Меню

Содержание коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Диагностика и коррекция детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 20.7 КБ

Предварительный просмотр:

детский сад № 82

Попова Галина Николаевна

«Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Для проведения диагностики важно установить контакт с ребенком и родителями (законными представителями), создать спокойную доброжелательную атмосферу, заинтересованное отношение к ребенку. Проведение полной диагностики требует значительного времени. В зависимости от утомляемости ребенка, его способности к концентрации можно провести диагностику в течение нескольких встреч (мл. возр. по 15.мин. ,ср.20 мин.,старш.25мин.,подг.30 мин.) Важно не торопить ребенка при выполнении заданий, отслеживать его утомляемость, ориентироваться на его предпочтения (например, в выборе сюжетных картинок), предлагать задания, связанные с разными видами деятельности. Все это поможет ребенку проявить себя наиболее полно.

Не стоит ограничивать выбор тестовых материалов. Если ребенок не очень заинтересовался заданием или картинкой, педагог предлагает выполнить то же задание на более подходящем для конкретного ребенка материале. То, что интересно, получается лучше.

Когда ребенок выполняет задания, педагог наблюдает за ним, пытаясь понять, в чем ребенок успешен, а чему еще нужно учиться, в чем причина затруднений, что вызывает интерес, а что скуку.

Отражение деятельности педагогов по проведению педагогической диагностики в содержании Программы не является обязательным требованием ФГОС ДО, однако не станет лишней позицией.

Подтверждением этому являются следующие позиции:

1. Данная оценка необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения обратной связи в процессе взаимодействия с воспитанниками.

2. Степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется программой.

3. Проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения.

4. Педагогическая диагностика направлена на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.

Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) утверждается педагогическим советом.

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

•организованной деятельности в режимные моменты,

•самостоятельной деятельности воспитанников;

•свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;

•непосредственно образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

Специальными условиями проведения педагогической диагностики в дошкольном отделении образовательной организации должны стать:

• выбор методик и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием;

• разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы,

• подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.

Главной проблемой на пути педагогов является непонимание: «Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?».

«Непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений.

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:

• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой.

Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляли собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников.

В рамках реализации ФГОС ДО (согласно методических рекомендаций МЦКО) содержание таковых диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

•Однако абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и аналитике полученных результатов.

При заполнении такого рода таблиц не должны использоваться оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный».

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

•находится в стадии формирования.

Мы просто констатируем факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

При анализе полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.

Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики –

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Источник

Коррекционная работа

Занятия по коррекции речевого развития проводит:

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет :

педагог-психолог Гусева Елена Николаевна

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

· дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);

· дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

· дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

Цель коррекционной работы:

Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.

3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.

5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

— информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей с ОВЗ;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

— консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— детей с тяжелыми речевыми нарушениями — 27 детей;

из них 17 детей в старшей логопедической группе, 10 детей в разновозрастной группе для детей с ОВЗ;

Система комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра и врач-педиатр Рахмановской амбулатории, прикрепленной к детскому саду.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОВЗ являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи, мышления и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 2- 8 лет реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:

  1. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» — Н.В. Нищева
  1. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
  2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко; Р.Д. Тригер; Г.М. Капустина; И.Н. Волкова.

и перспективному плану работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого – педагогическое обеспечение:

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
  2. Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
  3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в детском саду имеются:

2 музыкальных руководителя,

1 инструктор по физ.культуре.

Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:

  1. Развитие речи и коррекция её недостатков.
  2. Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
  3. Демонстрационные материалы по лексическим темам.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие познавательных психических процессов.
  6. Совершенствование мелкой и общей моторики.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия:

В исправлении общего недоразвития речи и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей коррекционных групп. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

В группах компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы — социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями).

— сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,

— сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.

Источник

Читайте также:  Разработка модели школы здоровья
Adblock
detector