Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
- Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
- Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.
А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.
Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).
С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.
На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.
Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”
С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.
По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.
По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.
Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Источник
Проектная работа. Причины ухудшения здоровья школьников.
специалист в области арт-терапии
1. Причины ухудшения здоровья школьников
2. Факторы риска здоровью детей и подростков
3. Школьные болезни
4. Пять основных причин заболеваний школьников
4.1 Профилактика заболеваний.
5. Как спасти здоровье школьника?
5.1 Занятия, которые помогут сохранить здоровье ребёнка
Целью данного проекта ставлю : необходимость выявления причин ухудшения здоровья школьников. В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья.
Одной из главных целей педагогического коллектива :обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование физически здоровой личности.
задачами на пути достижения цели являются:
Предупредить перегрузки обучающихся в учебном процессе;
Организация физкультурно – массовых мероприятий,
Оптимально организовать учебный день и неделю с учетом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение ;
Формирование благоприятного морально психологического климата в ученических и педагогических коллективах;
Проведение системы лечебно – оздоровительных мероприятий; Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия;
Развивать систему организации групп здоровья для ослабленных детей.
Причины ухудшения здоровья школьников
По данным Минсоцздравразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка.
Интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье детей и подростков сегодня находится в критическом состоянии, что выводит эту проблему на уровень государственной.
Современная общеобразовательная школа не способствует улучшению здоровья детей. Многочисленные исследования состояния здоровья школьников в различных регионах России свидетельствуют о значительном росте числа заболеваний и функциональных расстройствах, именно в период обучения детей в школе. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников. Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 %.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы усилились следующие негативные тенденции:
– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12 %);
– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % подростков;
– резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и других систем;
– увеличение числа подростков, имеющих несколько диагнозов (у 20 % до 5 и более).
Еще в 50-60 годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.
Это название дал Рудольф Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». Уровень здоровья школьников за время обучения в школе ухудшается в 4 – 5 раз, а здоровыми оканчивают школу не более 10 – 20 %. Число больных детей достигает 30 – 35 %
Причины такого положения кроются как в организации процесса обучения, так и в условиях, в которых он осуществляется: микроклимат в классах, их наполняемость, санитарная норма площади и объема на учащегося, оборудование и набор помещений, материально-техническая база образовательного учреждения, условия для занятий физической культурой, организация питания.
Следует добавить достаточно веские причины, лежащие в сфере условий жизни и воспитания детей, начиная с раннего возраста:
– низкая медицинская грамотность и активность родителей;
– социально-экономические условия жизни и воспитания детей в семье на фоне интенсификации образовательного процесса.
Факторы риска здоровью детей и подростков
В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.
К биологическим факторам, формирующим здоровье ребенка, относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы.
Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков, обобщенно можно представить следующим образом:
-факторы, формирующие уровень и качество жизни;
-качество объектов окружающей природной среды и климат.
Среди социальных факторов выделяют:
-уровень образования родителей.
-психологический климат в семье.
-вредные привычки родителей.
-неудовлетворительные жилищно-бытовые условия.
По мере того, как у ребенка расширяются социальные связи вне круга семьи, все большее значение в плане формирования ценностных установок, отношений и моделей поведения детей и молодежи приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Поведенческие факторы риска (курение, наркомания, употребление алкоголя) представляют реальную угрозу здоровью подростков на этапе созревания и в зрелом возрасте.
Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%.
Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии — заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями.
В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:
-интенсификация образовательного процесса;
— применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;
-существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;
«Школьные болезни»: близорукость, искривление позвоночника, гастриты, неврозы.
Близорукость развивается обычно у тех, кому приходится много заниматься сидячей работой — чтением, письмом, черчением.
Сколиоз : искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке.
Искривление позвоночника , причины:
-Длительное нахождение в сидячей позе;
-Неправильный подбор сумки для учебников;
-Воспалительные заболевания позвоночника;
Гастрит : различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей. Нарушение режима питания – главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки – горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения – возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту », — советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.
5 основных причин заболеваний школьников
За время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. В 2 раза возрастает количество хронических заболеваний среди школьников. Почему это происходит и как избежать хронических «школьных» заболеваний?
Любовь к здоровому образу жизни формируется в детстве. С раннего возраста нас учат чистить зубы каждый день, мыть руки перед едой, не перебивать аппетит, но почти никогда не учат правильно питаться.
За время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. В 2 раза возрастает количество хронических заболеваний среди школьников. 60-70% подростков к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% — неправильную осанку, 30% — хронические заболевания.
Почему это происходит и как избежать хронических «школьных» заболеваний ? Есть 5 основных причин.
1. Низкая физическая активность
Главным виновником неинфекционных заболеваний врачи называют гиподинамию (недостаточную физическую активность), переутомление, неправильное питание, а также потребление алкоголя и сигарет.
2. Плохая организация школьного питания
Около 10% детей имеют низкую массу тела или сниженный рост, что говорит о хроническом недоедании. Серьезные нарушения питания особенно часто встречаются среди старшеклассников: 10—12% подростков страдают от заболеваний желудочно-кишечного тракта и неправильного обмена веществ. Все это связано с плохой организацией школьных обедов и завтраков.
3. Недостаток витаминов
Высокие интеллектуальные нагрузки увеличивают потребность в витаминах и микроэлементах. Их дефицит приводит к нарушениям роста и развития, снижению памяти и внимания, повышает риск простудных заболеваний . Необходимо чаще есть рыбу, кисломолочные продукты, растительные масла, овощи, фрукты, а также в зимний сезон принимать витамины.
Известно, что подростки – большие любители фаст-фуда. Избыточное потребление соли, специй, сахаров и высокожировых продуктов, ароматизаторов, красителей, консервантов и других вредных пищевых добавок приводит к ожирению, лишнему весу и прочим проблемам со здоровьем. Особенно врачей беспокоит избыточное потребление соли: по последним исследованиям
5. Детские блюда должны отличаться от взрослых
Продукты детского питания должны отличаться от аналогичных продуктов массового потребления:
пониженным содержанием соли и жира
ограниченным содержанием пищевых добавок
отсутствием жгучих специй.
Система школьного питания не обеспечивает качественного и сбалансированного рациона. Это и есть главная причина «школьных» заболеваний. Врачи подчеркивают необходимость уделять как можно больше внимания питанию детей не только в образовательных учреждениях, но и дома. Родители с самого раннего возраста должны воспитывать в своих детях культуру потребления пищи.
Сумка . Тяжелая школьная сумка, которую ребенок носит в руке, практически гарантирует искривление позвоночника. Для равномерного распределения нагрузки нужен ранец или рюкзак с твердой, но не жесткой спинкой. Пустой рюкзак должен весить 700–800 граммов, вес рюкзака с учебниками не должен превышать 10% от массы тела ученика.
Рабочее место . Мебель должна подходить ребенку по росту, стул – обязательно со спинкой. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее пяти сантиметров.
Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3–5 см. Обязательно используйте подставку для книг, чтобы она была расположена под углом 45 градусов.
Свет на рабочий стол школьника должен падать слева. Недостаток освещения заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – «писать носом».
Непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать:
в 1–5-м классах – 15 минут, в 5–7-м классах – 20 минут, в 8–9-м классах – 25 минут, в 10–11-м классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут – на втором.
Правила работы школьников на компьютере.
Ребенок должен сидеть на расстоянии не менее 50–70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
При усталости глаз следует провести комплекс специальных упражнений
Рекомендуется использования люминесцентных ламп дневного света для искусственного освещения
Размеры мебели должны соответствовать росту школьника, иметь регулировку высоты сидения и угла наклона спинки. Поза не должна вызывать напряжения мышц спины и ног, локти под прямым углом.
Туловище слегка вперёд, руки свободно лежат на столе, поясница опирается на спинку стула
Оптимальная температура – не выше 20-21 градуса в помещении, относительная влажность – 40-60%
Релаксационные упражнения (для глаз, мышц шеи, плеч, ладоней руки и др.)
Как спасти здоровье школьника?
Режим дня дает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный – Homo sapiens. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.
Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно не только в кружках и секциях, но и с репетиторами. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам. Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Классным руководителям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу как среди учеников, так и среди родителей. Приложение 1.
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа
В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственной труде происходит постепенно.
Научные исследования показывают, что в школе на первом уроке знания усваиваются плохо — идет «врабатывание»; на втором-третьем – наилучшее усвоение знаний, затем — постепенное снижение работоспособности. Ученик волевым усилием справляется с умственной нагрузкой, но на последних уроках, особенно в конце недели уже проявляются признаки переутомления. Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.
Необходимо напоминать родителям, что общение с природой благотворно влияет на здоровье человека. Природные факторы – свежий воздух, вода, солнечный свет улучшают деятельность всех систем организма.
Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир.
Наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (сцены охоты первобытных людей)
Аристотель (IV век до н.э.): «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие»
Знаменитый древнеримский врач Цельс, живший в конце I в. до н.э. в трактате «О медицине» писал о необходимости чаще заниматься физическими упражнениями.
Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистую. С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности гиподинамии. Нетренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращений, возрастанию частоты сердцебиений и снижению объема циркулирующей крови. Гиподинамия способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы.
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движения и увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка.
Сильно снижают иммунитет стрессовые ситуации, которым подвержены современные школьники. При эмоциональном стрессе организм ведет себя, как в минуты опасности, готовясь к выработке большого количества энергии: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Частые стрессы могут являться причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Раннее выявление случаев инфекционного заболевания, своевременная изоляция заболевших, применение методов дезинфекции, а также строгое выполнение требований режима карантина и налаженная иммунопрофилактика способствуют предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний в организованных коллективах. При этом большое значение имеет воспитательная санитарно-просветительная работа педагога с учащимися.
Внимательное наблюдение педагога за изменениями поведения, настроения, самочувствия ребенка помогает обнаружить первые признаки начинающегося заболевания. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны.
Занятия, которые помогут сохранить здоровье ребёнка
Динамические паузы . Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики.
Подвижные игры . Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.
Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для расслабления используется классическая музыка, звуки природы.
Список использованной литературы
Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты Бабенкова Е.А.
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты Бабенкова Е.А.
Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании. Е. А. Гараева http://iknigi.net/avtor-ekaterina-garaeva/108227-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-professionalno-pedagogicheskom-obrazovanii-ekaterina-garaeva/read/; line-height: 100%»> https://studfiles.net/preview/6824203/page:111/
Здоровье человека в образовательной среде:
научно-методологический подход (Несмелова Н.Н.) http://nenuda.ru/здоровье-человека-в-образовательной-среде-научно-методолог.html
1. Причины ухудшения здоровья школьников
2. Факторы риска здоровью детей и подростков
3. Школьные болезни
4. Пять основных причин заболеваний школьников
4.1 Профилактика заболеваний.
5. Как спасти здоровье школьника?
5.1 Занятия, которые помогут сохранить здоровье ребёнка
Целью данного проекта ставлю : необходимость выявления причин ухудшения здоровья школьников. В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья.
Одной из главных целей педагогического коллектива :обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование физически здоровой личности.
задачами на пути достижения цели являются:
Предупредить перегрузки обучающихся в учебном процессе;
Организация физкультурно – массовых мероприятий,
Оптимально организовать учебный день и неделю с учетом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение ;
Формирование благоприятного морально психологического климата в ученических и педагогических коллективах;
Проведение системы лечебно – оздоровительных мероприятий; Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия;
Развивать систему организации групп здоровья для ослабленных детей.
Причины ухудшения здоровья школьников
По данным Минсоцздравразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка.
Интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье детей и подростков сегодня находится в критическом состоянии, что выводит эту проблему на уровень государственной.
Современная общеобразовательная школа не способствует улучшению здоровья детей. Многочисленные исследования состояния здоровья школьников в различных регионах России свидетельствуют о значительном росте числа заболеваний и функциональных расстройствах, именно в период обучения детей в школе. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников. Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 %.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы усилились следующие негативные тенденции:
– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12 %);
– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % подростков;
– резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и других систем;
– увеличение числа подростков, имеющих несколько диагнозов (у 20 % до 5 и более).
Еще в 50-60 годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.
Это название дал Рудольф Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». Уровень здоровья школьников за время обучения в школе ухудшается в 4 – 5 раз, а здоровыми оканчивают школу не более 10 – 20 %. Число больных детей достигает 30 – 35 %
Причины такого положения кроются как в организации процесса обучения, так и в условиях, в которых он осуществляется: микроклимат в классах, их наполняемость, санитарная норма площади и объема на учащегося, оборудование и набор помещений, материально-техническая база образовательного учреждения, условия для занятий физической культурой, организация питания.
Следует добавить достаточно веские причины, лежащие в сфере условий жизни и воспитания детей, начиная с раннего возраста:
– низкая медицинская грамотность и активность родителей;
– социально-экономические условия жизни и воспитания детей в семье на фоне интенсификации образовательного процесса.
Факторы риска здоровью детей и подростков
В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.
К биологическим факторам, формирующим здоровье ребенка, относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы.
Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков, обобщенно можно представить следующим образом:
-факторы, формирующие уровень и качество жизни;
-качество объектов окружающей природной среды и климат.
Среди социальных факторов выделяют:
-уровень образования родителей.
-психологический климат в семье.
-вредные привычки родителей.
-неудовлетворительные жилищно-бытовые условия.
По мере того, как у ребенка расширяются социальные связи вне круга семьи, все большее значение в плане формирования ценностных установок, отношений и моделей поведения детей и молодежи приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Поведенческие факторы риска (курение, наркомания, употребление алкоголя) представляют реальную угрозу здоровью подростков на этапе созревания и в зрелом возрасте.
Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%.
Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии — заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями.
В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:
-интенсификация образовательного процесса;
— применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;
-существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;
«Школьные болезни»: близорукость, искривление позвоночника, гастриты, неврозы.
Близорукость развивается обычно у тех, кому приходится много заниматься сидячей работой — чтением, письмом, черчением.
Сколиоз: искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке.
Искривление позвоночника, причины:
-Длительное нахождение в сидячей позе;
-Неправильный подбор сумки для учебников;
-Воспалительные заболевания позвоночника;
Гастрит: различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей.Нарушение режима питания – главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки – горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения – возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту», — советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.
5 основных причин заболеваний школьников
За время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. В 2 раза возрастает количество хронических заболеваний среди школьников. Почему это происходит и как избежать хронических «школьных» заболеваний?
Любовь к здоровому образу жизни формируется в детстве. С раннего возраста нас учат чистить зубы каждый день, мыть руки перед едой, не перебивать аппетит, но почти никогда не учат правильно питаться.
За время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. В 2 раза возрастает количество хронических заболеваний среди школьников. 60-70% подростков к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% — неправильную осанку, 30% — хронические заболевания.
Почему это происходит и как избежать хронических «школьных» заболеваний? Есть 5 основных причин.
1. Низкая физическая активность
Главным виновником неинфекционных заболеваний врачи называют гиподинамию (недостаточную физическую активность), переутомление, неправильное питание, а также потребление алкоголя и сигарет.
2. Плохая организация школьного питания
Около 10% детей имеют низкую массу тела или сниженный рост, что говорит о хроническом недоедании. Серьезные нарушения питания особенно часто встречаются среди старшеклассников: 10—12% подростков страдают от заболеваний желудочно-кишечного тракта и неправильного обмена веществ. Все это связано с плохой организацией школьных обедов и завтраков.
3. Недостаток витаминов
Высокие интеллектуальные нагрузки увеличивают потребность в витаминах и микроэлементах. Их дефицит приводит к нарушениям роста и развития, снижению памяти и внимания, повышает риск простудных заболеваний. Необходимо чаще есть рыбу, кисломолочные продукты, растительные масла, овощи, фрукты, а также в зимний сезон принимать витамины.
Известно, что подростки – большие любители фаст-фуда. Избыточное потребление соли, специй, сахаров и высокожировых продуктов, ароматизаторов, красителей, консервантов и других вредных пищевых добавок приводит к ожирению, лишнему весу и прочим проблемам со здоровьем. Особенно врачей беспокоит избыточное потребление соли: по последним исследованиям
5. Детские блюда должны отличаться от взрослых
Продукты детского питания должны отличаться от аналогичных продуктов массового потребления:
пониженным содержанием соли и жира
ограниченным содержанием пищевых добавок
отсутствием жгучих специй.
Система школьного питания не обеспечивает качественного и сбалансированного рациона. Это и есть главная причина «школьных» заболеваний. Врачи подчеркивают необходимость уделять как можно больше внимания питанию детей не только в образовательных учреждениях, но и дома. Родители с самого раннего возраста должны воспитывать в своих детях культуру потребления пищи.
Сумка. Тяжелая школьная сумка, которую ребенок носит в руке, практически гарантирует искривление позвоночника. Для равномерного распределения нагрузки нужен ранец или рюкзак с твердой, но не жесткой спинкой. Пустой рюкзак должен весить 700–800 граммов, вес рюкзака с учебниками не должен превышать 10% от массы тела ученика.
Рабочее место. Мебель должна подходить ребенку по росту, стул – обязательно со спинкой. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее пяти сантиметров.
Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см, предплечья и кисти при этом свободно лежат на столе. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3–5 см. Обязательно используйте подставку для книг, чтобы она была расположена под углом 45 градусов.
Свет на рабочий стол школьника должен падать слева. Недостаток освещения заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже – «писать носом».
Компьютер
Непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать:
в 1–5-м классах – 15 минут, в 5–7-м классах – 20 минут, в 8–9-м классах – 25 минут, в 10–11-м классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут – на втором.
Правила работы школьников на компьютере.
Ребенок должен сидеть на расстоянии не менее 50–70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
При усталости глаз следует провести комплекс специальных упражнений
Рекомендуется использования люминесцентных ламп дневного света для искусственного освещения
Размеры мебели должны соответствовать росту школьника, иметь регулировку высоты сидения и угла наклона спинки. Поза не должна вызывать напряжения мышц спины и ног, локти под прямым углом.
Туловище слегка вперёд, руки свободно лежат на столе, поясница опирается на спинку стула
Оптимальная температура – не выше 20-21 градуса в помещении, относительная влажность – 40-60%
Релаксационные упражнения (для глаз, мышц шеи, плеч, ладоней руки и др.)
Как спасти здоровье школьника?
Режим дня дает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный – Homo sapiens. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.
Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно не только в кружках и секциях, но и с репетиторами. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам. Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Классным руководителям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу как среди учеников, так и среди родителей. Приложение 1.
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа
В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы. Снижение работоспособности и развитие утомления при умственной труде происходит постепенно.
Научные исследования показывают, что в школе на первом уроке знания усваиваются плохо — идет «врабатывание»; на втором-третьем – наилучшее усвоение знаний, затем — постепенное снижение работоспособности. Ученик волевым усилием справляется с умственной нагрузкой, но на последних уроках, особенно в конце недели уже проявляются признаки переутомления. Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.
Необходимо напоминатьродителям, что общение с природой благотворно влияет на здоровье человека. Природные факторы – свежий воздух, вода, солнечный свет улучшают деятельность всех систем организма.
Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир.
Наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (сцены охоты первобытных людей)
Аристотель (IV век до н.э.): «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие»
Знаменитый древнеримский врач Цельс, живший в конце I в. до н.э. в трактате «О медицине» писал о необходимости чаще заниматься физическими упражнениями.
Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистую. С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности гиподинамии. Нетренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращений, возрастанию частоты сердцебиений и снижению объема циркулирующей крови. Гиподинамия способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы.
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движения и увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка.
Сильно снижают иммунитет стрессовые ситуации, которым подвержены современные школьники. При эмоциональном стрессе организм ведет себя, как в минуты опасности, готовясь к выработке большого количества энергии: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Частые стрессы могут являться причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Раннее выявление случаев инфекционного заболевания, своевременная изоляция заболевших, применение методов дезинфекции, а также строгое выполнение требований режима карантина и налаженная иммунопрофилактика способствуют предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний в организованных коллективах. При этом большое значение имеет воспитательная санитарно-просветительная работа педагога с учащимися.
Внимательное наблюдение педагога за изменениями поведения, настроения, самочувствия ребенка помогает обнаружить первые признаки начинающегося заболевания. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны.
Занятия, которые помогут сохранить здоровье ребёнка
Динамические паузы. Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики.
Подвижные игры. Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.
Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для расслабления используется классическая музыка, звуки природы.
Список использованной литературы
Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты Бабенкова Е.А.
Источник