Меню

Содержание работы с детьми по формированию зож

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
статья на тему

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника

Скачать:

Вложение Размер
sotnikova.docx 26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей

Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

  1. Специально организованная деятельность;
  2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3.Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим: утренняягимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные мероприятия, гимнастика после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику.

Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки,плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных мероприятий , как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.

Физкультурно-познавательные мероприятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознателности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:

Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.

На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой»), по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).

Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.

Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.

Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», вкоторых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу ( закрепление основных видов движений), коррекционную работу профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаем точечному массажу, правильному дыханию.

Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный центр: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Так же в группе создан «уголок здоровья» , где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:НОД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

Особое внимание мы уделяем посещению детьми спортивных секций и кружков на базе ДОУ.Так например наши дети посещают кружок по теннису «Юный теннисист», и кружок по футболу «Школа мяча».

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья». Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии.развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.

Источник

«Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников». Здоровьесберегающие технологии

Любовь Ерохина
«Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников». Здоровьесберегающие технологии

Подготовили музыкальные руководители: Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В, инструктор по физической культуре Катунина Г. А, учитель- логопед Луцева О.

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий («Художественно – эстетическое развитие — Музыка», «Физическое развитие», «Логопедия»)

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

• гимнастика для глаз;

• физкультурные минутки, логоритмика

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период.

Солнышко греет уже еде – еле;

Перелетные птицы на юг улетели; (поочередно соединяют, начиная с

Голы деревья, пустынны поля,больших, пальцы обеих рук (на

Первым снежком принакрылась земля. каждую примету)

Река покрывается льдом в ноябре – (руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит во дворе. (разводят руками перед собой)

Удивился старый лось. (Растопыренные руки «рога»

— Что в лесу опять стряслось? над головой, приподняты брови)

— Это дерево упало. (Обе руки параллельно друг

Дров бобру на зиму мало!другу опускаем вниз)

Головой качает рысь: (указательные и средние пальцы

-Ну-ка, звери, берегись! На голове – «ушки» — покачать ими

И погрозить пальцем)

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап! – поднимаем глаза вверх, вниз

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап – кап – запели! – поднимаем руки вверх, посмотреть на них

Мы их вытирали. – «вытираем» лицо

Мокрыми стали! – опустили глаза вниз

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим! — присесть

Ходит рыжая лисица,

Ищет чем бы поживиться — (закрывают и открывают глаза)

Пошла лиса на базар,

Посмотрела весь товар — (повороты головы вправо, влево)

Себе купила сайку — (рисуют в воздухе указательным пальцем правой рукикруг, глазами следят за движением пальца)

Ребятам балалайку- (рисуют в воздухе указательным пальцем правой руки треугольник, глазами следят за движением пальца)

Если вдаль смотреть хотим

Нам бинокль необходим.

Смотрим вправо – кит плывет. (дети руками имитируют бинокль)

Смотрим влево – кашалот.

Ой! Песчинка в глаз попала –

Дружно часто поморгали.

Часто используется тренажер Базарного.

Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма.Древние люди замечали: «Пока дышу — надеюсь». Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, восстановить дыхание.

Очень любят дети «Боевой клич индейцев», «Воет волк», «Заблудились в лесу».

Подбираются дыхательные упражнения в соответствии с темой занятия.

Тихо кустики звенят – с-с-с

А деревья шелестят- ш-ш-ш

Дятел дерево долбит – д-д-д

Поезд в вдалеке стучит – ч-ч-ч

Мы сегодня так играем,

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять!

Нужно носиком вдыхать.

Вдох, вдох, вдох, вдох.

Гарью пахнет – ох, ох!

Хорошо подышим, потренируем легкие.

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Техникавыполнения упражнений дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой для детей:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

(облегченный вариант)ИП: лежа или сидя. Кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Бросим мяч».ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.

«Хомячок».Предлагаю пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Релаксационные игры и упражнения.

Расслабляясь, очень активные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными. Дети, которым присуща заторможенность, скованность, вялость, становятся уверенными в себе.

Слушаем пение птиц, шум дождя и моря.

Это упражнение – игра «Мороженое», «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», «Холодно – горячо», «Теплый дождик», «Назови ласково».

Давайте найдем сердце, послушаем, как оно стучит. А теперь представьте, что у нас в груди кусочек ласкового солнышка. Яркий и светлый лучик этого ласкового солнышка разливается по всему телу, рукам и ногам. Его столько, его столько, что он не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца.

Ложимся на ковер. Закрываем глаза

«Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал.

Тот, конечно, не устал, но устала голова,

Думать ей всегда пора.

Надо просто полежать, вспомнить солнце, море.

Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною.

Вот она блестит и улыбается.

И от луны зажигается.

Если это увидел ты.

Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.»

Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

Чтоб красиво загорать,

Надо в плечи крем втирать

(Поглаживание по плечикам)

Наши спинки смажем тоже

(Поглаживание по спинке)

Все друг другу мы поможем

Ножки дружно отряхнем

Головной убор возьмем

За руки возьмемся

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь, кусь – 2 раза

Никого я не боюсь.

Мы по Африке гуляли

И бананы собирали (подскоки)

Маме дам, папе дам (похлопывание по коленям)

И себя не обделям (постукивание кулачками по груди)

Вдруг огромная горилла

Чуть меня не раздавила. (хлопки по плечам)

Маме дам, папе дам (похлопывание по коленям)

И себя не обделям (постукивание кулачками по груди)

Массаж ушных раковин

Чтоб ушами лучше слышать, (показ)

Разомнём их поскорей («пробегаем» пальцами по ушам)

Вот сгибаем, опускаем (вперёд, назад)

И опять всё повторяем. (повтор)

Козелок мы разомнём (разминаем)

По уху пальчиком ведём (круговые движения пальцами по ушам)

И ладошкой прижимаем (прижали)

Сильно, сильно растираем (растираем)

Переходимк упражнениям для су джок (которые можно выполнять в принципе с любым массажным мячиком маленького размера)

Я мячом круги катаю,

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошки.

И помну его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой,

Вот я фокусник какой!

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Физкультурные минутки, логоритмические упражнения способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.

(надуваем щеки как хомяк)

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответсвенные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать

Веселый цирк у нас в гостях.

Жонглер бросает шарики.

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких (иммитация движений в соответствии

Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны. с текстом)

Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях

По кругу мчатся весело.

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

Не растаял снег пока

Лепим мы снеговика (хлопаем в ладоши)

Ставим ком, потом второй (наклоны)

Третий ком, он не большой.

И прилепим губки

Разудалый снеговик (Шагаем на месте)

Вышел на прогулку.

Осанка – это основа здоровья!

Проверим свою осанку

Держим ровно спинку.

Голову назад, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Руки вверх поднять прямые,

Вот высокие какие.

А теперь танцует таз,

Посмотрите — ка на нас!

Этим славным упражненьем

Дальше будем приседать:

И дружно встать.

Прыгать нам совсем не лень,

Словно мячик целый день!

Ребристая доска, массажные дорожки всегда присутствуют на занятиях по физической культуре. (Предлагаю педагогам пройти по массажным дорожкам)

Ведущий: Вы все сегодня были подтянутыми, спортивными, активными и в заключении я хочу поблагодарить за участие и подарить вам на память

Десять золотых правил здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31.

Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни у дошкольников Цель: Формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи: Познакомить с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению.

Консультация для воспитателей «Направления работы по формированию здорового образа жизни» Слайд 2. Прежде всего сегодня мы поговорим о здоровье. Насколько важен этот компонент нашей жизни? Насколько актуально заботиться о здоровье.

Кружковая работа по формированию здорового образа жизни у дошкольников и детей с ОВЗ КРУЖКОВАЯ РАБОТА по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ «Я здоровье сберегу.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

План работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в начальных классах № п/п Мероприятия Сроки Ответственные за мероприятие Организационный блок 1. Анкетирование родителей о состоянии здоровья ребенка. Сентябрь.

План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни в ясельной разновозрастной группе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад План работы.

План работы с родителями по формированию здорового образа жизни План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни Сентябрь № Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная.

Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Содержание деятельности воспитателей ДОУ по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей Здоровье – это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится всё более.

Источник

Читайте также:  Зож для современной молодежи
Adblock
detector