Согласны ли вы с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации?
В 5:19 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Согласны ли вы с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Егорова Беатриса Вячеславовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 57 359 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.
Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.
Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Источник
Усиление сатирической тенденции в разные периоды развития русской литературы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
…В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_v_raznye_periody_razvitiya_russkoy_literatury.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Усиление сатирической тенденции
в разные периоды развития русской литературы
…В сатире действительность как некое несовершенство
противополагается идеалу, как высшей реальности.
Почему в разные периоды развития русской литературы в ней усиливалась сатирическая тенденция?
Назначение сатиры – борьба с общественными пороками. Подлинная сатира бичует не частные явления, не недостатки отдельных людей, а типические явления действительности.
Негодуя, отрицая, уничтожая врага оружием смеха, сатирик исходит из положительных идеалов, во имя которых он сражается. Именно несоответствие окружающей действительности этим идеалам и вызывает его гнев, злой сарказм, иронию.
Уже в XVIII веке в России начинается расцвет сатиры. Почему это происходит?
Во времена правления Екатерины II усилился крепостной гнет. Крестьяне неоднократно восставали.
Под влиянием событий Крестьянской войны 1773-1775 годов Д.И.Фонвизин пришел к выводу, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России. В своих произведениях драматург обличал деспотизм Екатерины II, ее внутреннюю политику.
Широкую известность принесли Фонвизину его комедии «Бригадир» и «Недоросль».
Уроки, преподанные драматургом Екатерине II в «Недоросле» и в «Придворной Грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя.
А.С.Пушкин высоко оценил драматурга и публициста, назвав его «сатиры смелым властелином», «другом свободы».
Блестящая победа России в Отечественной войне 1812 года обострила в сознании передовых дворян противоречия русской жизни. Вопрос о необходимости переустройства России стал основным вопросом времени. Началось тайное объединение революционных сил.
«У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И.Герцен, — литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения».
В 1820 году против всесильного Аракчеева выступил со своей сатирой «К временщику» поэт – декабрист К.Ф.Рылеев. В заключительных строках сатиры автор грозит временщику – тирану народной расправой. Нужно было обладать редкой смелостью и беспредельной любовью к родине, чтобы высказать свою позицию. За «первым ударом самовластию» последовали новые и новые. Поэт поставил свой литературный талант на службу политической борьбе.
В годы создания тайных революционных организаций декабристов обострилась борьба нового со старым, проникая в разные сферы жизни, отражаясь и в литературе.
Являясь участником этой борьбы, Грибоедов создает комедию «Горе от ума». В небольшом произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие проблемы современности. Пьеса отвечала настроениям декабристов, они использовали ее для пропаганды своих идей.
В.Г.Белинский считал «Горе от ума» энергичным протестом против гнусной российской действительности.
Верный правде жизни, Н.В.Гоголь не прошел мимо народных бунтов. Он говорит о недугах отчизны, выбирая тернистый путь писателя-реалиста, писателя-сатирика. В сатирической прозе и драматургии Гоголь раскрывает «противоестественность состояния общества», «полнейшую бездуховность его официальной и бытовой жизни» («Миргород», «Нос», «Ревизор»). Впервые в русской литературе так ярко и беспощадно была высмеяна ограниченность и пошлость, низость и тупость помещиков-обывателей. Писатель зло и беспощадно смеялся над нравственными пороками общества в целом.
В «Мертвых душах» Гоголь сатирически изобразил все то, что сковывало творческие силы народа.
Революционеры – демократы 60-70-х годов стремились приблизить революционный взрыв, чтобы освободить народ от рабства. Против реакции, за передовые идеи борется Некрасов. В его произведениях наряду с героической звучит и сатирическая тема. До наших дней не утратила своей остроты поэма «Современники».
Новая демократическая волна конца 70-х отразилась в творчестве Салтыкова – Щедрина. Печатает он свои сатирические произведения и в тяжелейшей реакции «черных» 80-х годов.
Смена общественного подъема реакцией, цензурный гнет, вечная угроза репрессий – вот та обстановка, в которой, не умолкая, звучало смелое слово М.Е.Салтыкова – Щедрина. Каждое новое правительственное злодеяние находит немедленный отклик в щедринской сатире. Так, например, когда царское правительство создает неофициальную организацию «Священная дружина», цель которой – борьба с революционерами, писатель рисует ее под названием общества «недремлющих лоботрясов», предводителем которого является не кто иной, как …Ноздрев.
Когда в 80-е годы реакционная печать провозглашает идею «твердой власти» (т.е. террора), в сатире Салтыкова – Щедрина осмеиваются проповедники «доктрины ежовых рукавиц».
В своем творчестве Салтыков – Щедрин развивал традиции великих русских сатириков: Крылова, Грибоедова, Гоголя. Будучи учеником Гоголя, Щедрин сумел пойти дальше своего учителя, т.к. понимал, что порочна вся государственная система Российской империи. Сатира писателя отличалась небывалой политической остротой, она была действенным оружием передовых сил в различные эпохи.
Так, в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Горький говорил: «В наши дни Щедрин ожил весь, и нет почти ни одной его злой мысли, которая не могла бы найти оправдания в переживаемом моменте».
А.П.Чехов вступает на писательский путь в эпоху безвременья. После того как «Народная воля» казнила Александра II, в стране наступила пора жестокого террора. «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте», — писал об этом времени Чехов. Тонкой убийственной иронией он пробуждал отвращение к покорности, трусости, лицемерию и пошлости, воспитывал стремление к светлой и прекрасной человеческой жизни.
Таким образом, высокая сатира рождается в эпохи крупнейших исторических сломов и катаклизмов, в периоды коренных смен идеологических ценностей и норм, общественно – политических институтов и бытовых обиходов.
Злой смех подрывал основы феодального общества; гневно звучал в эпоху ликвидации, хотя и далеко не полной, исторически отжившего крепостного строя и созданных на его основе идеологий; боролся в эпоху вовлечения огромной отсталой страны в орбиту капиталистического развития. Все исторические события сопровождались такими грандиозными социально-экономическими потрясениями, такими страданиями народных масс! И писатели отражали эти противоречия и поиски эпохи, отдавая всю свою творческую силу трудному искусству проведения положительных идеалов в отрицательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д.
Материалы к вводному уроку по литературе второй половины девятнадцатого века.
Презентация к вводному уроку литературы по теме «Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы» для 9 класса.
Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова.
Материал сжато излагает историю русской литературы. Можно использовать при проведении недели литературы или при обобщении изученного в старших классах.
ВВЕДЕНИЕС именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Этот выдающийся ученый заложил основы русской научной терминологии. Ему же принадлежит учение о трех стилях, в котором о.
Источник
Итоговые сочинения по темам центральной России
5 сочинений по темам прошедшего ИС 15 апреля 2021 года.
101. Какого человека можно по праву назвать героем?
Герой – это сильный духом человек, готовый пожертвовать самым дорогим, что у него есть, ради благополучия других людей. Советский писатель М. Горький заметил: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, герои бывают не только на войне, но и в мирное время смелые, решительные личности не редкость. На самом деле достойный поступок может совершить каждый, ведь иногда даже мелочи способны послужить причинами важных изменений в мире. Но нельзя назвать героем того, кто просто мечтает прославиться, действуя из эгоистических побуждений. Настоящий подвиг под силу только альтруисту. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к аргументам из художественной литературы.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» героический поступок совершает Данко. Изначально это человек, ставящий себя выше остальных, гордый и самолюбивый. Однако он оказывается способным пожертвовать собственной жизнью ради других. «Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко». С этими словами герой вырвал из груди пылающее сердце и осветил им, как факелом, дорогу путникам, заблудившимся в лесу. Горький называет Данко «гордым смельчаком», но любовь к людям и чувство долга оказались сильнее гордыни. К сожалению, такое поведение зачастую пугает окружающих, поэтому один суеверный человек наступил на сердце юноши, опасаясь возможных последствий. Можно сделать вывод, что герой в полном смысле этого слова поступает так, как считает нужным, и никогда не ждёт благодарности.
«Не стоит село без праведника» — так мог бы называться рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – настоящий альтруист, всегда готовый оказать поддержку другим и протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается. Жизнь Матрёны полна испытаний и лишений, она несчастна и одинока, но между тем женщина не озлобилась и не потеряла себя. Напротив, свой долг она видела в служении ближнему. Многие жители Тальново пользовались безотказностью и добротой Матрёны, а она как будто не замечала этого и, живя для других, не просила ничего взамен. Именно поэтому автор называет женщину «праведницей», сама её жизнь – это и есть подвиг, а Матрёну на самом деле можно считать героем.
Таким образом, мы действительно можем совершать героические поступки в любое время. Личность, достойная уважения, преодолеет все препятствия и всегда поможет другим людям. Герой – это бескорыстный человек, способный своими действиями сделать мир лучше, добрее. Такие люди-альтруисты – пример для подражания, на них стоит равняться.
207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
М. Горький отмечал: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде». На мой взгляд, это справедливое утверждение, ведь нельзя всецело доверяться общественному мнению. Чтобы стать полноценной личностью и обрести душевное равновесие, необходимо уметь отстаивать собственные взгляды. Конечно, иногда важно прислушиваться к другим людям, но решающее слово должен сказать человеку голос его сердца. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.
Жизнь Алексея Максимовича Пешкова – прямое доказательство его слов. В повести «Детство» описываются тяжёлые годы, проведённые мальчиком в доме деда – принципиального и своенравного Василия Каширина. Постоянные разногласия, ссоры, драки оказывали моральное давление на Алёшу. Единственным человеком, помогавшим герою не потерять себя, была его бабушка Акулина Ивановна. Детские годы М. Горький впоследствии назвал «свинцовыми мерзостями русской жизни». Если бы он не оказал сопротивление, к чему бы это могло привести? Алёша Пешков мог бы стать таким же жестоким, как дядя Яков или Михаил. Но этого не случилось благодаря стойкости и упорству будущего писателя. Многие впоследствии называли Горького человеком, который сделал себя сам. Он стал талантливым художником слова, потому что верил в себя и следовал зову своего сердца.
А что происходит с теми, кто просто плывёт по течению и не оказывает сопротивления окружающей действительности? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» — одарённый доктор и, как характеризует его автор, «интеллигентный человек». Но город С., в который приезжает Дмитрий Старцев, живёт скучной и однообразной жизнью. Туркины, которых считают здесь самыми талантливыми и образованными людьми, оказываются абсолютно обыкновенными и заурядными. Среда постепенно берёт верх над человеком, попавшим в ловушку. В какой-то момент земский врач смиряется, перестаёт задумываться о вечных ценностях и утрачивает лучшие нравственные качества. Именно так, ввиду не оказанного вовремя сопротивления, Дмитрий Старцев превращается в Ионыча: меняется его внешность и характер. Он не задумывается о смысле собственного существования, его ничего не интересует, ничто не способно вызывать эмоции. То, что происходит с этим человеком, можно назвать духовной деградацией.
Действительно, «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Вспомним стихотворение И. Бродского «Одиночество»:
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами…
Но к чему это приведёт? К безрадостному, бесцветному существованию, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова. Яркая индивидуальность не становится зависимой от общественного мнения, не изменяет себе и своим убеждениям.
308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Мы живём в мире, в котором происходят постоянные изменения. Они могут касаться нашей бытовой жизни, государственного устройства или быть следствием научно-технического прогресса. Безусловно, под влияние этих перемен попадают самые обыкновенные люди, которые теряют или, напротив, приобретают определённые нравственные качества. Зачастую в эпоху перемен происходит переоценка ценностей личности. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.
Важная страница нашей истории – Отечественная война с Наполеоном 1812 года. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, князь Андрей, оказывается в эпицентре страшных событий, исход которых должен был решить судьбу всего нашего народа. Нужно было что-то менять, чтобы противостоять армии, считавшейся непобедимой. Однако изначально Андрея Болконского сложно назвать патриотом, готовым защищать Отечество. Напротив, Наполеон – его кумир, а сам он мечтает о личной славе и признании. Аустерлицкое сражение, в ходе которого князь Андрей получает ранение, заставляет героя задуматься о смысле собственного существования. Он вдруг понимает, как низменны все его честолюбивые устремления и как велика ценность человеческой жизни: «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Это переломный момент для героя Л.Н. Толстого: нравственное очищение спасает Андрея Болконского от жизни заурядного человека, упивающегося своим успехом. Таким образом, эпоха перемен может подтолкнуть отдельную личность к внутренним изменениям.
Такой же тяжёлый путь исканий и постоянных сомнений предстоит пройти и Григорию Мелехову, герою романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Гражданская война – время коренных перемен в жизни государства, и, если хочешь выжить, должен выбрать одну из противоборствующих сторон. Григорий Мелехов в первую очередь ищет правду, но не находит её ни у белых, ни у красных. Везде герой чувствует себя чужим, ему сложно понять, зачем, к примеру, брат убивает брата или сын жестоко уничтожает родного отца во имя призрачных идеалов. Когда сам Григорий совершает убийство, то ощущает душевную пустоту, ему кажется, что он убил не только австрийца, но и кого-то внутри себя. Мелехов долго не может забыть погибшего юношу с детским лицом, и это доказывает, насколько противоестественны для этого человека насилие и жестокость. Впоследствии герой, мучающийся угрызениями совести, отметит, что война из него «всё вычерпала», между тем он сумел сохранить в себе лучшие нравственные качества.
В заключение хочется сказать, что в эпоху перемен человеку зачастую сложно не потерять своё «я», свою уникальность, остаться верным собственным убеждениям. Любые изменения, происходящие в мире, так или иначе отражаются на мировоззрении личности. Но каждому подвластно выйти из этой схватки победителем: нужно только захотеть стать свободным, сильным, духовно развитым человеком.
412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
Человеку свойственно ошибаться, ведь идеальных людей не существует. У каждого могут быть какие-то достоинства и недостатки, и это совершенно нормально. Есть такое распространённое мнение, что на ошибках учатся. На мой взгляд, это справедливо: чтобы один раз взлететь, нужно несколько раз упасть. Даже если воспоминания о каких-то не самых приятных поступках причиняют человеку боль, нужно уметь это вынести и задуматься о том, что позволит тебе стать лучше, сильнее духом. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к примерам из художественной литературы.
Главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» задаётся вопросом, можно ли убить одного никому не нужного человека и тем самым спасти жизни миллионов людей. Согласно его теории, люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Сам Родион Раскольников считает, что может решать человеческие судьбы. Конечно, теория героя антигуманна, поэтому совершённое преступление никого не делает счастливым. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую называет «зловредной вошью», но не может воспользоваться её деньгами, чтобы помочь «униженным и оскорблённым». В какой-то момент юноша понимает, что совсем не похож на Наполеона, а значит, не находит в себе силы воплотить задуманное в жизнь. Любое убийство бесчеловечно, и у Родиона Раскольникова возникает ощущение, будто он «ножницами отрезал себя» от других людей. Герой не может остановить поток мыслей, которые его угнетают, он убеждается в собственной ничтожности. Способность к рефлексии не позволяет Раскольникову покончить жизнь самоубийством, как это сделал Свидригайлов. Само существование после преступления превращается в наказание, но душевная боль и подталкивает его к раскаянию.
Иногда неспособность исправить собственные ошибки обрекает человека на одинокую, несчастливую жизнь. В новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются после долгих лет разлуки. Николай Алексеевич совершенно случайно узнал, что Надежда, бывшая крепостная, в течение тридцати лет не переставала испытывать к нему искренние любовные чувства. Если герой небрежно говорит ей, что «всё проходит» и «всё забывается», то Надежда не может с этим согласиться. По её мнению, не всё можно с лёгкостью стереть из памяти и время не самый хороший лекарь. «Тёмные аллеи» — это история об упущенном счастье, и Николай Алексеевич внезапно осознаёт, что его жизнь была лишена смысла, прошла впустую и он навсегда утратил внутреннюю гармонию после расставания с возлюбленной. Минуты, проведённые с Надеждой, герой называет «волшебными», больше он никогда ничего подобного не испытывал. В любом случае размышления о допущенной ошибке могли бы подтолкнуть бунинского персонажа к переоценке ценностей, но он предпочёл этого не делать, из-за чего и упустил возможность быть счастливым.
Таким образом, если человек не будет ошибаться, он станет музейным экспонатом, а это невозможно. Может ли личность получать удовольствие от жизни, всегда всё делая правильно? Даже если ошибки причиняют нам боль, они всё-таки позволяют приобрести ценный опыт и делают нас сильнее.
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными
Представителей современного поколения достаточно часто называют «цифровыми людьми». Действительно, подросткам в XXI веке сложно представить собственную жизнь без новых технологий, значительно облегчающих наше существование. Многие считают, что это приносит им вред и в конечном счёте может привести к духовной деградации. Однако это не вполне справедливо, потому что у так называемого поколения Z есть немало положительных качеств. Чтобы это доказать, обращусь к примерам из художественной литературы.
Многие подростки нового времени — яркие индивидуальности, не похожие друг на друга. В повести Н. Дашевской «День числа Пи» два главных героя – Лёва Иноземцев и Кирилл Комлев. Их одноклассница Соня даёт соперникам, в конце концов ставшим хорошими друзьями, следующую характеристику: «братья-близнецы с разными операционными системами». Лёва – талантливый мальчик, который умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи и обладает цветным слухом, как известные синестеты Набоков и Скрябин. Но при этом героя называют «психом», потому что он совершенно не умеет правильно общаться со сверстниками. Кирилл – хулиган, который больше других оскорбляет «странного» мальчика. Но никто даже представить не может, что творится в душе этого юноши. Он талантлив, пишет стихи и играет на виолончели, но обесценивает собственные достижения, постоянно сравнивая себя с Иноземцевым. Итак, современные подростки так же, как и герои этого произведения, стремятся быть необыкновенными. Они не желают прожить жизнь впустую и готовы добиваться поставленных целей. Да, поколение Z рано и быстро освоило цифровые технологии, но это нисколько ему не помешало, напротив, ребят XXI века отличает творческий подход к жизни, они не хотят быть одинаковыми.
Современным подросткам всё так же интересно познавать жизнь и раскрывать её с разных сторон. Главная героиня повести норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» — любознательная девочка Лена Лид, лучшая подруга рассказчика Трилле. Она ничего не боится и всё время придумывает какие-то приключения. К примеру, однажды она предлагает Трилле поиграть в Ноя, и для этого они сооружают ковчег и начинают ловить разных животных, чтобы спасти их от наводнения. Многие считают, что наше поколение не интересует ничего, кроме компьютерных игр и социальных сетей. Но на самом деле большинство из нас предпочитает активную и насыщенную жизнь. Лена Лид – творческий человек, который никогда не может усидеть на одном месте. Так, она воображает себя Иисусом, спасающим ягнёнка, играет на блокфлейте в канун Рождества, чтобы заработать деньги на мяч. Создаётся впечатление, что у неё никогда не заканчиваются идеи. Кроме того, на примере этого произведения можно доказать, что современные подростки тоже умеют дружить и быть преданными, любить по-настоящему, искренне. Именно поэтому поколение Z нельзя называть «потерянным», ведь оно унаследовало от своих предшественников многие положительные качества.
В заключение хочется сказать, что современные подростки опираются на опыт старших и стремятся привнести в мир что-то своё. Ребята находятся в постоянном поиске себя и мечтают изменить действительность к лучшему. Поколение Z не боится перемен, не любит однообразие, ценит креативность и целеустремлённость.
Источник