«Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)
Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezh_2.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
- расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
- с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
- потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
- значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
- необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
- необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).
Кому нужна ранняя помощь?
• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.
• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.
• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основные задачи службы ранней помощи:
• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;
• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);
• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?
Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:
- в дошкольных образовательных организациях,
- в учреждениях здравоохранения,
- в учреждениях социальной защиты,
в центрах психолого-педагогической и социальной помощи
Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи
1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .
2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом — принципом партнерства.
4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.
5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
В оказания ранней помощи детям с ОВЗ в нашем детском учреждении составляется календарный план по реализации работы, который включает в себя несколько этапов. И первый этап – диагностический : изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования. Сюда же входит и работа по установлению контакта с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге. .
Организационный этап — разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ и обсуждение направлений деятельности.
Практический этап. Сюда входит организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра, разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение договоров с родителями, (законными представителями) об образовании образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.
Четвертый этап инновационного проекта – заключительный перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.
Таким образом , раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ.
Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи.
методическая разработка для логопедов.
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентр.
Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки.
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и риском развития инвалидности, семей, их воспитывающих, в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и риском развития инвалидности, семей, их воспитывающих, в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Дети раннего возраста с ОВЗ и риском развития инвалидности от 0 до 3 лет;
Дети -инвалиды или дети с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет, получавшие услуги ранней помощи до 3 лет, не посещающие образовательные организации;
Семьи, воспитывающие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и риском развития инвалидности;
Руководители и специалисты служб ранней помощи организаций различной ведомственной направленности
Специалисты Службы ранней помощи:
— учитель-дефектолог;
— учитель-логопед;
— педагог-психолог;
— социальный педагог;
— врач-специалист;
— методист;
— медицинская сестра по массажу;
— педагог-организатор;
— волонтеры
Токарева Ирина Алфеевна, Соболева Мария Евгеньевна, Загоскина Татьяна Викторовна, Силинская Юлия Павловна
Основная цель практики — создание условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, их воспитывающим. Практика направлена также на повышение родительской компетентности в вопросах развития, обучения, воспитания, абилитации и социальной адаптации детей раннего возраста «группы риска», с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Перечень услуг, предоставляемых специалистами службы ранней помощи, включает:
1.1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка в целях:
— определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
— проведение оценочных процедур и разработка ИПРП;
— проведение промежуточной оценки реализации ИПРП;
— проведение итоговой оценки реализации ИПРП;
1.2. Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь в целях содействия развитию:
— функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
— общения и речи ребенка;
— мобильности ребенка;
— самообслуживания и бытовых навыков ребенка;
— познавательной активности ребенка;
— эмоционально-волевой сферы ребенка;
— социализации ребенка.
Специалистами Службы ранней помощи реализуются следующие формы занятий:
• индивидуальные занятия;
• групповые занятия (от 2 до 7 человек);
• логопедическая помощь (логопедический массаж).
1.3. Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников образовательных и иных организаций (в том числе дистанционное) в целях:
— оказания помощи в развитии ребенка;
— психологической поддержки;
— повышения компетентности в вопросах обучения, развития и воспитания детей раннего возраста;
— поддержки ребенка в период адаптации к образовательной организации.
1.4. Первичная медико-санитарная помощь – консультирование врачами-специалистами (врачом-педиатром, медицинский массаж).
1.5. Консультативно-методический клуб для родителей (законных представителей) «Помоги своему ребенку».
Источник
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Любовь Панагушина
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым к школьному обучению
на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей-инвалидов в Российской Федерации.Наше Учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В рамках вариативного образования в ДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.
В 2017 году в нашем детском саду в рамках региональной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи с целью решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ и инвалидов.
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;
• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы;
• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).
Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Наша команда состоит из специалистов,представляющих различные дисциплины: педагог — психолог, учитель — логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
Цель Службы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Нормативным основанием для разработки системы ранней помощи являются:
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»:
Раздел V Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, «создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».
• Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года
• Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
• Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
• Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р
• «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
• «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1
• «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ
• «О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
• «Об образовании» — Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266 — (ред. от 27.12.2009)
• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013 г. № 26
• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
• «О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
• «Об образовании» — Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175
• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06
• Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (с изменениями на 31 октября 2017 года)
• Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.
• Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 -2020 годы».
На сегодняшний день мы разработали систему мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Ведущие направления деятельности Службы ранней помощи:
1. Консультативно –диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2.Коррекционно-развивающее направление деятельности Службы:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностямиоказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Формы работы в Службе:
• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
— информационная помощь семье;
— психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;
— педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
• Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.
Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.
Принципы организации СРП
• добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;
• развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей): мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;
•индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.
Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ,это и одно из требований ФГОС ДО:
П. 1.4 (Принципы дошкольного образования) «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)».
Индивидуально-ориентированная образовательная программа — персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.
Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.
Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство):
• максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
• преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
• предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
• максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
• для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.
Специалистами доказано, что система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.
2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.
5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.
6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc
7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.
8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.
Источник