ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
статья на тему
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО «Центр Знаний »
КПК « Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Нестерова Оксана Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ р.п.Мухен
Список использованной литературы: 7
Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Однако, большинство специалистов по специальной психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1] .
Целью моей работы будет изучение процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается, поэтому актуальность работ на эту тему трудно переоценить .
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [2] .
Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.
Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. Это относится и к детям с Ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.
Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие.
Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети ни учителя.
Я знаю одну такую школу. Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг другу помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу вместе с детьми без ограничений возможностей здоровья, которые помогают выгружать инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.
Помимо общеобразовательных предметов, в этой школе каждый сезон готовят спектакль. Под руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений сами пишут сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый год ученики этой школы участвуют в городской выставке – пишут картины и создают художественные объекты.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.
Список использованной литературы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) .
- Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.
- Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003 .
[1] Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
[2] Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком.
Материалы по проведению занятий по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид).
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения.
ЭССЕОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС .
Для работы с детьми с ОВЗ.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Источник
Эссе «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
Александра Орлова
Эссе «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
«Чтобы озарять светом других –
нужно носить солнце в себе»
Дети — самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно — потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.
Свою педагогическую деятельность я начала в 18 лет, устроившись воспитателем в ясельную группу. В этом же дошкольном учреждении учителем-дефектологом работает и моя мама. Я часто заходила к ней и с интересом и удивлением наблюдала за «особыми» детьми с интеллектуальными нарушениями. Когда я впервые увидела таких детей, я испытала острую жалость к ним.Меня охватило чувство сомнения: «Неужели этим детям можно помочь?»
Через три года я впервые начала самостоятельно работать с детьми с ОВЗ. Я и представить себе не могла, как эти дети чисты и безобидны, непосредственны и беззащитны, и очень нуждаются в нашей помощи и поддержке. Они все такие разные. Одни не сразу понимают обращенную к ним речь, другие не могут самостоятельно одеться и раздеться, внимание их рассеянное, мыслительные процессы не сформированы. Честно говоря, я и представления не имела, что смогу найти с ними общий язык.
Конечно, в начале педагогического пути было одновременно интересно и страшно. Строки этого стихотворения как нельзя точно опишут те чувства, которые я испытала,начав работать с детьми с ОВЗ:
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,
Мир «особого» ребенка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Постепенно мы узнавали друг друга, привыкали. А спустя две недели дети уже ждали меня, бежали обниматься, доверяли свои маленькие тайны. Мы вместе играли, читали, рисовали, лепили, смеялись. Дети живо реагировали на все новое. Нашим детям чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. Все время я стараюсь по-матерински окружить детей лаской, добротой, заботой, найти к каждому ребенку «ключик», стать им настоящим другом.
Важным направлением в своей работе считаю помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными потребностями. Ведь так важно поддержать родителей в определенный момент жизни, объяснить им то, что не понятно, вселить надежду, показать перспективу в дальнейшей жизни. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
А у некоторых родителей наших детей, даже мне, педагогу, есть чему научиться и что перенять. Это чувство веры, оптимизма, стойкость, терпение в преодолении трудностей. Общаясь с особыми ребятишками и их родителями, я изменила свой взгляд на многое в собственной жизни.
Я как педагог должна зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать. Поэтому моя позиция по отношению к «особенному» ребёнку такова: он – мой союзник, соратник, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего собственного «я».
В завершение своего эссе мне хотелось бы обратиться к стихотворению не известного мне автора, которое и подведет итог вышесказанному.
Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
Они в наш мир не зря приходят.
Всевышний посылает ангелов-детей
«Особенных» детей, как испытанье вроде
А, в самом деле, чтобы лечить людей.
Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.
Источник
Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
материал
«Ребёнок с ОВЗ : опыт общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
142530, тел. 8(49643)3-29-55
«Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения»
Масленникова Наталья Андреевна
Региональная дистанционная педагогическая конференция
«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
равные возможности-новые перспективы»
3. Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения».
4.Список использованной литературы.
Для каждого родителя его ребенок – единственный и неповторимый. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Если окружить таких детей должным вниманием, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [1] .
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [2] .
В группы детей с ОВЗ входят дети сразными нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. В такой ситуации, я считаю, основной целью является правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Некоторые дети с ОВЗ испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, но они имыслят по-другому.
Эссе на тему: «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения».
не дефектное, а своеобразное развитие,
отрицательными признаками, а
имеющее целый ряд положительных,
возникающих в силу
с дефектом к миру».
Свою педагогическую деятельность я начала в 21 год, устроившись воспитателем в детский сад. И сразу попала в группу, где среди здоровых детей был один «особенный». Тогда ещё я не понимала, что это такое, как вести себя с такими детьми. Этот ребёнок плохо ходил, не разговаривал, не сразу понимал обращённую к нему речь, не мог самостоятельно одеться и раздеться и как следствие, детям было с ним не интересно ни играть, ни общаться. Когда мы с детьми делали зарядку он сидел на скамейке, потому что ему было тяжело бегать и выполнять физические упражнения. Мне было жалко его.
Он был непосредственен и беззащитен и очень нуждался в помощи и поддержке. Я решила объяснить детям, что это «особенный» ребёнок, он всё понимает, просто не может сказать, в группе он такой один и ему очень непросто. Он нуждается в их помощи и поддержке. С ним надо играть и общаться, и тогда он научится всему быстрее. Да, он плохо двигается, но он научится, просто ему надо больше времени, чем остальным. Со временем, он будет бегать и прыгать, как и все дети. Это было в старшей группе и детям было уже по 5 лет, поэтому, я думаю, они меня поняли и услышали. Д. стали принимать в игру и даже стали помогать ему на занятиях. На тот момент ещё не шла речь о тьюторе.
Со временем и я нашла к нему подход, стала понимать его. Я стала стараться заниматься с ним индивидуально, а дети мне помогали. Особое внимание я уделяла развитию мелкой и крупной моторике, так как ручки у него были слабенькие. Мы лепили, рисовали, я даже стала доверять Д. ножницы, не боясь, что он может порезаться. Он старался сам одеваться и раздеваться. С развитием речи, конечно, были проблемы, так как он совсем не разговаривал, но мы рассматривали картинки, я задавала вопросы, а он показывал.
Так же мы делали и на занятиях по математике, я спрашивала, а он, молча, делал. Помимо воспитателя с Д. занимался учитель-дефектолог и учитель-логопед. Ведь таким детям, чтобы учиться и развиваться, необходима помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых.
И тогда я для себя поняла, что главным для работы с детьми с ОВЗ, является привитие ребёнку общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия. Сейчас Д. уже 18 лет, и я уверена, что у него всё хорошо.
Моя позиция по отношению к «особенному» ребёнку такова: такой ребёнок имеет право на несогласие, сомнение и ошибку.
И в заключении хочу сказать: «Любите детей такими какие они есть».
Источник