Методическая разработка практического занятия по теме «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Использования скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей» в рамках дисциплины Здоровый человек и его окружение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка практического занятия «Использования скрининг-тестов при массовом обследовании детей» | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
по дисциплине Здоровый человек и его окружение
раздел Здоровый ребенок
тема Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей.
060109 Сестринское дело 51
060101 Лечебное дело 52
060102 Акушерское дело 51
для студентов II курса
на заседании ЦМК педиатрии
от «___»___________ г.
____________ Председатель ЦМК
Ушакова Ф.И. – преподаватель МК им. К.Цеткин
Тема : «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей».
Количество часов: 6 академических часов (270 мин)
Вид занятия : практическое доклиническое
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики МК им. К.Цеткин
Общие цели занятия:
- уметь в своей профессиональной деятельности применять скрининг-тесты при массовых медицинских осмотрах детей с целью контроля состояния здоровья детей.
По окончании занятия студент должен
- АФО органов и систем в различные возрастные периоды у ребенка;
- понятие «скрининг-тесты», методику их проведения;
- группы здоровья.
- провести обследование детей по скрининг-тестам (собрать анамнез, измерить АД, определить остроту зрения и слуха, оценить состояние стопы);
- провести антропометрию ребенка в установленные сроки согласно возрасту ребенка ;
- оценить физическое развитие детей по данным антропометрии используя «центильные» и «сигмальные» таблицы;
- оформить документацию по итогам обследования с использованием скрининг-тестов.
На каждого студента:
- методическая разработка практического занятия
- кукла
- сантиметровая лента
- шпатели
- часы с секундной стрелкой
На двоих студентов:
- весы
- ростомер
- тонометр
- фонендоскоп
- фантом головы
- таблицы для определения остроты зрения
- плантограф
-проверка присутствующих, их внешнего вида в соответствии с требованиями внутреннего распорядка
— озвучивание целей занятия
— ознакомление с планом занятия
Контроль исходных знаний студентов
— входной тестовый контроль
Изучение нового материала
Обсуждение материала занятия с элементами фронтального опроса
Самостоятельная работа студентов
(отработка манипуляций под наблюдением преподавателя)
Демонстрация студентами умений по проведению скрининг-тестов (друг на друге)
— решение ситуационных задач с использованием «центильных» и «сигмальных» таблиц
Подведение итогов занятия
Задание на следующее занятие
Литература для студентов.
Литература для преподавателя.
На сегодняшнем практическом занятии Вам предстоит познакомиться с методикой проведения скрининг-тестов у детей. Дело в том, что важнейшим звеном охраны здоровья детей является РАННЕЕ выявление отклонений в состоянии их здоровья. Именно так можно своевременно принять меры к оздоровлению ребенка. Выявить отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов можно при проведении массовых медицинских осмотров в определенные сроки. И вот здесь-то практическому здравоохранению никак не обойтись без медицинских работников среднего звена, то есть без ВАС ! Проведение скрининг-тестов возложено именно на медицинских сестер детских садов, школ, работников детских здравпунктов в сельской местности и т.д. Хотите ли Вы ощутить себя квалифицированным специалистом? Вам хочется принести пользу практическому здравоохранению и здоровью хотя бы одного ребенка? Если да, то отнеситесь серьезно и ответственно к изучению сегодняшней темы. Сегодня Вам предстоит работать в кабинете доклинической практики, но уже завтрашнее занятие будет проводиться в детском саду, где Вы сможете применить полученные знания в реальном времени. Помните об этом сегодня, когда будете отрабатывать манипуляции друг на друге и на фантомах. Завтра в Ваших руках окажется настоящий ребенок со всеми тайнами его здоровья. Мы, Ваши преподаватели, желаем Вам успехов и готовы помочь при освоении данной темы!
Блок учебной информации
Терминологический словарь по теме занятия.
Скрининг – от английского screen-экран, просвечивание. В аспекте данной тематики этот термин обозначает «просеивание». «отбор» детей с нарушениями в состоянии здоровья.
Систолическое артериальное давление – максимальное или верхнее АД.
Диастолическое артериальное давление – минимальное или нижнее АД.
Гипотония – пониженное артериальное давление.
Гипертония – повышенное артериальное давление.
Предмиопия – состояние, предшествующее близорукости.
Диоптрия – единица измерения остроты зрения.
Глюкозурия – выделение сахара (глюкозы) с мочой.
Протеинурия – выделение белка с мочой.
Антропометрия – измерение роста, массы тела, окружности головы и груди.
Плантография – получение графического изображения площади опоры стопы. Имеет большое значение при диагностике плоскостопия.
Сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости.
Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов.
Цель и задачи применения скрининг-тестов.
Одним из важнейших звеньев в охране здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья для более эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.
Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов выявляются главным образом при обязательных массовых медицинских осмотрах детей в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также при ежегодных обследованиях школьников.
Проведение скрининг-тестов или методики «просева» значительно повышает эффективность массовых медицинских осмотров. При этом уменьшается объем обследования здоровых детей, снижается нагрузка на поликлиники и врачебные кабинеты.
Использование скрининг-тестов предусматривает выделение в детских коллективах группы детей, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный же диагноз устанавливается педиатром или узкими специалистами после дополнительных специальных обследований.
Контроль за состоянием здоровья детей на основе массовых скрининг-тестов предполагает 3 этапа обследований:
1 этап – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится средним медицинским персоналом дошкольного учреждения, школы или поликлиники.
2 этап – обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы или педиатром поликлиники.
3 этап – обследование детей с выявленной патологией узкими специалистами поликлиник или медицинских центров.
Данный принцип организации медицинского осмотра обеспечивает значительное повышение роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей, а также позволяет рационально использовать рабочее время педиатров и узких специалистов. Но самое главное, что организация осмотров детей на основе предлагаемых скрининг-тестов позволяет значительно повысить эффективность осмотров, выявляемость патологии как педиатрами, так и узкими специалистами.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов, после уточнения диагноза должны быть взяты на диспансерный учет и получать необходимое лечение.
Содержание скрининг-программы и методика обследования.
Скрининг-программа включает в себя:
1. Анкетный тест. – опрос родителей и учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на сбор анамнеза и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний.
2. Индивидуальную оценку физического развития детей и подростков, позволяющую выявить отклонения в развитии.
3. Измерение артериального давления для выявления гипо- и гипертонических состояний.
4. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
5. Выявление предмиопии.
6. Выявление нарушений цветового зрения.
7. Определение остроты слуха.
8. Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов.
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
И ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИИНГ- ТЕСТОВ
В данной анкете (см. приложения) в виде простых вопросов сгруппированы основные «ключевые» жалобы, возникающие у детей при наличии отклонений в состоянии здоровья. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету должны заполнять родители, при обследовании школьников 5-11 классов анкету могут заполнять сами учащиеся.
Оценка анкетного теста.
1. Вопросы 1-7: при положительном ответе на 3 и более вопроса из данного раздела обязательна консультация невропатолога.
2 . Вопросы 8-9: при положительном ответе на каждый или оба вопроса – обследование врачом учреждения, по показаниям консультация ревматолога.
3. Вопросы 10-12: при положительном ответе на каждый или несколько вопрсов данного раздела – консультация отоларинголога обязательна.
4 . Вопросы 13-19: при положительном ответе на вопросы данного раздела – обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям – консультация гастроэнтеролога.
5. Вопросы 20-21: при положительном ответе на один или оба вопроса – обследование врачом учреждения, по показаниям – дополнительные специальные исследования и консультация нефролога.
6. Вопросы 22-24: при положительном ответе на один или три вопроса – обследование врача учреждения, по показаниям консультация аллерголога .
-включает в себя измерение массы тела, длины тела, окружности головы и груди.
Измерение массы тела на электронных весах.
Материальное обеспечение: 1) весы медицинские; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей; 4) кукла-фантом.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить весы на неподвижной поверхности.
2. Включить вилку сетевого провода в сеть. Через 35-40 с на табло появятся цифры(нули).
3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки.
4. Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
5. Положить на платформу весов пеленку- на индикаторе появится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» — на индикаторе появятся нули.
Основной этап выполнения манипуляции:
6. Раздеть ребенка.
7. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, а затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через несколько секунд на индикаторе высветится значение массы ребенка. Значение массы фиксируется 35-40 сек., затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».
8. Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».
Заключительный этап выполнения манипуляции:
9. Обеззаразить рабочую поверхность весов.
10. Вымыть и просушить руки.
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить весы на неподвижной поверхности.
2. Обработать лоточную поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
3. Уравновесить весы.
4. Закрыть затвор.
5. Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку.
Основной этап выполнения манипуляции:
6. Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги — на узкой.
7. Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на нижней штанге на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.
8. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
9. Зафиксировать полученное значение массы тела ребенка и переместить обе гири на нулевое деление.
10. Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
11. Обеззаразить рабочую поверхность весов, вымыть и просушить руки.
Измерение длины тела.
Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.
Материальное обеспечение : 1) ростомер горизонтальный; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей; 4) кукла-фантом.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить горизонтальный ростомер на столе шкалой к себе.
2. Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.
Основной этап выполнения манипуляции:
3. Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка надо выпрямить легким нажатием на колени.
4. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.
5. Определить по шкале длину тела ребенка. Она равна расстоянию между двумя планками.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
6. Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.
7. Вымыть и просушить руки.
Измерение окружности головы и грудной клетки.
Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой.
Материальное обеспечение : 1) сантиметровая лента; 2) емкость с дезраствором для обеззараживания ленты; 4) кукла-фантом.
1. Уложить (усадить) ребенка.
2. Провести сантиметровую ленту по затылочным буграм сзади и по надбровным дугам спереди. Захлест ленты удобнее сделать спереди.
3. Определить по ленте величину окружности головы.
4. Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди- по нижнему краю околососковых кружков.
5. Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.
6. Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть проточной водой с мылом, просушить.
Алгоритм проведения индивидуальной оценки физического развития.
Оценка физического развития детей проводится на основании полученных антропометрических данных (рост, масса, окружность головы и груди) с помощью специальных таблиц: сигмальных и центильных (см. приложения).
Алгоритм оценки физического развития ребенка по сигмальным таблицам:
1. Найти раздел таблицы, соответствующий полу и возрасту данного ребенка.
2. Найти цифру, соответствующую росту данного ребенка.
Рост данного ребенка считается:
— средним, если он находится в диапазоне от -1 до +1 σ (сигмы)
— выше среднего, если находится в диапазоне больше +2 σ (сигм)
— ниже среднего, если в диапазоне ниже -2 σ (сигм)
3. По горизонтали от найденного роста ребенка найти показатель его веса (массы).
Если масса ребенка находится в пределах диапазона от -1 до +1 σ (сигм), то физическое развитие ребенка нормальное или среднее .
Если масса находится в диапазоне выше +1 σ (сигмы), то наблюдается избыток веса, если в диапазоне ниже -1 σ (сигмы), то наблюдается дефицит массы ребенка.
Пример. Оценить физическое развитие мальчика 2 лет с ростом 86см и массой тела 12,5кг. Рост данного ребенка является средним, масса тела соответствует росту в пределах 1 сигмального отклонения. У данного ребенка среднее физическое развитие.
Алгоритм оценки физического развития ребенка по центильным таблицам:
Физическое развитие определяется на основании соотношений роста и массы тела ребенка (по центилям массы тела относительно роста ребенка).
— при массе тела, равной 25-75 центилям, физическое развитие ребенка определяется как нормальное или среднее .
— зоны от 25-го до 10-го центиля говорят о снижении массы тела у ребенка.
— зоны от 75-го до 90-го центиля говорят о повышении массы тела у ребенка.
Пример 1 . Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 17 кг. Рост – выше среднего, вес – в пределах нормы. Оценка – нормальное физическое развитие.
Пример 2. Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 13 кг. Рост – выше среднего, вес- ниже минимального значения. Оценка – дефицит массы.
Пример 3. Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 20 кг. Рост – выше среднего, вес выше максимальных значений. Оценка – избыток массы тела.
Пример 4. Девочка 3 лет. Рост – 85 см, масса тела – 10 кг. Рост и вес ниже минимальных значений, имеющихся в таблице. Оценка – низкое физическое развитие.
Пример 5 . Мальчик 8 лет. Рост – 130 см, масса тела – 35 кг. Рост – средний, масса тела выше максимального значения. Оценка – избыток массы тела.
Пример 6. Девочка 8 лет. Рост – 123 см, масса тела – 19 кг. Рост- ниже среднего, масса тела – ниже минимального значения. Оценка – дефицит массы тела.
Оценка по предложенным таблицам проводится средним медицинским персоналом.
— Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу с целью профилактики и лечения возможного ожирения.
— Дети с низким ростом и низким физическим развитием также направляются к эндокринологу для решения вопроса о задержке физического развития.
— Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления и устранения причин дефицита.
Измерение артериального давления.
Артериальное давление измеряется общепринятым способом — в положении сидя, после 10-минутного отдыха, на правой руке ребенка (по методу Короткова).Давление нагнетают до 140 мм рт.ст для детей дошкольного возраста. Измерение проводится не менее 3 раз и фиксируются показатели последнего измерения.
АД измеряется детям специальной узкой манжеткой в соответствии с возрастом. В случае измерения АД стандартной манжеткой проводят коррекции. Полученных цифр систолического давления по специальной таблице.
Источник