Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса
консультация по теме
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanitarno-gigienicheskie_usloviya.pptx | 181.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса Презентация подготовлена учителем ОБЖ МАОУ СОШ №3 г.Пушкино Салиной Е.М.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья
Санитарно-гигиеническое состояние школы Санитарно-гигиеническое состояние школы включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой ) действуют успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся.
Требования к школьной мебели Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Самая экономичная поза на уроке — сидя, с минимальным отклонением центра тяжести от положения равновесия. При правильном положении тела устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры и отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка. При письме . Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий При чтении. Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°. Стоя. Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.
Гигиенические условия в классе
Освещенность Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости .
Освещенность По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет. Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.
Воздушно-тепловой режим Температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние человека , так и риск ухудшения здоровья. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий, поэтому на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18-20°С.
В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («Чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости воздуха, а это также неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно на их голосовых возможностях. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).
Уровень шума Для психогигиенической обстановки в школе существенным является такой фактор, как шум. Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению Не следует забывать о еще одной актуальной задаче — уменьшении «внутреннего» шума, возникающего от чрезмерно громких разговоров, криков.
Очевидный вред слуху и здоровью школьников вообще наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Задача учителя, классного руководителя — донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий.
Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения При применении ТСО расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). В старших классах активное использование ТСО может приводить к большей утомляемости: за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации.
Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся Отмечается, главным образом, под влиянием: передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета); преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; однообразной структуры урока при недостаточном контакте ведущий — учащийся — педагог; неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте; плохое качество изображения и т.д.)
Характер и условия работы на ПК Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 класса — 10 мин; 2-5 классов — 15 мин; 6-7 классов — 20 мин; 8-9 классов — 25 мин; 10-11 классов — на первом часе учебных занятий -30 мин; на втором — 20 мин.
Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, связанные с компьютером, следует выполнять 5 правил: Расположить компьютер в углу комнаты или задней панелью к стене. Проводить ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер, поэтому пол в нем не следует закрывать паласом или ковром. До и после работы на компьютере протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Можно поставить перед экраном кактусы. Считается, что они помогают уменьшить негативное влияние компьютера. Чаще проветривать комнату, в которой работает компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.
В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11% .
Источник
Статья «Сохранение и укрепление здоровья школьников в аспекте требований ФГОС»
статья по зож
Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.
В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Зуева Татьяна Владимировна ,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №363
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья школьников
в аспекте требований ФГОС
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с обучением в школе. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми.
Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:
20 % — наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % — образ жизни
Исследования ИВФ РАО ( Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- наследственность;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- круг общения, вредные привычки;
- питание;
- особенности отношения младших школьников к своему здоровью.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся .
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих задач на ступени начального общего образования:
- пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;
- развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование установок на использование здорового питания;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- учить радоваться и видеть красоту жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- расширять знания и навыки по экологической культуре;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.
Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся включает в себя 5 организационных этапов:
- организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.
Отдельно можно выделить этап управления реализацией программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся.
В начальной школе должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, а именно:
- обеспечение каждого класса начальной школы учебным кабинетом, в котором оборудован гигиенический уголок (раковина для мытья рук, мыло, полотенце);
- комплектация физкультурного зала оборудованием, необходимым для проведения занятий с младшими школьниками;
- выделение пространств для проведения в начальной школе занятий внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления;
- обеспечение учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты независимо от роста учащихся ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна;
- обеспечение хранения в классе дидактических пособий для первоклассников.
В начальной школе должен быть организован режим, соответствующий ФГОС:
— 5-дневный режим обучения в 1 -4-х классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки;
— «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре — октябре в 1-х классах;
-облегченный день в середине учебной недели;
— 35-минутный уроков в течение всего учебного года в 1 -х классах и 45-минутный во 2-4-х классах;
-ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока ;
— составление учебного расписания с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели,
В начальной школе должна быть организована учебно-познавательная деятельность обучающихся, включающая:
• введение в начальной школе третьего часа физической культуры;
• разработку курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;
• реализацию планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• организацию безотметочного обучения в 1-х классах;
• применение ИКТ с учетом требований СанПиН 2.4.2.1178-02;
• реализацию раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности, в т. ч.: реализацию плана мероприятий по профилактике детского травматизма, изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий («Весёлые старты», спортивные праздники, День здоровья), экскурсий в парк и т. д.;
• проведение часов здоровья, классных часов, досуговых мероприятий (конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.) по темам ведения здорового образа жизни;
• включение тем, направленных на здоровьесбережение и формирование основ безопасного образа жизни (поведения в быту, правила общения, правила ОБЖ, ПДД) в преподавание уроков физической культуры, технологии, окружающего мира, курса «ОРКСЭ».
Примерное содержание работы в начальных классах по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в урочной деятельности младших школьников включает в себя изучение материала и выполнение учебных заданий по ознакомлению со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.
В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:
- спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
- коллективно-творческие дела;
- система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, обсуждение необходимости правильного питания. Для этого используются следующие приёмы: беседа, лекция, работа с книгой;
- экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
В основе обеспечения здоровьесбережения младших школьников
лежит рациональная организация учебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной деятельности подразумевает следующее:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся (выполнение домашних заданий, занятия внеурочной деятельности) на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников;
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинских работников.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор , перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Необходимо наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями, учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими ; с целью создания ситуации успеха школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:
внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:
- лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
- совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Таким образом, по итогам работы по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся планируется достижение целого комплекса образовательных и воспитательных результатов, повышение активности педагогов и родителей младших школьников в организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
Источник