Меню

Содержание работы учителя социального педагога психолога по обеспечению здоровья учащихся

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)
статья

Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье — это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды. Мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей зависит не только от родителей, но и от учителей. Ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе, следовательно мы несем ответственность за здоровье детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 13.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья.

Здоровье — это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.

Мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей зависит не только от родителей, но и от учителей. Ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе, следовательно мы несем ответственность за здоровье детей.

В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома.

В течение года были проведены различные классные часы, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.

Например, беседа «Зачем нужно быть здоровым?» ребята выводили свои правила по ЗОЖ., высказывали свое мнение, разбирали ситуации, отвечали на вопросы. Большое внимание уделяю беседам о вреде курения, как никотин влияет на растущий организм, на внимание и память ребенка, так же , проводились спортивные состязания в классе и между классами: «перестрелка», спортивные старты, игры на свежем воздухе. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение.

Кроме выше перечисленных мероприятий для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках провожу физминутки, используя физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища («хомка», «буратино», «рубка дров»). Для снятия напряжения зрения применяю зрительную гимнастику. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.

Каждый учебный день учащиеся начинают с утренней зарядки. Она приучает детей вести ЗОЖ. и укрепляет мышцы тела. Большое внимание уделяю на уроках правильной осанке. На переменах ребята играют в различные малоподвижные игры, это развивает двигательную активность. Большую роль играет проветривание кабинета, озеленение кабинета создает положительный фон, тепло и уют.

На родительских собраниях постоянно ведутся беседы по укреплению здоровья (о профилактике гриппа, ведение правильного режима дня, о пользе витаминов в зимнее время), так же повторяются правила поведения в школе и дома.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем буду продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.

Источник

«Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога-психолога в условиях современной школы»
статья по зож

Скачать:

Вложение Размер
statya_psihologicheskoe_zdorove.docx 21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы

В последнее время школьники часто сталкиваются, как в жизни, так и в школе, с разными трудностями, которые оказывают влияние на их психологическое здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все хорошо и прекрасно, он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, способен справляться с жизненными ситуациями. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности ребенка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». Когда мы наблюдаем у школьников изменение поведения: нарушение конвенциальных и моральных норм, тревожность, агрессию, замкнутость, и т.п. личностные проявления, в большинстве случаев это свидетельствует о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости. Школьникам необходимо помочь сохранить и укрепить психологическое здоровье, создать комфортные условия для бучения, совместно с родителями и педагогами, психологом, преодолевать возникающие трудности.

Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:

  • способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;
  • обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
  • формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;
  • уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы.

В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью профилактики дезадаптации и сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. В результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул. В связи с этим необходимо:

  • проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
  • организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы — за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;
  • вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс»: каждый ученик обводит свою ладошку на листе цветной бумаги, вырезает ее, наклеивает в середину фотографию и в виде солнышка все работы размещаются на ватмане в уголке класса.

Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.

Создание родительского клуба способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. В рамках данного направления, с родителями проводятся тренинги, ведутся дискуссии, предоставляется и разъясняется информация по следующим темам:

  • «Адаптация будущего первоклассника»,
  • «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к 1-му и к 5-му классам»,
  • «Возрастные особенности младших школьников»,
  • «Как противостоять стрессу в новых условиях»,
  • «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»,
  • «Какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и обучения школьников. Как родители могут помочь детям преодолеть возникшие трудности» и т.п.

Информация, полученная на заседаниях родительского клуба, помогает родителям правильно организовать воспитательную работу и направить их внимание на поддержание эмоционального благополучия своего ребенка.

Для педагогов необходимо проводить семинары и консультации, с целью ознакомления с информацией о возрастных особенностях развития детей и с результатами психологической диагностики, способствующих формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является, создание благоприятного психологического климата на уроке. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — это то, что необходимо педагогу для раскрытия способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Таким образом, работа по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся организуется со всеми участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, педагоги, психологи и другие специалисты образовательного учреждения.

Школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 14.01.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ.

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер.

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Источник

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ
статья по психологии на тему

Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения проблем здоровья в школе.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_pedagoga-psihologa_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Здоровье – это фундамент нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

Уровень психологической помощи учащимся.

Состояние микроклимата в школе и дома.

Как видите это комплекс взаимодействий медика, педагога и психолога, позволяющий учителю и ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребёнка.

Рассмотрим психологический путь решения проблем здоровья в школе. Основной задачей работы педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному (полноценному) психическому развитию в условиях школы.

Основные технологии здоровьесбережения в школе направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников. Адаптация к школьным условиям достигается мерой затрат внутренних (функциональных) резервов организма, т.е. затрагивается физиологическая составляющая организма ребенка.

Как показывает практика, значительные трудности в адаптации испытывают учащиеся при поступлении в первый класс, а также ученики начальных классов при переходе на основную ступень обучения. Большинство детей переживают эти периоды как важнейший шаг в своей жизни, для которого характерно появление у детей разного рода трудностей: повышение тревожности, неуверенности в себе, страхов.

Поэтому возникла необходимость в обобщении и систематизации уже имеющегося опыта в разработке системы мер по организации оптимально безболезненного адаптационного периода учащихся 1-ых и 5-х классов. С этой целью была разработана система работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой, а также начальной школой и средней ступенью обучения для предупреждение проявлений школьной дезадаптации и осуществление здоровьесбережения учащихся.

Реализация работы осуществляется по двум направлениям:

— Работа в направлении психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению.

— Работа в направлении психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников начинается ещё до поступления в первый класс. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода.

Вся работа делится на следующие основные этапы:

1 этап — поступление ребёнка в школу;

2 этап – первичная адаптация детей в школе;

3 этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:

1. Диагностика психологической готовности детей к школе.

2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.

3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу. Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям. Вторая диагностика проводится в апреле. По её результатам определяется динамика развития каждого ребёнка и проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов, при необходимости составляем программы индивидуальной помощи детям.

Для работы с детьми используется программа «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю Куражевой, И. А. Козловой. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определённых целей: развитие познавательных и психических процессов, развитие интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер, развитие коммуникативных умений, формирование позитивной мотивации к обучению

Дальнейшая работа по сопровождению проводится в школе.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. С этой целью используется программа Ж. Баловой «Мультики + первоклашки», основой которой является мульттренинг.

Во второй четверти первого класса в рамках системы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и оказание им необходимой помощи. Основная задача этого этапа работы – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.

Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и психологом по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. (см таблицу). В прошлом учебном году 60% , в этом году 60,5% детей от общего количества первоклассников легко включились в школьную жизнь.

Источник

Читайте также:  Полезные растения для мужского здоровья
Adblock
detector