Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Скрининговая система в диспансеризации здоровых детей
Диспансеризация детей и подростков в образовательных учреждениях. Профилактические и лечебные мероприятия по оздоровлению детей. Этапы медицинского обследования. Содержание скрининг-программы доврачебного обследования. Тест на выявление нарушений осанки.
Рубрика | Медицина |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.04.2014 |
Размер файла | 255,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Сибирский Государственный Медицинский Университет
Кафедра клинической практики сестринского дела
по курсу сестринского дела в педиатрии
Тема: «СКРИНИННГОВАЯ СИСТЕМА В ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ»
Выполнил: Куликов А.В.
Проверил: Миронова З. Г.
Томск, 2006
По статистическим данным, полученным в некоторых регионах страны, только один из трех детей в России рождается здоровым. Уровень заболеваний среди детей в стране за последние 5 лет вырос на 25 процентов. Умножилось количество детей с пониженным слухом, близорукостью, сколиозом, неврозами. Абсолютное большинство детей страдают гельминтозами. Более 60 процентов подростков нуждаются в каком-либо лечении, К окончанию средней школы у большинства детей фиксируются 2-3 хронических заболевания. Лишь 10% молодых людей к 18 годам можно назвать здоровыми.
Здоровье детей дошкольного и школьного возраста зависну от таких факторов, как наследственность и здоровье родителей, состояние окружающей среды, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Диспансеризация детей и подростков в образовательных учреждениях
Медицинское обеспечение детей дошкольного и школьного возрастов — комплекс мероприятий, позволяющий осуществлять контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры, профессиональной ориентации. Диспансеризация детей проводится в соответствии с действующими приказами. В основе профилактической работы с детьми лежит диспансеризация.
Диспансеризация — метод лечебно-профилактического обслуживания населения, состоящий в обязательном учете определенных контингентов населения, активном наблюдении за ними в ранние периоды заболевания, своевременном проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья.
Суть профилактической медицины еще в 1820 году высказал русский терапевт М.Я. Мудров: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача, и покойно — ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить, и в сем состоит первая его обязанность» (Мудров М.Я. Избранные произведения. М, 1949).
Диспансерное наблюдение включает в себя:
систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и подростков, их физическим и нервно-психическим развитием;
активное выявление начальных форм заболеваний или патологических состояний, протекающих со слабо выраженной клинической симптоматикой;
проведение профилактических и лечебных мероприятий по оздоровлению детей и подростков с выявленными отклонениями в состоянии здоровья;
создание детям во время пребывания в образовательном учреждении оптимальных условий совместными усилиями медицинских работников и педагогов.
Диспансеризация осуществляется с проведением углубленных профилактических осмотров в переломные возрастные периоды
перед поступлением в дошкольное учреждение;
за год до поступления в школу;
перед поступлением в школу;
конец первого года обучения;
переход к предметному обучению;
перед окончанием образовательного учреждения.
Плановые профилактические осмотры проводятся детям в возрасте:
Профилактический осмотр осуществляется врачом-педиатром образовательного учреждения и бригадой специалистов из территориальной детской поликлиники в составе: невролога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, психолога (педагога), логопеда (с 3 до 7 лет, далее по показаниям).
С 10 лет вводится обязательный эндокринологический, гинекологический (для девочек) и андрологический (для мальчиков) осмотры.
Во время профилактических осмотров проводится лабораторное обследование (анализы крови, мочи и кала), дополнительные методы исследования: ЭКГ с 10 лет, флюорография с 15 лет, 1 раз в 2 года.
Контроль за состоянием здоровья дошкольников и школьников осуществляется с использованием базовой скрининг-программы, что повышает эффективность медицинских осмотров.
Медицинское обследование проводится в три этапа:
I этап (доврачебный) — обследование всех детей по скрининг-программе проводится средним медицинским персоналом образовательного учреждения;
II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом-педиатром образовательного учреждения;
III этап — обследование детей врачами-специалистами территориальной детской поликлиники.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов, после уточнения диагноза берутся на диспансерный учет и получают необходимое лечение.
Особенно ответственным является I этап медицинского обследования.
Доврачебное обследование по скрининг-программам выполняется средним медицинским работником образовательного учреждения.
Скрининг-программа базовая и расширенная дошкольного и школьного этапов представлена в виде таблицы (приложения 2, 3, 4), где по вертикали расположены названия скрининг-тестов, а по горизонтали — возраст скрининг-обследования школьников. Для комплексной оценки здоровья детей необходимо проведение тестов расширенной скрининг-программы, которые являются обязательными для выполнения.
Скрининг-обследование проводится ежегодно. Однако в каждом возрасте проводится определенный набор тестов. К проведению отдельных тестов привлекаются педагог, психолог (тест Керна-Иерасика, психометрия и оценка нервно-психического развития), преподаватель физкультуры (тесты для исследования уровня физической подготовленности). Результаты этих тестов фельдшер вносит в форму № 026/у-2000.
Программа скрининг-тестов для детей дошкольного возраста составлена для ребенка, готовящегося к поступлению в образовательное учреждение начального общего образования с 7 лет. Если ребенок поступает в образовательное учреждение с 6 лет, то в 5 лет (за год до поступления), он будет обследоваться по скрининг-программе 6-летнего ребенка, а в 6 лет (непосредственно перед поступлением) — по программе 7-летнего ребенка.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКРИНИНГ-ТЕСТОВ
диспансеризация скрининг медицинский оздоровление
— Анкетный тест-опрос родителей и учащихся.
— Антропометрия и оценка физического развития.
— Измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипотонических состояний.
— Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.
— Исследование остроты зрения.
— Выявление предмиопии (склонность к близорукости) с помощью теста Малиновского.
— Выявление нарушений бинокулярного зрения
— Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.
— Выявление протеинурии и глокозурии с помощью скрининг-тестов.
— Оценка уровня физической подготовленности.
СОДЕРЖАНИЕ РАСШИРЕННОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЫ ДОВРАЧЕБНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ДОШКОЛЬНЫЙЭТАП)
Уровень биологического развития (по срокам прорезывания постоянных зубов). Дефект речи.
Выявление невротических расстройств (анкета).
Число заболеваний за год.
СОДЕРЖАНИЕ РАСШИРЕННОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЫ ДОВРАЧЕБНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
Уровень биологического развития (по вторичным половым признакам).
Оценка репродуктивного здоровья (анкета).
3.Выявление невротических расстройств (анкета). 4. Нервно-психическое развитие.
5.Тест на выявление нарушений цветового зрения.
6.Число заболеваний за год.
В качестве примера приведем скрининг-тест для выявления нарушения осанки.
Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников и школьников при проведении массовых осмотров включает:
— визуальное выявление нарушений осанки;
— визуальное выявление истинного сколиоза (методика ЦИТО им. Н.Н. Приорова);
— плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статистического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).
Характерные черты нормальной осанки у детей дошкольного возраста: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.
Характерные черты нормальной осанки у детей среднего школьного возраста: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди — небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная, расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков — прямая или незначительно варусная (О-образная), расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца).
Наиболее высокая стабильность физиологических особенностей осанки отмечается у детей в возрасте 10 лет.
Данное тестовое обследование проводится следующим образом: медработник осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте каждого ребенка. Во время осмотра ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.
Порядок проведения обследования.
1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища — определяется:
форма ног (нормальная. О-образная или Х-образная);
положение головы, шеи;
равенство треугольников талии (просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии);
деформация грудной клетки;
2.Осмотр сбоку (в прежней позе) — определяется:
форма грудной клетки;
3.Осмотр со спины (позе сохраняется) — определяется:
равенство треугольников талии;
ось пяток (вальгусная или нет).
4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.
Таблица 1. Тестовая карта для выявления нарушений осанки
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью
Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, бедра, установлены несимметрично
Грудная клетка «сапожника», «куриная», деформированная
Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза
Чрезмерное отставание лопаток
Чрезмерное выступание живота
Нарушение осей нижних конечностей (0-образные или X-образные)
Неравенство треугольников талии
Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) во время стояния
Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др.
С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:
нормальная осанка для данного возраста — отрицательные ответы на все вопросы;
некоторые отклонения в осанке — положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3 до 7 включительно.
Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача образовательного учреждения, поликлиники.
3) значительные нарушения осанки — положительные ответы на вопросы 1,2, 8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию ортопеда.
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННОГО СКОЛИОЗА
К истинному сколиозу относится только тот сколиоз, который сопровождается торсией. Торсия (torsia)- поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.
Основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед (рис. 3). Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди.
При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.
При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно выявить торсию верхнегрудного и грудного отделов.
Данное тестовое обследование проводится фельдшером дошкольного учреждения, школы, поликлиники.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
Плоскостопие у детей может быть врожденным и приобретенным, причем последнее выявляется значительно чаще. У детей с приобретенным плоскостопием часто отмечается рахитное плоскостопие, возникающее в связи с некоторым размягчением костного скелета стопы и ослаблением общего тонуса мышечно-связочного аппарата. Для раннего выявления плоскостопия и своевременного проведения корригирующих мероприятий необходим профилактический осмотр сводов стопы у дошкольников и школьников не только визуальный, но и с применением плантографии (отпечатков стоп). Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна плантография в скрининг-модификации по методике А.В. Сидоровой (с оценкой плантограммы по методике В.А. Яра-лова-Яралянца, рис. 4, 5).
Описание плантографа. На деревянную рамку высотой 2 см и размером 40×40 см натянуто полотно и поверх него -полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки, разведенными водой (1:1) с помощью ватного тампона. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги.
Порядок проведения обследования
1. Для получения отпечатков стоп у дошкольников и младших школьников дети ставят одну ногу на полиэтиленовую пленку плантографа, затем приставляют другую ногу.
2. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину полиэтиленовойпленки. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп — плантограмму.
При получении отпечатков стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, другая — рядом с плантографом на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев ноги медицинскому работнику необходимо при исследовании слегка прижать рукой к полу пальцы ног обследуемого.
Оценка плантограммы. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.
Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основанная большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии — стопа нормальная. Если первая линия внутри него — уплощенная, если обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы, то она — плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Данное обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения, школы, поликлиники. Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка для образовательных учреждений» (форма № 026/у-2000) или в «Истории развития ребенка» (форма №112/у).
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Здоровье детей в образовательных учреждениях: организация и контроль / Под ред.М.Ф. Рзянинной.- Ростовн/Д: Феникс, 2005.- 376 с. — (Медицина для вас)
2. Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов: Методические указания.- М., 1984.- 27 с.
3. Руководство для врачей школ / Под ред. Г. Н. Сердюковской.- М: Медицина, 1983.- 305 с.
4.Фельдшер образовательных учреждений / Л.А. Степанова.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384 с.-(Медицина для вас)
Переломные возрастные периоды
Доврачебный этап (скрининг и лабораторное обследование)
Источник