Меню

Слабый ребенок по здоровью

Консультация для родителей. «Как укрепить здоровье своего ребенка»
статья по теме

Как укрепить здоровье своего ребенка?

Что влияет на здоровье ребенка? Образ жизни семьи, полезные и вредные привычки, уровень физической активности, соотношение нагрузок и отдыха, качество питания.

Сегодня важно взрослым формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни как у самих себя, так и у детей. Особенно это касается тех, кто с самых первых дней находится рядом с малышом, – его собственных родителей. Жизнь ребёнка полностью зависит от взрослых, которые заботятся о его здоровье, физическом развитии.

Что влияет на здоровье ребенка?

Физическая активность.

Неправильная осанка и плоскостопие, слабый иммунитет и частые болезни, низкая выносливость – это все следствие неактивного образа жизни. Физкультура и спорт по-прежнему являются залогом полноценного физического развития и крепкого здоровья. Поощряйте физическую активность ребенка. Вместо компьютерных игр – прогулки на свежем воздухе, посещение спортивных секций, утренняя зарядка.

Правильное питание.

Злоупотребление «фаст-футом», промышленными сладостями и газированными напитками, переедание приводят к дефициту полезных веществ, гастриту, дисбактериозу и ожирению.

Здоровое питание подразумевает исключение из рациона ребенка продуктов с подозрительным химическим составом, избытком сахара и жира, низким содержанием витаминов и других полезных веществ. Ежедневный рацион ребенка должен включать натуральные продукты – овощи и фрукты, крупы, мясо и рыбу, молочные блюда.

Прогулки на свежем воздухе.

Угрозу для здоровья детей таят в себе не только выхлопные газы автомобилей, но и обычная домашняя пыль. Астма и аллергия, кашель и насморк – самые безобидные последствия вдыхания грязного воздуха. Прогулка один из существенных компонентов режима дня. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Обычно дети с удовольствием принимают участие в играх, организованных их родителями, когда используются мячи, обручи или другие спортивные предметы.

Соблюдение режима.

Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой психической и физической активности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Важная составляющая часть режима – сон. Важно, чтобы ребенок засыпал в одно и то же время (и днём и ночью). Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни. Нервная система ребенка в возрасте 3-6 лет легко истощается при длительном бодрствовании, поэтому дошкольники должны спать еще и днем.

Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей предупреждает их переутомление

Закаливание.

Укрепление здоровья детей путём закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде.

Усвоение культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки являются одним из важных факторов в укреплении здоровья ребенка. Под руководством взрослых детям прививается любовь к чистоте, опрятности, порядку. С раннего детства надо учить детей мыть руки перед едой, опрятно есть, следить за порядком в одежде, бережно относиться к предметам.

Правильно подобранная одежда и обувь.

Правильно выбирайте одежду и обувь ребенка – в соответствии с сезоном, возрастом и двигательной активностью ребенка.

Формирование интереса к оздоровлению собственного организма.

Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Но если ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу физического воспитания и развития ребёнка.

К сожалению, многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто они сами злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов активным видам деятельности и совсем мало уделяют времени закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе.

Вредные привычки родителей прямо и косвенно влияют на формирование этих вредных привычек у детей. Об их разрушительном воздействии на детский организм можно и не упоминать.

Вы любите своего ребенка? Тогда в ваших силах сделать его здоровее и сильнее, выносливее перед негативными факторами окружающей среды, устойчивее к заболеваниям. Помогите ребенку укрепить здоровье!

Источник

Слабый ребенок по здоровью

Сегодня редко можно встретить маму, которая бы могла похвастаться тем, что его ребенок в возрасте от 1 года до 4 лет болел только в холодное время года. В основном дети болеют круглогодично, даже если на улице греет солнце и температура воздуха выше 30 градусов. «Почему же раньше дети болели только зимой, а наши кашляют и температурят даже летом, может это связано с изменением климата?» — задаются вопросом уставшие от постоянных простуд ребенка родители.

На самом деле, изменение климата не является основным фактором, влияющим на здоровье детей, все зависит от иммунитета ребенка. По исследованиям ученых, здоровье ребенка лишь на 15% зависит от состояния окружающей среды, а на 70% здоровье ребенка определяет его образ жизни, а остальные 15% — наследственность. Если ребенок от 1 года до 4 лет болеет простудными заболеваниями не чаще 3-5 раз в год, то это говорит о нормальном естественном развитии его иммунной системы. Поэтому, прежде чем сетовать на частую болезнь ребенка сначала надо быть уверенным, что у него действительно слабый иммунитет. Совсем не болеющих детей в природе не существует, именно через болезни стимулируется работа иммунитета ребенка.

Многие мамы с рождения ребенка начинают беспокоиться о том, каким образом повысить иммунитет ребенка, чтобы он не болел вовсе. Самостоятельно давать ребенку лекарственные препараты, повышающие иммунитет, витаминные комплексы и различные лекарственные травы ни в коем случае нельзя. Поднятие иммунитета у детей первого года жизни может привести к противоположному результату. У детей грудного вскармливания присутствует материнский иммунитет, который передается малышу вместе с молоком матери. Если даже малыш перешел на искусственное кормление, материнские антитела, которые он получил от матери, находясь в утробе, у него имеются.

Этим объясняется тот факт, что дети до годовалого возраста практически не болеют ветрянкой и краснухой. Однако простудными заболеваниями они болеют не реже детей старшего возраста, так как именно после этого у грудничков вырабатывается иммунитет. Следовательно, первым и очень важным условием того, чтобы ребенок часто не болел в возрасте от 1 года до 4 лет, является грудное кормление. Длительное грудное кормление гарантирует, что ваш ребенок будет иметь хороший иммунитет.

Читайте также:  Что значит оптимальное здоровье

Не стоит переводить малыша на искусственное кормление только из-за того, что у вас мало молока или появились трещины на сосках. Надо только немного быть терпеливой и тогда все наладиться, зато ваш малыш не будет вас в дальнейшем тревожить частыми простудами. Может в этом и заключается ответ на вопрос, почему дети раньше так часто не болели. Раньше женщины не имели возможности кормить ребенка смесью, их просто не продавали в магазинах. Поэтому, детей почти что все мамы кормили грудью, а некоторые даже до 3-х летнего возраста.

Следующей причиной пониженного иммунитета у детей является создание стерильных условий при уходе за новорожденным малышом. Многие мамы бояться лишний раз выйти на прогулку с ребенком, кипятят всю его одежду, проглаживают с двух сторон, не купают в некипяченой воде, предварительно не положив туда раствор марганцовки. Есть даже такие родители, которые запрещают смотреть на ребенка всем, кто зайдет к нему без маски. Это в корне неверно.

Создавая стерильные условия и оберегая малыша от воздействия бактерий, они препятствуют развитию иммунитета ребенка. Ведь эти бактерии и являются катализатором для появления защитных реакций в организме. А раньше у людей не было возможности создавать ребенку стерильных условий, грудной ребенок рос и развивался в одной комнате с остальными членами семьи. А у мам просто не было времени тщательно следить за чистотой младенца, ведь они вынуждены были работать уже через месяц после родов.

Не следует также чересчур оберегать ребенка от воздействия холода, ветра и солнца. Закаливание очень хороший способ для повышения иммунитета ребенка. Конечно, во всем нужно знать меру, закаливание должно проводиться постепенно и разумно. Для начало достаточно проводить воздушные ванны ребенку и постепенно снижать температуру воды во время купания. Не стоит малыша постоянно укутывать и включать обогреватели в его комнате. Оптимальная температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20-23 градусов. Не одевайте на ребенка много теплой одежды, его одежда должна быть на один слой меньше, чем одето на вас самой. Ведь часто причиной частых болезней детей становиться то, что ребенок потеет от большого количества одежды.

Если даже ваш малыш не болел больше положенной нормы до посещения детского садика, то надо быть готовым к тому, что с началом его посещения ситуация может сильно измениться. Конечно, ребенок грудного вскармливания и закаленный будет быстрее адаптироваться к садику, но подготовить его организм к встречи с новыми инфекциями необходимо. Чтобы повысить иммунитет ребенка перед садиком следуйте следующим советам:
1. Следите за рационом питания ребенка. Оно должно быть сбалансированным и содержащим все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины для его полноценного развития. Не давайте ребенку много сладкого, приучайте его пить зеленый чай с лимоном, отвар шиповника, компот из калины и свежие соки.
2. Научите его строго соблюдать режим дня. Предварительно узнайте, какой режим дня в садике и приучайте ребенка следовать ему.

3. Готовьте ребенка к садику психологически. Водите ребенка в детские площадки на прогулку, общайтесь с детьми его возраста.
4. Дайте ребенку возможность больше ходить босиком. Старайтесь летом больше посещать с ребенком места, где он сможет ходить босиком по гальке или по песку.

5. Вечером устраивайте ногам ребенка контрастные ванны, приучайте полоскать горло прохладной водой после каждого приема пищи.
6. Постепенно приучайте ребенка к приему холодной пищи, не стоит каждый раз нагревать молоко и соки, бояться давать ему кушать мороженое. Пусть он постепенно привыкает к употреблению холодных продуктов.

Источник

Психологические проблемы физически ослабленных детей

Ключевые слова: физически ослабленные дети, факторы заболеваемости, астения, психологическая травма, гиперопека, тревожность, повышение самооценки, притязаний, профилактика.

В последнее десятилетие в России сложилась такая ситуация со здоровьем детей и подростков, которую можно назвать катастрофической. Число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто физически ослабленные и болеющие дети являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.

К категории физически ослабленных детей можно отнести:

  • детей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году;
  • детей от одного до трех лет, болеющих более шести раз;
  • детей от трех до пяти лет — пять и более раз;
  • детей от пяти до шести лет — четыре и более раз;
  • старше шести лет — три и более раз,
  • а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.

Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет.

Причины частой заболеваемости ОРЗ

Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Их можно разделить на три группы.

1. Медико-биологические факторы:

— анатомически и физиологически обусловленные факторы (поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);

— неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные отягощенные роды и др.);

— неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта — гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.):

— нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

— повторное назначение антибиотиков и других препаратов;

— наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, частых ОРЗ;

— низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

2. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:

— неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);

— неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);

— неблагоприятные жилищные условия;

— низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

3. Социально-психологические факторы:

— недостаток психологических знаний у родителей;

— низкий материальный достаток семьи;

— хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей, нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;

Читайте также:  Рецепты для повышения здоровья

— неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего, матери;

— поступление детей в дошкольное учреждение, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами;

— астеническое состояние («раздражительная слабость», включающая, с одной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, а с другой — повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам).

Астения (повышенная истощаемость психических процессов) приводит к затруднениям произвольной деятельности (т.е. каждое действие ребенка требует предварительного приложения умственных усилий), неустойчивости внимания, частым «выключениям» ребенка из учебного процесса в классе, нарастанию «нелепых» ошибок по мере утомления, повышенной отвлекаемости на незначительные для текущей деятельности раздражители, в целом — низкой умственной работоспособности. Работоспособность астенических детей уже до начала занятий низка и неустойчива. Все ее показатели то сразу снижаются к концу первого урока, то резко, на короткое время повышаются и столь же резко падают. При этом способность физически ослабленных детей к осмыслению учебного материала остается сохранной. В интеллектуальном развитии они не уступают здоровым сверстникам.

Нередко у таких детей наблюдается задержка в развитии двигательных навыков (ухудшенная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики).

Для физически ослабленного ребенка характерны проблемы эмоционально-волевой сферы. Это значит, что он нередко переживает такие эмоциональные состояния, как печаль, страх, гнев, чувство вины, одиночество. Возможность депрессивных состояний у часто болеющих детей выше, чем у здоровых.

Психологическое состояние этих детей, таким образом, характеризуется постоянным ожиданием неблагополучия, страхом, эмоциональным напряжением, т.е. высокой тревожностью, которая ведет к неуверенности в себе, «комплексу неполноценности», боязливости, зависимости от чужого (прежде всего, материнского) мнения. Чем чаще болеет ребенок, тем хуже он относится к себе. Ведь слабость, болезненность угнетающе воздействуют как на ребенка, так и на его родителей. Ребенок испытывает болезненные ощущения, чувство психофизического дискомфорта. Он не успевает окрепнуть, как заболевает вновь. Родители нервничают, и их состояние и тревога передаются ребенку. Его раздражает сама необходимость лечения. Для него все это — стресс, насилие, психологические травмы. Такой ребенок становится плаксивым, капризным, возбудимым, раздражительным.

Наиболее очевидные следствия проблемы частой заболеваемости вытекают из нерегулярности посещения ребенком детского сада или школы:

  • во-первых, эпизодичность общения со сверстниками, хроническое отсутствие ребенка в классе приводит к тому, что о нем просто забывают. В связи с этим возникают сложности в формировании социальных навыков и закрепление таких черт характера, как замкнутость, скованность, раздражительность, обидчивость и т.п.;
  • во-вторых, частые болезни ребенка вынуждают мать оставаться дома и ухаживать за ним. Таким образом, жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение ограничивается общением с матерью. Однако детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих часто болеющих детей, имеют свою специфику.

Для большинства родителей детей, болеющих чаще других, характерный стиль семейного воспитания — гиперопека. Родители такого ребенка озабочены и встревожены его состоянием и зачастую им «не до воспитания, был бы жив». Они терпят его капризы, обостренно реагируют на его слезы, во всем ему потакают.

Так, вытекая из тревожно-мнительного воспитания, возникают предпосылки к истерическим неврозам. В результате ребенок не нарабатывает собственного опыта взаимодействия с людьми, не учится принимать решения, отвечать за свои поступки. Действуя строго по правилам, предложенным взрослыми, он перестает исследовать жизнь. Снижается стремление ребенка к самостоятельности. Примерно половина таких родителей предъявляют к ослабленным болезнями детям явно заниженные требования.

Иногда можно наблюдать следующую психологическую структуру семьи, воспитывающей болезненного ребенка: активная, доминантная мама, с «привязанным» к ней ребенком и отставленный в сторону отец. «Вытеснение» отца связано с тем, что традиционно мать несет ответственность за все, что происходит с больным ребенком. Образ отца у болеющего ребенка в большинстве случаев идеализирован и вызывает преимущественно положительные эмоции. Отношение же к матери противоречиво: часто болеющие дети не чувствуют эмоциональной близости с ней, воспринимают ее неуравновешенной. Но при этом отношение к матери остается очень теплым. Признается необходимость ее поддержки, заботы, неумение обходиться без ее помощи даже при простых действиях.

Между тем, следует помнить, что ребенок со временем окрепнет, а последствия тревожного отношения родителей к слабости или болезненности останутся на всю жизнь.

Рекомендации психолога родителям детей с ослабленным здоровьем.

Сегодня внимание к проблемам физически ослабленных детей обычно ограничивается только медицинским аспектом. Однако очевидно, что без профессиональной психолого-педагогической помощи решить их невозможно. Ведь только психолог может решить проблемы с высокой тревожностью, повысить самооценку и притязания ребенка, оказать помощь в его позитивном развитии.

Физическое укрепление болезненного, слабого ребенка — это, прежде всего, профилактика нервности и трудности. Закаливание, общефизическое развитие такого ребенка — насущная и первостепенная забота родителей. Нет слабого, которого невозможно оздоровить! Требуется лишь терпение и неустанная работа, но вместе с ним, а не за него. Нередко слабые, болезненные дети, которые вместе с родителями упорно преодолевают такое состояние, становятся не только здоровее и закаленнее крепких от рождения, но и более волевыми.

Каждая минута относительного здоровья такого ребенка используется для выезда с ним за город, для прогулки. Утренняя и вечерняя зарядка делается всей семьей, чтобы ребенок воспринимал ее столь же необходимой и естественной, как чистку зубов, завтрак и ужин. Обязательны обливания теплой, а затем водой комнатной температуры: это приносит пользу, если неукоснительно выполняется шесть месяцев подряд. Слабый ребенок должен много двигаться. Его одевают легко и свободно, чтобы он не мерз, но и не изнемогал от жары, не потел. Следят за состоянием горла, языка и зубов, дважды в день проводя очищающие и оздоровляющие полоскания (шалфей, календула, эвкалипт, ромашка и др.). Его ободряют, добиваются, чтобы сегодня он чувствовал себя крепче и лучше, чем вчера, вселяя тем самым обоснованную надежду, что завтра он будет еще здоровее. Воспитывают его так, как если бы он был абсолютно здоров. Издревле известно, что здоровый, полагающий себя больным, приходит к болезни, а верящий в то, что будет здоров, станет таковым.

Слабого ребенка не следует жалеть. Жалость в таком случае не любовь, а своего рода тип неправильного воспитания. Его, конечно, щадят, но неприметно для него. Ему помогают, но посильные задания он должен выполнять сам. Если он поймет, что болезненность приносит поблажки, он может стать истеричным. К одной беде — слабости — в таком случае добавляют другую — нервность или трудность. Слабый ребенок и без того нервный или трудный из-за испытываемых им болезненных ощущений, повышенной утомляемости. Это надо понимать, не провоцировать его на конфликт, протест, а быть с ним справедливым, оберегать его от нервно-физических перегрузок, но и не потакать капризной требовательности, не пестовать бездеятельность.

Читайте также:  Рекомендации по проведению дней здоровья

Психическое состояние ребенка, страдающего хроническим или инфекционным заболеванием, или затрудняет его излечение от этих болезней, или способствует исцелению. Древняя мудрость гласит: «Или врач и больной против болезни, или больной и болезнь против врача». Начинающий жить не должен смиряться с болезнью. Для ребенка и подростка болезнь противоестественна, а настраивать их следует однозначно — к исцелению.

Болезнь почти всегда сопровождается вегетативной дистонией, часто с гипотонией, интоксикацией нервной системы и других систем организма. Ребенок становится нервным, ранимым, обидчивым, быстро устает. Нередко отклоняющееся поведение ребенка, возникновение нервности, раздражительности, плаксивости, капризности начинается именно в этот период, после соматического или инфекционного заболевания.

Ослабленный ребенок требователен, часто не знает, чего он хочет, и своим поведением раздражает взрослых, сверстников, создавая конфликтные ситуации из ничего. Он особенно чувствителен к конфликту, неспособен его адекватно изжить, склонен к его раздуванию. Он острее воспринимает несправедливость со стороны близких: даже их обычные замечания и требования выводят его из себя, вызывают психотравмирующие переживания. Такой ребенок — легкая добыча нового вируса. Астеническое состояние усиливается, усиливаются и ранимость, конфликтность. Ребенок попадает в некий порочный круг, выход из которого труден.

Такого ребенка, как физически ослабленного, неприметно щадят. Незаметно убирают лишние нагрузки, но он не бездельничает, а в меру своих сил трудится. Устал — пусть отдохнет, а потом работает вновь.

После заболевания, когда ребенок перевозбужден и раздражителен, давайте ему травяные чаи, поливитамины, чай с мятой перечной, мед, лимон, гранат. Из очищенных, промытых и высушенных корневищ валерианы лучше приготовить настой или отвар (по 6г на 200 мл воды) и давать детям в период выздоровления по чайной или десертной ложке два-три раза в день. Валериану, как и мяту перечную, употребляют длительно — один-три месяца. Цветущие части стебля, цветы и листья пустырника успокаивают более, чем валериана, но пустырник применяют две-три недели, поскольку он снижает артериальное давление. Эти травы и лекарства можно приобрести в аптеке с рекомендацией к употреблению.

Полноценный здоровый сон необходим любому ребенку. В период самого заболевания и затем выздоровления он важен вдвойне.

Незадолго до сна, в вечернее время лучше воздержаться от активных, энергичных игр, чтобы ребенок не переутомился. Лучше заняться настольными играми, такими как лото, мозаика, кубики или конструктор. Они не только развивают малыша, но и стабилизируют его нервную систему. Благотворно влияет на психику малыша рисование. Чем младше ребенок, тем интереснее ему рисовать гуашевой краской толстыми кистями на больших листах бумаги разной формы, белых и цветных. Особенно хорошо рисовать кончиками пальцев или всей ладонью — это раскрепощает ребенка, расслабляет его тело. В рисовании красками пальцами и всей ладонью дети наиболее полно отражают свое эмоциональное состояние. Такое творчество, полностью лишённое штампов и шаблонов, весьма позитивно для раскрепощения творческого мышления ребенка.

Хорошо, если в семье существует ритуал приготовления ко сну — одни и те же действия, выполняемые ежедневно перед сном. За час-полтора перед укладыванием в спокойной обстановке при выключенном телевизоре собрать игрушки, порисовать, послушать мамину сказку. Затем вымыть ножки, почистить зубы, надеть пижаму, пожелать всем «спокойной ночи» — и в постель. Свежий воздух в спальне, тишина обеспечат ребенку спокойный сон. Ему должно быть не холодно в постели и не жарко. Кроватка должна быть установлена подальше от батареи парового отопления. Есть и пить непосредственно перед сном не желательно. В постель ребенка нужно отправлять успокоенным. Не «дергайте» его перед сном замечаниями, избегайте шума. Постарайтесь успокоиться сами. Если нужно выяснить отношения между собой, отложите это до следующего дня.

В субботу и воскресенье родителям всю светлую часть дня (осенью, зимой и весной) желательно проводить с малышом на улице, а если возможно — в парке, в лесу, за городом. Ребенок на глазах начнёт крепнуть, веселеть. Его развитие после болезни не будет омрачено астенией — недопустимой для детского возраста слабостью, истощаемостью, болезненностью.

И в заключение несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь устранять психотравмирующие ситуации в семье.
  2. Давайте ребенку больше положительных эмоций.
  3. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.
  4. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко можно вывести из равновесия — учитесь предчувствовать наступление срыва. Начните заниматься самовоспитанием.
  5. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев или гнев ребенка.
  6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящему событию. Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
  7. «Программируйте» ребенка на полное выздоровление.
  8. Настраивайте его на здоровый образ жизни.
  9. Не жалейте ребенка, а помогайте ему справляться с проблемами, в том числе и с проблемами здоровья.
  10. Помните, что ребенку предстоит занять в жизни свою социальную нишу и по-настоящему в ней не будет никому дела до его личностных проблем, кроме близких людей.
  11. Объясняйте ребенку, что уверенность в своих силах, в том числе и физических — это залог успешности в жизни.

«Три кита» составляют основу характера человека. Это: здоровье и личностные качества, полученные от родителей (генетика), воспитание и социальное окружение. Даже если одна из этих основ недостаточно сильна, все-таки, опираясь на две другие, можно достичь цели, стоящей перед родителями: сформировать психологически здорового, душевно крепкого, умеющего адаптироваться человека. Не отчаивайтесь и помните слова древних мореплавателей: «Плыть нужно не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставлен».

Литература.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 2006.
  2. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. — М., 2007.
  3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб., 2001.
  4. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. — М., 2008.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб., 2007.
  6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под ред. Л.М.Шипицыной. — М., 2003.
  7. Рикрофт Ч. Тревога и неврозы. — М., 2008.
  8. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2006.
  9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. — М., 2008.
  10. Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей (методологические аспекты). — М., 2004.

Источник

Adblock
detector