Особенности нормы и патологии здоровья и болезни.
Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния людей. С понятием нормы довольно тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь.
В понятие нормы как правило вкладываются два основных содержания. В первом аспекте — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, то есть наиболее встречающимся. В данном случае норма представляет собой некоторое объективно существующее явление.
Статистическая норма определяется с помощью вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных.
Во втором аспекте — это оценочное содержание нормы, где под нормой подразумевают некоторый идеальный образец состояния человека. Здесь у образца всегда имеется философское и мировоззренческое обоснование как состояния совершенства, к которому должны стремиться все люди. В данном случае норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, а другие находятся за гранью допустимого.
Таким образом, в понятие нормы включается оценочный, предписывающий компонент и все, что не соответствует идеалу, считается ненормальным.
В понятие «норма» выделяются не только идеальная норма, но также и функциональная, социальная, индивидуальная нормы.
Функциональные нормы — нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий или возможности достижения определенной цели.
Социальные нормы — нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма — норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Для того чтобы оценить соответствие нормы психологического состояния личности, в зависимости от цели могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния индивида довольно часто приобретает скрытый, подверженный идеологическому влиянию характер.
Всякое отклонение от установленной нормы можно охарактеризовать как патологию. Под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма, но в клинической психологии в содержание этого понятия также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов. В понятие «патология» акцентуируется внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных биологических механизмов регуляции поведения).
Термин «патология» происходит от оригинального значения древнегреческого слова patos, означающее страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникают никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.
Термин «патология» также предполагает существование одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть несколько противоположных причин биологического и социального происхождения.
Кроме этого в термине «патология» очень выражен оценочный компонент, который позволяет навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным или статистическим нормам ярлык «больного».
На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни.
В науке существуют два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.
Негативное определение здоровья рассматривается как простое отсутствие патологии и соответствие норме. В данном случае норма рассматривается как синоним здоровья, а характеристика общего самочувствия — как центральное звено разграничения здоровья и болезни. Здоровым человеком является тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять свои повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования часто не является определяющим для отнесения человека к здоровым или больным.
Позитивное определение здоровья не сводит его к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.
Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, включает состояние человека, при котором:
-сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
-имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
-сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Кроме определения позитивное и негативное здоровья также существуют такие понятия как «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Под психическим здоровьем понимают меру способностей человека реализовать свою биологическую и социальную сущность, выступая активным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.
Психическое здоровье зависит от соматических заболеваний и дефектов физического развития, также включая сюда и влияние социальной среды. При этом социальное воздействие может выступать в данном случае в качестве основного психотравмирующего фактора.
Психологическое здоровье является более широким понятием, которое относится к личности в целом, охватывая психические процессы и механизмы, определяющие психическое здоровье и духовность человека, как высшее проявление человеческой реальности.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основой которого является психическое развитие человека на всех его этапах становления.
Существуют определенные критерии психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения:
-осознание и чувство непрерывности, постоянство своего «Я»;
-чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе и к результатам своей деятельности;
-соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
-способность управления своим поведением в соответствие с общепринятыми нормами;
-способность планировать всю жизнь и реализовывать свои планы;
-способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье, и психологическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей.
В определение болезни существуют две точки зрения: болезнь — это любое состояние, диагностированное профессионалом; и болезнь — это субъективное ощущение себя больным.
В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования, но при этом не существует объективных стандартов функционирования человека.
Во втором случае также имеются свои ограничения: сообщаемые пациентом состояния скорее отражают проблему пациента, а не само расстройство.
Таким образом, понятие «болезнь» представляет собой отражение объективного состояния человека, выступая общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие состояния здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, направление исследований и лечения различных расстройств.
В современной медицине существуют две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.
Биомедицинская модель болезни существует с XVII века, она сосредоточена на изучение природных факторов как внешних причин заболевания.
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект в данном случае всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение полностью возлагается на врача, а не на больного.
Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. ХХ века. Она основывается на системной теории, по которой любая болезнь это иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление полностью возлагается на больных людей.
В биопсихосоциальной модели болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, а только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существования в конкретных условиях среды.
Таким образом, болезнью в данном случае является не любое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении, в потребности лечения.
Из всего сказанного можно отметить, что, во-первых, психические и поведенческие отклонения можно интерпретировать как выражение нарушенных процессов в системе социального взаимодействия. Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать как крайнюю степень выраженности отдельных психических функций у конкретных индивидов. В-третьих, психические и поведенческие отклонения могут быть рассмотрены как следствие задержки естественного процесса личностного роста.
Все это акцентирует внимание на том, что граница между состояниями здоровья и болезни, нормы и патологии, а также видение причин отклонений от норм устанавливаются произвольно в соответствии в доминирующей в обществе и науке моделью болезни.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Резюме
Статья посвящена исследованию оппозиции норма/патология применительно к языковому выражению особенностей функционирования организма человека. В центре внимания — положительные и отрицательные номинации, характеризующие здоровье/нездоровье и расположенные на двух флангах единой градационной цепочки показателей самочувствия человека.
Ключевые слова
Статья
Норма и патология: к вопросу репрезентации здорового и болезненного
состояния человека
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Понятие нормы относится практически ко всем аспектам картины мира: естественным родам, выведенным культурам, артефактам, природным или социальным явлениям, поведению людей в быту и в профессиональной деятельности. Понятие нормы широко используется в языке медицины, изучающей организм человека и механизмы его функционирования.
В этой связи норму можно рассматривать как оппозицию норма/система и норма/аномалия. Это обусловлено семантикой слова «норма»: 1) норма как образец, стандарт, эталон; 2) норма как общепринятый естественный порядок организации, распространенный обычай.
Между нормой-эталоном и нормой — усредненным стандартом существуют существенные различия: первая задаётся теоретически, к ней следует только стремиться, вторая выводится из среднестатистических показателей реальной действительности. Эталонная норма носит умозрительный, абстрактный характер. Стандартная норма, напротив, четко прописана и ограничена конкретными рамками.
Большое значение имеет данное противопоставление и функционирования организма человека и протекания в нем различных процессов. В этой связи можно наблюдать движение от нормы-эталона к норме-предписанию и наоборот.
Сближению нормы-эталона и нормы-стандарта способствуют положительный генетический фонд, благоприятные экологические, социальные и профессиональные условия, высокий уровень жизни, комфортный быт, возможность получения своевременной и качественной врачебной и профилактической помощи.
Наличие нормы — эталона остается важным типологическим ориентиром, а наличие стандартной нормы — показателем относительно здорового состояния организма.
В аспекте норма/аномалия (норма/патология) на норму следует смотреть как на центральную и наиболее важную точку отсчета нормального (естественного) функционирования организма, по отношению к которой выстраивается цепочка показателей здоровья/нездоровья человека:
меньше нормы ← норма (соответствующий норме) →больше нормы.
Для центральной части цепочки (зоны нормы) характерно понятие «точка отсчета», которое является универсальным. В каждом социуме и у каждого индивида данного социума существует представление о нормальном порядке вещей, об «усередненной ситуации» в той или иной сфере деятельности. В нашем случае это «усередненное состояние работы человеческого организма». «Точка отсчета» — грань, переходя которую тот или иной предмет (человек) или явление (болезнь, заболевание) попадает в понимание людей в разряд плохих, нетипичных, вредных, опасных или наоборот — удовлетворительных, нормальных, хороших, очень хороших, отменных, прекрасных, положительно отличительных. Точка отсчета в медицине совпадает с точкой отсчета, принятой и в данном социуме, и в данной профессии.
В понятии нормы выделяют три компонента: 1) отношение к заведенному порядку вещей, 2) отношение к понятию должного (деонтологические нормы). 3) отношение к системе ценностей.
Точка отсчета в большинстве случаев языкового выражения не получает. В срединной части цепочки окажутся лишь немногие номинации, такие, как нормальный, обычный, средний, стандартный,в пределах нормы, в норме, близко к норме, имеющие конкретную область приложения к психофизическому состоянию человека. Стандарт (норматив) воспринимается как закон, предписание и не вызывает особого интереса и эмоций, т.е. срединная часть цепочки словесно представлена сравнительно бедно. Нормальное здоровье (естественное состояние человеческого организма) можно сравнить с аксиомой -т.е. с теоремой, которую не требуется доказать. Здоровый человек ни на что не жалуется, не разговаривает на темы, связанные с болезнями, не любит общаться с больными, заранее не задумывается о том, что его здоровье может пошатнуться, расстроиться, ухудшиться, что возможны ситуации, когда придется говорить о потере трудоспособности, о полной неподвижности, о необходимости оказания тяжелобольному ежедневного специального ухода.
Больной человек психологически перестраивается. Он, напротив, обеспокоен либо возникшим общим непривычным состоянием организма, либо появившейся болью в какой-либо области тела, всяческими попытками устранить нарастающий дискомфорт,
боль. Прежде всего, больного волнует нарушение привычного уклада жизни, возникшая временная нетрудоспособность, боязнь обращения к врачам, неосведомленность о своем диагнозе, ожидание назначения курса лечения, длительность этого курса и материальные затраты, необходимые для эффективного восстановления организма. Человек ищет причины болезней и не задумывается над тем, почему он здоров. Существует группа пациентов, которая ну занимается профилактикой, не любит обращаться к врачам, порой затягивая лечение весьма опасных заболеваний.
Весь возможный спектр отклонений от нормы в языке будет сосредоточен не в центре, а по двум флангам градационной цепочки. Например: ничтожно малый -миниатюрный — крошечный — малюсенький — маленький ← нормальный → большой — большущий — громадный — огромный — гигантский — грандиозный -колоссальный — неимоверный.
Употребление оценочных определений продиктовано отношением «норма — не норма
(отклонение от нормы)».
Концепт «Здоровье» в русском языке имеет ряд значений. 1) нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы (Вредно для здоровья. Забота о здоровье. Укреплять здоровье. Потерять здоровье. Поднять тост за чьё-либо здоровье. Здоровье детей. 2) Самочувствие, то или иное состояние организма (Жаловаться ни здоровье. Слабое здоровье. Могучее здоровье. Спросить о здоровье детей. Состояние здоровья. О Ваше здоровье! За Ваше здоровье!).
Здоровье в русском языке имеет как положительные, так и отрицательные характеристики: 1) сильное здоровье, хорошее здоровье, стабильное здоровье, прекрасное здоровье. превосходное здоровье, завидное здоровье, отменное здоровье, невиданное здоровье, богатырское здоровье, здоров как бык: 2) слабое здоровье. нестабильное здоровье, подорванное здоровье, никудышное здоровье,
Здоровье вступает в оппозицию здоровье/болезнь (Без болезни и здоровью не рад. Психиатрия не является ни здоровьем, ни болезнью) и здоровье/нездоровье (Он жаловался на нездоровье. Она ушла с работы из-за нездоровья. Ему не хотелось даже быть здоровым, потому что исчезало само представление о здоровье, да и о нездоровье тоже. Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.
Анализ оценок относящихся к психофизическим параметрам человека позволяет обнаружить вариативность понятия нормы. Выделяются следующие виды норм: видовая норма, норма пропорции, норма ожидания и ситуативная норма (норма пригодности).
Несоответствие по размеру может быть определено и через аппозицию перебор/ недобор. Норма и аномалия не разделены глухой стеной. Если рассматривать понятие «нормы» безотносительно к характеру отклонений, то оно варьируется по следующим основным признакам: 1) возможность/невозможность отклонений (абсолютность/относительность норм), 2) социальность/естественность («рукотворные»/«нерукотворные» нормы), 3) позитивность/негативность (рекомендательные/запретительные правила), 4) растяжимость (вариативность) /стандартность (среднестатистические/точные нормы), 5) диахронность/синхронность (закономерность развития/правила функционирования), 6) престижность / непрестижность (для социальных норм).
В русском языке самым употребительным словом, подчеркивающим патологические изменения в состоянии здоровья является прилагательное «болезненный».
Причем, оно употребляется как при появлении самых первых едва заметных признаков ухудшения состояния здоровья человека, так и при констатации запущенных, хронических, многолетних патологий. Приведем примеры: 1) У Вас болезненный вид. У нее появился болезненный румянец. У Ивана Ивановича болезненное выражение лица. 2) У Петровых болезненный ребенок. Он болезненный с рождения. Болезненным он стал после операции. Болезненным он себя считает с пятидесяти лет.
В речи часто встречаются краткие прилагательные: болезнен, болезненна, болезненно, болезненны, а также наречие «болезненно».
Слово «болезненный» относится к русскому литературному языку, в живой разговорной речи в связи с заболеваниями человека достаточно часто используются другие прилагательные: Слабый ребенок: Немощный старик: Хилое здоровье; Слабосильный подросток; Новобранец был хилого телосложения. Более низкую частоту использования имеют выражения «плохо растет», «слабо развивается», «чахлый» (обычно о растениях, реже — о человеке).
Специалист в области лечебного дела профессионально вынужден воспринимать реальный мир по линии «врач-пациент» и, прежде всего, замечать не плюсы, а минусы в состоянии здоровья человека, хорошо разбираться в малейших отклонениях от нормы и
подвергать анализу любые патологические явления. Аномалии как любое нарушение или малейший сбой в работе организма могут проявляться по-разному: 1) неожиданно возникшие и вяло текущие, 2) временные и постоянные, 3) статичные и динамичные, 4) ярко выраженные и едва проступающие, 5) дискомфортные и опасные, 6) легко поддающиеся лечению и требующие длительного лечения. 7) излечимые и смертельные. Любой сбой в нормальном состоянии организма заставляет врача думать и действовать, так как речь идет о самом ценном — жизни и здоровье человека.
Специалист в области лечебного дела никогда не выступает в роли простого наблюдателя. Он со всей профессиональной ответственностью дает оценку общей ситуации и состоянию здоровья конкретного человека. В медицинском дискурсе распространенной является оценка по трем основаниям: 1) типичный/нетипичный; 2) важный/неважный; 3) хорошо/плохо. Все эти оценочные основания находят отражение в оказании своевременной эффективной помощи больному.
Источник