Меню

Содержание образования по основам здоровья

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 2906 раз

Библиографическое описание:

Костецкая, Г. А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/405/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.

Ключевые слова: школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», методика обучения основам здорового образа жизни.

Актуальность обучения школьников основам здорового образа жизни представляется бесспорной. Это подтверждается и содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в части требований к личностным образовательным результатам. Между тем обученность выпускников российских школ основам здорового образа жизни оставляет желать лучшего. Так, проведенный нами опрос студентов-первокурсников вузов Санкт-Петербурга (а это вчерашние школьники) показал, что у 65% из них представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и способах его обеспечения сформированы фрагментарно, а у 4% такие представления практически отсутствуют (было опрошено 315 респондентов – выпускников школ 34 регионов России).

Таким образом, имеется противоречие между социальным заказом – воспитанием молодого поколения, ориентированного на ценности здоровья, здорового образа жизни и реальными образовательными результатами. Чем оно обусловлено?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем не учитывать влияние на ребенка (подростка) комплекса внешних условий (семьи, ближайшего социума, СМИ и др.) и подумаем, где и почему не дорабатывает школа. Такое рассуждение позволяет предположить, что во многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), которому принадлежит ведущая роль в обучении основам ЗОЖ. Не секрет, что в условиях, когда результаты ЕГЭ являются критерием результативности работы школ, значительные временные, кадровые и финансовые ресурсы учреждений направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ, а изучение курса ОБЖ осуществляется по «остаточному принципу». Это отражается, в частности, и в структуре учебных планов, где на ОБЖ отводится минимальное количество часов, и в том, что в некоторых школьных библиотеках – и такие случаи не единичны — отсутствуют даже учебники по ОБЖ! Вместе с тем, вероятно, имеет место и другая причина: методики обучения ЗОЖ, используемые в массовой педагогической практике, нередко оказываются малоэффективными, что свидетельствует о пробелах в профессиональной подготовке учителей ОБЖ, а также о слабой популяризации успешного педагогического опыта и соответствующих научных разработок.

Следует отметить, что вопросам методики обучения школьников здоровому образу жизни в последние годы уделяется заметное внимание исследователей [3, 7]. При этом важно, что представлены исследования, посвященные проблемам методической подготовки будущих учителей ОБЖ к преподаванию основ ЗОЖ [1, 4, 5, 8].

Современные условия, отличающиеся высокой динамичностью, диктуют новые требования к профессиональной подготовке педагога. Однако успех педагогической деятельности определяется не только уровнем профессиональной подготовки учителя, но и его личностными качествами.

В.П. Соломин отмечает, что «педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет … мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности» [6, с.3]. И это представляется чрезвычайно важным.

Ответственный учитель ОБЖ в сложившихся условиях стоит перед нелегкой задачей: как разработать (выбрать) такую методику обучения ЗОЖ, которая обеспечивала бы хорошие образовательные результаты? Подходы и принципы конструирования такой методики, конечно, могут быть различными. Наше видение методики обучения ЗОЖ нашло отражение в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по ОБЖ для старшей школы, разработанном под руководством профессора С.В. Алексеева.

УМК по ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. (издательский центр Вентана-Граф) включает учебник ОБЖ для 10-11 классов, программу курса и методическое пособие для учителей. Учебник включен в Федеральный перечень [2].

В основу концепции УМК положены такие методологические подходы, как личностно-деятельностный, компетентностный, средовый, системный, интегративный, экологический, что согласуется с содержанием ФГОС общего образования.

Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Планируемые образовательные результаты освоения учащимися материала данного раздела – предметные, метапредметные, личностные, определяемые требованиями ФГОС, представлены в Таблице 1.

Читайте также:  Условия для сохранения здоровья во время труда

Планируемые результаты освоения старшими школьниками раздела курса ОБЖ

«Основы здорового образа жизни» [9]

Сформированность целостных представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

умение применять полученные знания о здоровом образе жизни на практике, проектировать модели личного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни.

Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

умение использовать средства ИКТ;

умение самостоятельно принимать решения;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;

бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

расширение навыков сотрудничества с людьми разного возраста в различных видах деятельности.

Учитывая целевые установки обучения школьников основам ЗОЖ, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела (принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании и т.д.). Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности ЗОЖ) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.

В этой связи проектирование учебного процесса целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы.

Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» в учебнике ОБЖ авторов С.В. Алексеева и др. представлено семью (параграфами): «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения», «Сексуальные отношения и здоровье».

Содержание первых двух параграфов – «Здоровый образ жизни…» и «Вредные привычки…» направлено на развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. При этом внимание акцентировано на последствиях самых распространенных вредных привычек – табакокурения и употребления алкоголя. На достижение личностных результатов обучения нацелены, в частности, предлагаемые в учебнике задания для самостоятельной работы учащихся: «… изучите содержание Федерального закона … «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…»; «…выясните, как влияет курение матери во время беременности на здоровье ребенка» и др.

Параграф «Сердечно-сосудистые заболевания» посвящен актуальной проблеме – болезням, являющихся основной причиной смертности людей в современном мире, и нацелен на формирование у учащихся представлений о причинах и опасностях этих заболеваний, о здоровом образе жизни как единственном способе их профилактики.

Тема «Загрязнение окружающей среды…» предполагает расширение и углубление знаний учащихся о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, о мерах по обеспечению безопасности продуктов питания и воды в повседневной жизни. Показано, что загрязнение окружающей среды – основная причина аллергических заболеваний, рассмотрены некоторые источники такого загрязнения. Особое внимание обращено на вопросы безопасности продуктов питания и питьевой воды.

Читайте также:  Примите от нас пожелания счастья здоровья

Значительное внимание в содержании раздела уделено вопросу об инфекционных заболеваниях и их профилактике (параграфы «Инфекционные заболевания…», «Нехарактерные для России инфекционные заболевания…», «Сексуальные отношения и здоровье»). Предполагается, что освоение этого материала будет способствовать расширению, углублению и систематизации знаний учащихся в данной области, формированию у них целостных представлений о ЗОЖ как способе профилактики большинства инфекций.

В конце каждого параграфа предлагаются вопросы и задания. Блок «Чему мы научились…» (по окончании раздела) содержит ситуационные задачи, вопросы тестового контроля, примерные темы для групповой проектной деятельности. Предлагаемые задачи носят практико-ориентированный характер. Решение тестовых заданий позволит закрепить теоретические знания учащихся, совершенствовать их навыки самоконтроля.

При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. Предлагаем использовать такие методы обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), проведение мини-исследований.

Среди технологий обучения можно рекомендовать следующие: технологии проблемного обучения, ИКТ — информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии КСО – коллективного способа обучения. В данном ряду, полагаем, особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных. Это показывает и педагогическая практика. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проектные технологии определены ФГОС как обязательные на старшей ступени общего образования.

С учетом возраста учащихся и наличия у них ряда сформированных компетенций в области учебной деятельности целесообразно использование технологий модульного обучения. Пример выделения учебных модулей приведен в Таблице 2.

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни», 10-11класс: учебные модули

Источник

Рабочая программа МДК 01.01 Медико- биологические и социальные основы здоровья Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

специалист в области арт-терапии

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Специальность среднего профессионального образования:

44.02.01 Дошкольное образование.

Подготовка: углубленная (для ППССЗ)

Форма обучения: очная

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (профессии) среднего профессионального образования 44.02.01. Дошкольное образование.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «____________________», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (заключение № ________ от «____»________20__ г.).

Автор программы: Матошина Н.А. – преподаватель ___________

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии ____________________________________

Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии: Степанченко Л.А. _______________

Представитель работодателя _____________________

«____» _________ 20___ г.

(с представителем работодателя согласуются только рабочие программы общепрофессиональных дисциплин (дисциплин общепрофессионального цикла), введенных дополнительно к обязательным дисциплинам ФГОС СПО)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ междисциплинарный курс «Медико-биологические и социальные основы здоровья» предназначен для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образование МДК.01.01.

По окончании междисциплинарного курса студент должен

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации;

требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;

наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;

определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;

планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации;

организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;

создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)

с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

способствовать предупреждению детского травматизма:

проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

Читайте также:  Викторина про здоровье для подготовительной группы

иметь практический опыт :

планирования режимных моментов,

утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания,

физкультурных досугов и праздников;

организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;

организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур,

физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей; организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;

взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;

диагностики результатов физического воспитания и развития; наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию; разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;

особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;

теоретические основы и методику работы воспитателя,

методику проведения диагностики физического развития детей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка,

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Источник

Adblock
detector