Казначеев В.П.
Космологические аспекты здоровья в работах
Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского
Рериховские чтения. 1979 год.
К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции.
Новосибирск, 1980.
<239>– конец страницы.
OCR OlIva.
«Восходы и закаты Солнца описать трудно — Рерих в натуре», такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля «Союз-9» 1-19 июня 1970 г. И смотря рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса. Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев, разума, любви, мира.
Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, на все времена будущего. И его значимость со временем растет. 1)
В этих словах космонавта глубоко раскрыта сущность и многогранность деятельности Н.К. Рериха и его роль в развитии современного естествознания и культуры. Эпоха космизации отражает наиболее глубинную суть современной научно-технической революции. «Научно-техническая революция в силу самой своей сущности с необходимостью ведет к космизации земной материально-производственной сферы и к расширению ее в космических масштабах.
Создание космизированного и космического производства явится ее венцом и концом, ибо дальше будут приходить другие перевороты, обеспечивающие развитие того, что сейчас еще только становится». 2)
Освоение ближайшего космоса человеком оказывает существенное влияние на процессы преобразования и управления на поверхности планеты и, естественно, не может не касаться самого сокровенного, дорогого — здоровья человека и человечества в целом. Роль космоса и космических факторов в представлениях о здоровье и болезни человека отражалась и в космологии, и натурфилософии античных мыслителей. Древних философов обстоятельно занимала мысль о взаимоотношениях человека и космоса. Эти идеи неизбежно приводили к представлениям о сути человека и его здоровье, «философская мысль от космических проблем приходит к проблемам непосредственно человеческим». 3) Однако, эти и многие другие работы, содержавшие в себе определенную рациональную суть, оставались наивными и весьма эмпирическими. В то же время укажем, что целый ряд древних лечебных процессов, духовных явлений, влияний и воздействий, элементы воспитания, также как эмпирическое использование некоторых наблюдений о связи психо-физиологических, патологических процессов с некоторыми космическими (астрономическими) факторами, до сих пор сохраняют определенный интерес и требуют дальнейших исследований.
Необходимо выделить три иерархично разных аспекта в понимании здоровья человека. Во-первых, это антропоцентрический аспект, где подвергается анализу здоровье того или иного отдельного человека и возможности опосредованных связей в норме и патологии с космическими факторами. Этот аспект, как увидим далее, по существу, к идеям Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского имеет весьма отдаленное отношение. В существующей литературе, к <240>сожалению, встречаются попытки анализировать работы указанных естествоиспытателей в таком аспекте. Такая интерпретация может привести к упрощению и искажению их содержания.
Второй аспект в исследованиях здоровья — популяционный, где делается попытка определить феномен здоровья на уровне популяции. Так, по Маркаряну культура (цивилизация) — это материальная система, обеспечивающая негэнтропийный эффект, характерная адаптивно-адаптационными (приспособительно-приспосабливающими) признаками. Такой подход к определению цивилизации созвучен с дефиницией, предложенной астрофизиками, согласно которой функциональное определение цивилизации звучит так: «высокоустойчивое состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения максимума информации об окружающем и самом себе для выработки сохранных реакций». 4) В свете сказанного здоровье популяций людей следует определить как процесс социально-исторического развития жизнеспособности — психосоциальной, биологической — населения в ряду поколений, роста производительности коллективного труда в динамике преобразования планеты, освоения космоса, совершенствования вида «человека разумного». В этом аспекте здоровье каждого индивида, продолжительность его активной и здоровой жизни является производным сложных комплексных социально-исторических, экологических и биологических законов. Здесь взаимосвязь и единство человечества и космического пространства неразрывны. В этом аспекте много ценного и опережающего содержится в работах Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Нельзя не назвать в данном случае имя А.Л. Чижевского, впервые в естествознании установившего факт взаимосвязи солнечной активности и состояния биосферы, здоровья населения.
Наконец, третий аспект понятия здоровья — космологический. В этом аспекте здоровье человечества в широком социально-историческом и эколого-биологическом значении рассматривается как <241>процесс развития психо-социальных и социально-биологических способностей человечества в целом, как одной из частей космической жизни и космического разума в процессе освоения космоса и возможной взаимосвязи с космическими разумными сообществами. Этот аспект сегодня, естественно, звучит как гипотетический, но практика стремительного развития НТР настоятельно указывает на необходимость разработки этого направления.
Наибольшая значимость идеи Н.К. Рериха относится именно ко второму и третьему аспектам в изучении здоровья людей. Прежде всего укажем на его воинствующий оптимизм, веру в гений человечества, в его объединение на Земле и познание космической беспредельности. Далее — на его вклад в формирование и роль общечеловеческого и космического значения культуры. В 1918 г. он писал: » Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось . И когда утверждаем: Любовь,красота и действие — мы знаем, что произносим формулу международного языка». 5) По существу, Н.К. Рерих подчеркивает идею континуальности мышления, которая может выражаться в едином и понятном для всех языке культуры. Мысли о духовном единении людей в процессе творчества, труда, пронизывают многие высказывания Н.К. Рериха. О единении, которое окрыляет и вдохновляет, которое, говоря словами К. Маркса, приводит к «своеобразному возбуждению жизненной энергии». 6) «Наступило время, чтобы признать значение мощной энергии взаимного понимания», — писал Н.К. Рерих. 7) Значение процессов такого взаимопонимания в общественном благополучии людей несомненно. В этих и во многих других работах Н.К. Рериха духовное составляет суть здоровья людей. Своими замечательными полотнами, поэтическими и публицистическими произведениями Н.К. Рерих несомненно сделал очень много для прогресса своей <242>Родины, для прогресса общечеловеческой культуры и, несомненно, тем самым внес крупный вклад в космологические проблемы здоровья. Нельзя не назвать его работу «Здоровье духа», где он подчеркивал: «Постигающий значение культуры, прежде всего вычеркивает из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти, боязнь врагов. Если в сердце своем он твердо знает, что он непоколебимо идет к свету, то единственный враг его будет тьма. Но тьма рассеивается от внесения света. Значит вдохновенное сердце, несущее свет, уже является победителем тьмы». Мы усматриваем в этих утверждениях не только натурфилософскую и романтическую сторону, но и элементы опережающего научного предвидения. В своей работе «Здоровье» 8) Н.К. Рерих подробно развивал вопрос также в космологическом аспекте о том, что есть здоровое тело, что есть здоровая мысль. Он утверждает: «не только нужны — жизнехранители и жизнедатели, но нужно осознание могущественной психической энергии, так тесно связанной с качеством вашей мысли». Н.К. Рерих неоднократно подчеркивал именно материалистическую трактовку своих идей, он уточнял: «. не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии — человеческой мысли и сознания. » 9) Здесь автор как бы перекликается с идеями своих соотечественников — К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Необходимо отметить, что до настоящего времени предпринимаются попытки мистифицировать научные предвидения Н.К. Рериха и некоторые его натурфилософские высказывания, которые естественно были написаны свойственным ему образно-поэтическим языком. В ответ на подобного рода дискредитации его идей мы напомним слова самого Николая Константиновича: «Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность».
Все указанные идеи Н.К. Рериха широко перекликаются с мыслями великого теоретика космонавтики и естествоиспытателя <243>К.Э. Циолковского. В 1922 г. К.Э. Циолковский писал: «Человек или другое существо есть материя. Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению». 10) К.Э. Циолковский основное внимание уделял выходу людей в космос и взаимосвязи с предполагаемыми внеземными цивилизациями. Наибольшее значение в антропокосмических идеях он уделял выходу человечества за пределы планет. Ему принадлежат первые попытки создания «космической этики». Он категорически отрицал идею геоцентризма и развивал мысль о необходимости дальнейшего прогресса человечества для выхода в космос, о таком совершенствовании разумной жизни различных планетных систем, которое приведет к объединению мыслящих существ в грандиозные космические содружества, единую систему цивилизаций Вселенной. 11) Здесь нет необходимости раскрывать содержание многочисленных работ К.Э. Циолковского, где он касается философских, морально-этических норм в космическом развитии человечества, в которых содержатся основные космологические концепции здоровья.
Великому нашему соотечественнику В.И. Вернадскому был свойственен геокосмический образ мысли, который его учеником Н.Г. Холодным был назван антропокосмизмом. 12) По его мнению, антропокосмизм на современном этапе его развития можно трактовать как попытку применения основных идей дарвинизма и динамического материализма к вопросу о месте человека в природе, о взаимоотношении его с космосом. Этот термин разделяется И.И. Мочаловым — известным исследователем жизнедеятельности В.И. Вернадского. 13) В.И. Вернадский писал, анализируя «следствия космической жизни. » «Разум человека меняет планету — есть одно из проявлений <244>механизма биосферы. Мы видим сейчас, как ясную исполнимую задачу ближайшего будущего захват человеком Луны и планет. » «Геологически мы сейчас переживаем психозойскую эру. Структура мозга будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты. В то же самое время он является продуктом, с планетой неразрывно связанным, с структурой пространства-времени, проявлением ее космического воздействия во вне, биокосмического воздействия высших форм жизни». 14) Вершиной работ В.И. Вернадского, в указанных аспектах, является его учение о ноосфере и его очерки «Научная мысль как планетное явление».
Вернемся к оценке Н.К. Рериха В. Севастьяновым. Очевидно, что в конце XIX и первой половине XX столетий в русской научной мысли в области космологии происходил невиданный взлет, своеобразный «ренессанс», который заложил основы новой космической эпохи человечества. Этот взлет коснулся не только многих теоретических и технических проблем, но и развития философской мысли, ряда идей гуманитарного характера, среди которых видное место занимают морально-эстетические, социально-биологические аспекты такого основополагающего феномена человечества, как его здоровье. Здесь рассмотрены лишь некоторые стороны этого «ренессанса», назван ряд выдающихся его творцов и сделана попытка подчеркнуть неоценимый вклад в эту проблему Н.К. Рериха.
Выше указано на три аспекта в исследовании такого феномена, как здоровье (антропоцентрический, популяционный и космологический). Все три уровня в практической жизни человека так или иначе выражаются в персональном здоровье — здоровье индивида. Очевидно, что чем глубже проникают друг в друга эти аспекты, тем плодотворнее становятся возможности как исследований, так и управления процессами здоровья. Наиболее глубокое их взаимодействие будет все более раскрываться. Это особенно важно в настоящее время, когда в коммунистическом и социалистическом обществе, в соответствии с Основным законом СССР — Конституцией, научные <245>исследования и система здравоохранения должны гарантировать не только сохранение, но и продление периода активной жизни. Решение такой новой фундаментальной проблемы, по нашему мнению, невозможно без учета популяционных (геоцентрических) и космологических закономерностей здоровья. Более того, можно думать, что именно в аспекте космологических подходов содержатся многие ключевые позиции в решении указанных проблем. Речь идет не о возврате к наивным и ошибочным во многом космологическим представлениям древней медицины, а о создании новой космологической теории здоровья, где бы и популяционный, и индивидуальный уровни здоровья получили бы более глубокое раскрытие и содержание, и обогатились бы новыми методами не только сохранения, но и развития здоровья также, как и принципиально новыми подходами в оценке, лечении и его восстановлении. Уже современный, пока еще небольшой опыт космической медицины, с несомненностью, подчеркивает важнейшую роль такого факта, как коллективной психологии, а также важнейшее значение совершенствования информационной взаимосвязи космонавтов с землей и управления процессами адаптации. В космосе, вероятно, наивысшее отражение находят категории единства личного и общественного, или личного, общественного, всечеловеческого и космического.
Таковы основные космологические аспекты здоровья и пути возможного его развития, которые содержатся в предсказаниях Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
1) Виталий Севастьянов, космонавт. Н. Рерих. «Зажигайте сердца», 1975, с. 180.
2) Е.Т. Фадеев. Сб. «Соревнование двух систем». М., 1971, с. 401.
3) Б.Т. Григорьян. Философия о сущности человека. М., 1973, с. 44.
4) Сб. «Внеземные цивилизации». М., 1969, с. 45.
5) Н.К. Рерих. «Зажигайте сердца». М., 1975, с. 75.
6) К. Маркс, Ф. Энгельс, т. 23. М., 1975, с. 337.
7) Н.К. Рерих. Священный дозор. Харбин, 1934, с. 71.
8) Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с. 79.
9) Н.К. Рерих. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929, с. 130.
Источник
Организация социальной работы по профилактике ЗОЖ и обеспечения здоровья в трудовом коллективе
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
В.П. Казначеев рассматривает понятие «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психо-социальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека /8/.
Здоровье — это: процесс сохранения, развития
физических свойств, потенций психических и социальных; процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности.
По мнению П.Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема «качества» народонаселения, под которым он подразумевает комплекс генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества /2, с.124/.
Очевидно, если говорить о категории «здоровье» в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей, входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.
Воспроизводство здоровья (охрана и реализация генофонда) — состояние репродуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей; условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы; наличие правовых актов, охраняющих генофонд и беременных.
Формирование здоровья — образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды) /6, с. 13/.
Потребление здоровья — культура и характер производства; состояние производственной среды; социальная активность индивида.
Восстановление здоровья — рекреация, лечение, реабилитация.
Другими словами, здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и генетических характеристик физического здоровья, психофизиологического уровня жизни. Формирование здорового образа жизни, рост благосостояния, развитие «индустрии» здоровья способствуют росту здоровья нации.
Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Физическое здоровье — это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера /6, с. 57/.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой — понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.
Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.
Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру.
Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (В.П. Казначеев).
Несмотря на обилие определений и точек зрения на суть здоровья, до настоящего времени нет единства подходов к его определению и оценке. Не вызывает, однако, ни у кого сомнения то обстоятельство, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т.е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни.
Существуют два пути поддержания гомеостаза:
1) обеспечение постоянства биохимических констант за счет депонирования различных веществ в органах и тканях с последующим их выделением в кровь и лимфу;
2) многообразие физиологических организаций и процессов, обеспечивающих в конечном итоге восстановление смещенных показателей внутренней среды к оптимальным значениям /29, с. 43/.
Одной из фундаментальных проблем валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.
В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.
Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся в геноме /11, с. 182/.
Показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.
Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят:
Источник