Оценка риска для здоровья населения
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», зарегистрирован в Реестре Системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения (Сертификат соответствия № СДС 056 зарегистрирован в Реестре Системы от 20.04.2018г., действителен до 19.04.2021 г.).
Оценка риска для здоровья – процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
Основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья, необходимой и достаточной для гигиенического обоснования наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля (мониторинга) уровней экспозиций и рисков.
В практическом приложении оценка риска необходима при обосновании расчетной санитарно-защитной зоны, применительно к химическому воздействию основных компонентов, содержащихся в выбросах источников загрязнения атмосферного воздуха.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой устанавливается до значений, установленных гигиеническими нормативами и величиной приемлемого риска здоровью населения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязывает обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно — защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями и дополнениями), при обосновании размеров санитарно – защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.
Кроме того, оценка риска здоровью населения выполняется для:
— определения приоритетов экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном и, особенно на местном уровне с целью регулирования источников и факторов риска, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения.
— количественной и качественной оценки уровня влияния того или иного фактора окружающей среды (атмосферного воздуха и др.) на здоровье населения.
— оценки эффективности природоохранных мероприятий и др.
Оценка риска проводится в установленном порядке в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5.03.2004 г.
В процессе выполнения работ по оценке риска используются современные узкоспециальные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis, в том числе ArcViev.
Оценка риска здоровью населения выполняется сертифицированным органом по оценке риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на возмездной основе по заявлению.
Адрес: 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 20
Справочная информация по телефону (3842) 64-20-98
отделение социально-гигиенического мониторинга
Источник
Сокращение глобальных рисков для здоровья человека посредством сокращения воздействия нестойких загрязняющих веществ
Часто задаваемые вопросы
1. Что такое НЗВ?
Нестойкие загрязняющие вещества (далее – НЗВ) оказывают серьезное негативное воздействие на климат. Они участвуют в загрязнении атмосферного воздуха и воздуха внутри помещений, однако сохраняются в атмосфере на короткий период времени – от нескольких дней до приблизительно десяти лет. Принимая во внимание небольшую продолжительность жизни НЗВ, безотлагательное принятие решительных мер по сокращению их выбросов может позволить в короткие сроки как улучшить качество воздуха, так и замедлить темпы изменения климата в краткосрочной перспективе.
К основным НЗВ, наносящим непосредственный вред здоровью человека, можно отнести сажу (аморфный углерод), метан и озон. Все эти вещества одновременно загрязняют воздух и способствуют глобальному потеплению. На долю выбросов сажи приходится существенная часть загрязнения воздуха мелкими частицами, которые считаются наиболее опасными загрязняющими атмосферу веществами, приводящими к преждевременной смертности и заболеваемости. Озон оказывает значительное негативное воздействие на здоровье дыхательных путей, а метан участвует в образовании озона. Эксперты по вопросам борьбы с изменением климата считают, что решительные действия по сокращению выбросов НЗВ могли бы замедлить темпы глобального потепления на 0,5⁰C в ближайшие несколько десятилетий. При всем этом следует помнить, что в контексте борьбы за стабилизацию климата меры по сокращению выбросов НЗВ должны быть не альтернативой, а дополнением к мерам по борьбе с выбросами CO2, имеющего гораздо более продолжительный срок жизни.
2. Откуда берутся эти загрязняющие вещества?
Открытые пожары (включая лесные пожары, намеренное сжигание лесов/порубочных остатков, а также бытовых и сельскохозяйственных отходов) являются крупнейшим источником выбросов сажи. На долю сжигания топлива в жилых и торговых помещениях и транспорта приходится около 80% всех антропогенных выбросов сажи, связанных с производством и использованием энергии. Выбросы в результате сжигания дизельного топлива, биомассы и керосина содержат наибольшую концентрацию сажи и, таким образом, их сокращение представляется как приоритетный вопрос для снижения воздействия загрязняющих веществ, участвующих в изменении климата в краткосрочной перспективе.
Выбросы мелких твердых частиц из других источников, таких как сжигание каменного угля на электростанциях, также содержат сажу, однако в этом случае сажа попадает в атмосферу вместе с другими загрязняющими веществами, которые могут приводить к “охлаждению” атмосферы. Поэтому борьба с выбросами сажи в этом секторе будет в меньшей степени отражаться на динамике изменения климата в краткосрочной перспективе. Тем не менее, с точки зрения охраны здоровья населения борьба с выбросами мелких твердых частиц из других источников, разумеется, может быть полезна и может также позволить снизить выбросы CO2, а значит и сдержать изменение климата в долгосрочной перспективе.
Озон не является непосредственным компонентом выбросов, а образуется в результате взаимодействия ряда веществ-«предшественников» озона под действием солнечного света. К таким предшественникам озона, главным образом, относятся метан, оксид азота, летучие органические вещества и монооксид углерода. Озон является вторым НЗВ по интенсивности вредного воздействия на дыхательную систему. Последствия этого могут быть разными, от нарушений функции легких и увеличения числа случаев астмы до преждевременной смертности. Метан сам по себе также является опасным НЗВ. К источникам его выбросов относятся сельское хозяйство, в том числе животноводство, сектор утилизации отходов, а также добыча и использование полезных ископаемых, где метан является побочным продуктом. Выбросы метана представляют опасность для здоровья человека, поскольку метан участвует в образовании озона.
3. В чем заключается вредное воздействие НЗВ на здоровье?
Поскольку выбросы НЗВ приводят к повышению концентрации озона и мелких твердых частиц диаметром до 2,5 мкм, эти вещества непосредственно связаны с развитием сердечнососудистых и респираторных заболеваний, включая болезни сердца и легких, респираторные инфекции и рак легких. Таким образом, ежегодно более семи миллионов случаев преждевременной смерти, связанных с загрязнением воздуха, во многом обусловлены выбросами НЗВ.
Косвенное воздействие выбросов озона и сажи заключается в том, что они затрудняют фотосинтез и рост растений, что приводит к снижению урожайности. Это в свою очередь представляет угрозу для продовольственной безопасности. Выбросы НЗВ также приводят к изменению погодных условий и к таянию снегов и льдов, что может провоцировать экстремальные погодные явления и, таким образом, ставить под угрозу здоровье человека.
4. Можно ли сократить выбросы НЗВ?
Да. Поскольку источников выбросов НЗВ множество (транспорт, сельское хозяйство, утилизация отходов, жилищный сектор и промышленность), существует целый ряд возможностей сократить выбросы и снизить негативное воздействие НЗВ на здоровье человека. В целом, решение проблемы выбросов имеет множество конкретных преимуществ, поскольку многие меры по их сокращению очень быстро дают ощутимый положительный эффект на здоровье населения. Кроме того, эти меры не только позволят добиться замедления изменения климата в краткосрочной перспективе, но и могут стать хорошим дополнением к долгосрочному сокращению выбросов CO2, необходимому для борьбы с изменением климата в долгосрочной перспективе.
5. Какие меры можно принять для снижения воздействия НЗВ?
докладе описано множество различных стратегий, и составлен сравнительный «рейтинг» 19 из них по их эффективности в области охраны здоровья и сокращения выбросов НЗВ. Также была выполнена оценка потенциала этих стратегий по сокращению выбросов CO2, поскольку сокращение выбросов НЗВ рассматривается как дополнение к деятельности по борьбе с выбросами CO2, необходимой для стабилизации климата и обеспечения здоровой жизни для будущих поколений. Было выявлено четыре стратегии, которые, как представляется, отличаются наибольшим совокупным потенциалом по снижению выбросов НЗВ и их вредного воздействия на здоровье человека, а также по сокращению выбросов CO2.
- Меры и инвестиции, направленные на приоритетное развитие в городах с высокой плотностью застройки выделенной инфраструктуры для скоростного общественного транспорта, пешей ходьбы и езды на велосипеде. Эти меры могут дать целый ряд положительных результатов в области укрепления здоровья населения, включая снижение вредного воздействия загрязнения воздуха, уменьшение риска травматизма на дорогах и расширение возможностей для использования активных видов транспорта.
- Пропаганда среди финансово благополучного населения, подверженного риску целого ряда неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, более здорового рациона, богатого продуктами растительного происхождения и содержащего мало мясопродуктов. Это благоприятно скажется на здоровье людей и будет способствовать сокращению выбросов.
- Содействие приобретению и пропаганда более экологичных и энергоэффективных кухонных печей и видов бытового топлива и более экологически чистых источников энергии среди около 2,8 млрд. домохозяйств с низким уровнем дохода, которые на данный момент вынуждены использовать для приготовления пищи и отопления твердое топливо.
- Сокращение выбросов мелких твердых частиц и предшественников озона (например, NO2) в результате эксплуатации транспортных средств посредством введения более жестких стандартов на автомобили и на концентрацию вредных веществ в выхлопных газах, а также введение более жестких стандартов энергоэффективности. (e.g. NO2) by implementing stricter vehicle and fuel emissions and efficiency standards.
При этом, наряду с этими четырьмя мерами, многие другие приведенные в этом докладе меры по снижению выбросов НЗВ также будут иметь положительный эффект на здоровье населения. К ним относятся переход на более совершенные способы утилизации отходов, повышение энергоэффективности жилых и нежилых зданий, вывод из
6. В чем заключается польза сокращения выбросов для здоровья населения?
Вкратце, сокращение выбросов НЗВ будет оказывать положительный эффект на здоровье населения по трем основным направлениям:
(1) непосредственно, за счет уменьшения загрязнения воздуха и снижения распространенности связанных с ним заболеваний;
(2) косвенно, за счет снижения ухудшающего продовольственную безопасность негативного воздействия озона и сажи на погодные условия и производство продовольствия;
(3) Принятие некоторых мер по борьбе с НЗВ, таких как транспортных систем, более здоровый рацион или более эффективная утилизация отходов, может также положительно отразиться на здоровье населения, поскольку позволит расширить возможности для активного образа жизни, снизить риск травматизма на дорогах, риск хронических заболеваний, связанных с неправильным питанием, или риски, связанные с ненадлежащими способами утилизации отходов и неудовлетворительными санитарными условиями.
7. Почему необходимо действовать безотлагательно?
Все больше фактических данных указывает на то, что непосредственное воздействие некоторых НЗВ пагубно отражается на здоровье. Как следует из их названия, НЗВ отличаются короткой продолжительностью жизни в атмосфере. Это означает, что после сокращения выбросов загрязняющие вещества относительно быстро исчезают из атмосферы, и положительное воздействие этого на здоровье человека ощущается вскоре, а иногда почти сразу после принятия мер. Еще одним важным аспектом является то, что это положительное воздействие будет отмечаться непосредственно в тех местах, где принимаются меры, что положительно скажется на здоровье членов местных сообществ. Поэтому сокращение выбросов НЗВ или их предшественников могло бы позволить спасти жизни многих людей в результате повышения качества воздуха, сокращения прогнозируемых темпов глобального потепления на 0,5⁰C или более на протяжении нескольких десятилетий, а также укрепления продовольственной безопасности.
8. Почему все это важно для лиц, ответственных за выработку политики?
Принятие мер по сокращению выбросов НЗВ, которые в краткосрочной перспективе положительно скажутся на здоровье членов местных сообществ, с политической точки зрения может рассматриваться как особенно привлекательная стратегия.
Меры по сокращению выбросов легко совместимы с непосредственными приоритетными задачами в области развития, стоящими перед политиками местного и национального уровней, поскольку они способствуют снижению загрязнения воздуха, делают города более чистыми и привлекательными для жизни и работы, а также расширяют возможности по ведению здорового образа жизни.
Ввиду короткой продолжительности жизни НЗВ положительный эффект от сокращения их выбросов в атмосферу начнет ощущаться очень скоро после принятия соответствующих мер.
9. Что могу сделать лично я?
Некоторые простые перемены в образе жизни каждого отдельного человека могут положительно сказаться на ситуации с выбросами НЗВ и на здоровье. Несмотря на то, что успех принимаемых мер во многом зависит от решений на уровне политиков, выбор, который делает каждый из нас относительно своего рациона питания, используемых видов транспорта и источников энергии (например, можно предпочесть пользоваться общественным транспортом, а не личным автомобилем, и вести здоровый образ жизни, выбрав пешую ходьбу и езду на велосипеде) также может способствовать сокращению загрязнения атмосферы и шумового загрязнения, укреплению здоровья и повышению благополучия.
10. Какие еще проблемы позволит решить сокращение выбросов НЗВ?
Сокращение выбросов НЗВ имеет и другие положительные эффекты. Кроме значительной пользы для здоровья населения многие стратегии по сокращению выбросов НЗВ также могут привести к существенному сокращению выбросов CO2, что позволит сдерживать изменение климата в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Источник