения:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Предполагая, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.
- Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Но в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те, же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с формами работы:
- с детьми (беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры; экскурсия в музей «Кубанская горница»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов);
- с родителями (наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты).
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Работа по данной проблеме обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему.
Источник