Меню

Скрининговые обследования здоровья школьников что это

Ежегодное лабораторное обследование ребенка

Комплексное лабораторное обследование, включающее все основные показатели здоровья ребенка.

Ежегодные анализы в детском возрасте, профилактические (скрининговые) анализы в детском возрасте.

Laboratory check-up, Childhood, Child Health check-up.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Венозную, капиллярную кровь, кал, среднюю порцию утренней мочи.

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Детям в возрасте до 1 года не принимать пищу в течение 30-40 минут до исследования.
  • Детям в возрасте от 1 до 5 лет не принимать пищу в течение 2-3 часов до исследования.
  • Не принимать пищу в течение 12 часов до исследования, можно пить чистую негазированную воду.
  • Исключить (по согласованию с врачом) прием мочегонных препаратов в течение 48 часов до сбора мочи.
  • Исключить прием слабительных препаратов, введение ректальных свечей, масел, ограничить (по согласованию с врачом) прием медикаментов, влияющих на перистальтику кишечника (белладонна, пилокарпин и др.), и препаратов, влияющих на окраску кала (железо, висмут, сернокислый барий), в течение 72 часов до сбора кала.
  • Полностью исключить (по согласованию с врачом) прием лекарственных препаратов в течение 24 часов перед исследованием.
  • Сбор мочи рекомендуется производить до менструации или через 2-3 дня после её окончания.
  • Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение в течение 30 минут до исследования.
  • Не курить в течение 30 минут до исследования.

Общая информация об исследовании

Для нормального роста и развития детского организма требуется нормальное функционирование всех органов и систем. Нарушение работы какого-либо одного органа в детском организме часто приводит к развитию целого комплекса нарушений и в итоге к таким последствиям, как отставание в росте, затруднения при обучении, нарушение внимания и памяти, плохой сон, быстрая утомляемость. Для того чтобы вовремя предупредить развитие серьезных заболеваний и их последствий у детей, рекомендуется проведение ежегодного профилактического (скринингового) лабораторного обследования. Наиболее удобным для педиатра и пациента является комплексный анализ, который включает все основные общеклинические и специфические тесты. Этот анализ составлен с учетом наиболее распространенных заболеваний детского возраста.

К общеклиническим тестам, входящим в состав этого комплексного анализа относятся общий анализ крови (ОАК), лейкоцитарная формула и скорость оседания эритроцитов (СОЭ), общий анализ мочи с микроскопией осадка и копрограмма. Эти анализы позволяют получить самую базовую информацию о состоянии здоровья. Так, изменения ОАК, лейкоцитарной формулы и СОЭ могут свидетельствовать о торпидно протекающей инфекции. ОАК – первый шаг к диагностике анемии и онкогематологических заболеваний, характерных для детского возраста (острых лейкозов). Анализ мочи – это основной метод оценки состояния мочевыделительной системы, позволяющий выявить признаки мочевых инфекций и заподозрить везикоуретральный рефлюкс, а также заболевания почек, характерные для детского возраста (липоидный нефроз, постстрептококковый гломерулонефрит, поликистоз почек). Копрограмма – основной способ оценки состояния нижних отделов и желез пищеварительного тракта и первый шаг к диагностике заболеваний, сопровождающихся нарушением всасывания питательных веществ и витаминов (мальабсорбцией), в том числе целиакии (глютеновой энтеропатии) и муковисцидоза. В копрограмме также могут быть обнаружены признаки воспаления (при хроническом гастроэнтерите или колите) или скрытого кровотечения (при дивертикуле Меккеля).

Для оценки функции печени и своевременного выявления заболеваний гепатобилиарной системы исследуют печеночные ферменты АЛТ и АСТ, а также билирубин, общую щелочную фосфатазу и гамма-ГТ.

АЛТ и АСТ – ферменты, катализирующие перенос аминогрупп между аминокислотами (трансаминазы). Хотя эти ферменты также могут быть обнаружены во многих других тканях и органах (сердце, скелетные мышцы, почки, головной мозг, эритроциты), изменение их концентрации в крови чаще связано с заболеваниями печени, что обуславливает их название — печеночные трансаминазы. АЛТ является более специфичным маркером заболеваний печени, чем АСТ. Повышение печеночных ферментов у детей может свидетельствовать о наличии вирусного (гепатиты A, B, C, вирус Эпштейна — Барр, цитомегаловирус), токсического (случайная или преднамеренная интоксикация железом, парацетамолом) или аутоиммунного гепатита, а также наблюдаться при других заболеваниях, например при ревматоидном артрите, целиакии, болезни Крона и неспецифическом язвенном колите.

Читайте также:  Журнал здоровья контроль наличия признаков короновирусной инфекции

Билирубин – пигмент, образующийся при распаде гемоглобина и некоторых других гемсодержащих белков в печени, селезенке и костном мозге. Увеличение уровня билирубина может наблюдаться при многих заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в дифференциальной диагностике желтух и диагностике обструкции желчных путей.

Щелочная фосфатаза – это фермент, находящийся в мембране билиарного полюса гепатоцитов, а также в костной ткани и клетках кишечника. Концентрация общей ЩФ повышена практически в 100 % случаев внепеченочной обструкции желчных путей. Как правило, полная обструкция сопровождается значительным увеличением общей ЩФ (более чем в 3-5 раз). При внутрипеченочной обструкции уровень общей ЩФ также повышается, но не так резко (менее чем в 3 раза). Следует отметить, что повышение общей ЩФ может наблюдаться и при других заболеваниях, например при заболеваниях костной ткани (остеосаркома, рахит) и саркоидозе.

Гамма-ГТ – это также мембрансвязанный фермент печени, катализирующий перенос гамма-глутамильной группы глутатиона на другие молекулы. В настоящий момент гамма-ГТ – это самый чувствительный маркер заболеваний печени. Повышение уровня гамма-ГТ является самым ранним признаком поражения печени. Повышение концентрации гамма-ГТ может наблюдаться при всех заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в диагностике обструкции желчных путей. При обструкции желчных путей концентрация гамма-ГТ повышается в 5-30 раз. Исследование уровня гамма-ГТ позволяет убедиться в том, что повышение общей ЩФ вызвано именно заболеванием печени, а не другими причинами, в первую очередь заболеваниями костной системы. Как правило, при обструкции желчных путей наблюдается параллельное повышение уровня гамма-ГТ и общей ЩФ.

Для оценки функции почек исследуют креатинин сыворотки. Креатинин – это конечный продукт метаболизма креатинфосфата – энергетического субстрата, образующегося в мышцах. Креатинин свободно фильтруется в почечных клубочках и поэтому является хорошим показателем скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и в целом функции почек. Повышение уровня креатинина сыворотки свидетельствует о снижении СКФ и нарушении функции почек, но также может наблюдаться и при дегидратации и повреждении мышечной ткани.

Для оценки нутриентного статуса ребенка исследуют общий белок, глюкозу, железо и кальций сыворотки. Общий белок – это интегральный показатель белкового обмена в организме. Большее значение имеет снижение общего белка, которое в педиатрической практике может наблюдаться при недостаточности питания. Глюкоза – это интегральный показатель углеводного обмена. Гипогликемия может свидетельствовать о недостаточности питания, наличии заболеваний печени (гликогенозы) и надпочечников (аутоиммунный полиэндокринный синдром). Гипергликемия может указывать на сахарный диабет, врождённую гиперплазию коры надпочечников, синдром поликистозных яичников, хронический стресс и другие состояния. Кальций – один из основных макроэлементов, необходимых для нормального роста и минерализации костной ткани, проведения нервного импульса и сокращения мышц. В педиатрической практике нарушения уровня кальция могут говорить о врождённых болезнях обмена кальция, фосфора и витамина D (например, гипофосфатемический рахит с гиперкальциурией) или быть одним из первых признаков разрушения костной ткани в результате первичной опухоли кости (саркома Юинга). Железо – основной микроэлемент организма. Избыток железа может наблюдаться при случайной или преднамеренной интоксикации препаратами железа (именно железосодержащие препараты являются самой главной причиной отравления у детей), при наличии хронических заболеваний или врождённых болезней обмена железа (гемохроматоз). Дефицит железа может наблюдаться при недостаточности питания и при кровотечении (например, при повторных носовых кровотечениях или меноррагии у молодых девушек в первые 1-2 года после менархе).

Для диагностики гельминтозов и паразитозов, которые очень часто наблюдаются в педиатрической практике и часто протекают бессимптомно или с минимальными клиническими признаками, проводят анализ кала на яйца гельминтов и анализ кала на цисты простейших. Они включают в себя макроскопическую оценку кала (цвет, консистенция, наличие крови, избытка слизи, макроскопически определяемых паразитов), микроскопию нативного образца кала (наличие цист простейших – трофозоитов, личинок и взрослых особей гельминтов) и микроскопию окрашенного мазка кала (наличие цист и трофозоитов). Анализ кала на яйца гельминтов позволяет выявить большинство кишечных нематод, цестод и трематод. Анализ кала на цисты простейших позволяет выявить Giardia lamblia, Entamoeba histolytica, Balantidium coli и других простейших. Следует учитывать, что при некоторых гельминтозах (например, описторхоз) появление яиц в кале начинается только через 2-4 недели после возникновения симптомов заболевания. Поэтому, отрицательный результат исследований не позволяет полностью исключить наличие гельминтоза или паразитоза. Эти анализы также не предназначены для скрининга на энтеробиоз (острицы).

Читайте также:  Бег для здоровья можно

При наличии у ребенка аллергии в крови повышается уровень суммарных иммуноглобулинов E – медиаторов воспаления и реакции гиперчувствительности I типа. Высокий уровень IgE в крови наблюдается при таких заболеваниях, как астма, атопический дерматит, аллергический ринит, лекарственная и пищевая аллергия, а также инвазивные гельминтозы (например, легочная стадия аскаридоза). Следует, однако, отметить, что суммарный иммуноглобулин IgE повышен не во всех случаях аллергии. Также повышение IgE не всегда означает наличие аллергии. Анализ на общий IgE – это скрининговый тест, не позволяющий установить причину аллергии и не указывающий на конкретный аллерген. Для определения конкретных аллергенов рекомендуется выполнение тестов-панелей аллергенов.

Этот комплексный анализ позволяет исключить основные заболевания детского возраста. Для более точной информации о состоянии ребенка, однако, могут потребоваться дополнительные лабораторные обследования. Рекомендуется выполнять ежегодные анализы с помощью одних и тех же тест-систем, то есть в одной лаборатории.

Для чего используется исследование?

  • Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка;
  • для своевременного выявления основных заболеваний детского возраста.

Когда назначается исследование?

  • При ежегодном профилактическом осмотре ребенка;
  • при наличии у ребенка задержки роста, затруднения при обучении, нарушения внимания и памяти, плохого сна, быстрой утомляемости.

Источник

Доклад на тему : «Скрининговые обследования. Мониторинг»

специалист в области арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Выступление на семинаре-практикуме

службы ОУ Красногвардейского района в соответствии с

педагог-психолог І категории

МБОУ «Полтавская школа»

Сейтнебиева Севиль Наримановна,

Тема : Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика. Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития.

Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей ( это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет :

Обнаруживать проблемы здесь и сейчас

Фиксировать динамику развития детей по определённым значимым показателям

Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической

Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, — достаточное основание для заключения о соответствии развития ребёнка возрастной норме.

Углубленная психологическая диагностика проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

Читайте также:  Здоровье что такое реаферон

Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных мероприятий.

Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

Итоговая диагностика даёт возможность оценить состояние ребёнка по окончании курса коррекционной работы.

Скрининг не является мониторингом ( т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

Мониторинг — это многоуровневая иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Мониторинг рассматривается в соотношении : мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.

Мониторинг – самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Особенностью мониторинга является его вариативность .

Исследование – это характерный для науки способ порождения, получения, производства нового знания. ( Например, Социометрическое исследование; цель : изучение взаимоотношений в группе, коллективе. Выявление лидера («звёзд»), отверженных , «аутсайдеров».

Экспертиза . Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на ясно сформулированный практический вопрос. Мониторинг и экспертизу роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.

Измерение – процедура качественной и количественной оценки определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей задаче получения информации об объекте.

Во первых, это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека.

Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.

В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем.

Результаты диагностики — это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.

Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально :

«Анализ психологического исследования класса»

«Анализ психологического исследования по параллели»

Общешкольный анализ психологического исследования»

«Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики»

Итак, мы ставим знак равенства между мониторингом и диагностикой, потому что используем приёмы психологического диагностирования для сбора информации.

Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :

Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.

Мониторинг проводят учитель и психолог на основе наблюдений учителя. Данные фиксируются в « Сводной ведомости психол.мониторинга УУД». По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.

Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.

Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД. Также, данные фиксируются в сводной ведомости психол.мониторинга, по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.

Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень.

Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога, Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.

Конечно же педагог-психолог опирается на содержание банка психодиагностических методик.

Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) — октябрь-ноябрь, и в конце учебного года ( итоговая диагностика) — апрель – май.

Промежуточный мониторинг ( январь-февраль) необходим, в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.

Источник

Adblock
detector