Урок русского языка по теме: «Сложное предложение с разными видами связи». 9-й класс
Класс: 9
I. Определение темы и целей.
— Какой раздел науки о языке изучаем в 9 классе (синтаксис и пунктуация)
— Какие 3 большие темы мы уже изучили (ССП, СПП, СБП)
— Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду (Нет)
— Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложные предложения с разными видами связи)
— Такова тема нашего урока.
Запись. Число, классная работа, тема.
— Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)
Как вам кажется, почему их не так много в текстах разговорного стиля? (Они громоздки, сложны. В разговоре преобладает диалог, неполные предложения)
Давайте немного отвлечемся. Сегодня пятница, конец недели, у вас праздник, дискотека. Попробуйте в 2-3 предложениях выразить свое настроение чувства, мысли.
Варианты комментариев ответов детей
(1 вар. Предложения каких конструкций у вас преобладали? Согласитесь, тяжело употреблять сложные конструкции в разговорной обыденной речи.
2 вар. Меня радует, что вы употребляли сложные предложения. Только нам остается отработать это умение)
Итак, зная все виды сложных предложений, чем мы будем заниматься на уроке, какие задачи решать.
Цель: отрабатывать умение на слух определять структуру предложения; составлять схемы предложений и предложения по схемам.
II. Орфографическая разминка.
3 человека у доски.
Н-НН | ПОЛ- | ПРЕ-, ПРИ- |
глиняный | полморя | превышение скорости |
серебряный | полуовал | припорошить снегом |
деревянный | пол-Волги | пришелец |
лиственница | пол-ладони | приозерный |
берестяной | пол открытой банки | приклонить ветку |
кожаный | полстолицы | преломление лучей |
Все. Неглубокий, никогда не стихающий, не доверяя, невежество, не растратил, невысказанные мысли, нечего, негодование, не по-товарищески, не с кого.
III. Графический диктант (все)
IV. Домашнее задание.
- Опережающее задание. Упр. 160 (консультанты)
- Упр. 149 (I)
V. Построение схем.
Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.
Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, но он может смениться ощущением сильного голода, если обед запоздает.
VI. Творческая работа.
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.
Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
- [ — = ] : [ — = и = ], (если).
- [ — = ].
- [ — = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… )
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
- [ — = ].
- [ — = ], (так как… ).
- [ -.-.-.- , — =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Существует мнение. Курящие подростки — это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
- [ — = ] : [ — = ], (которые… ), (чтобы… ).
- [ — = ], (что… ).
- [ — = ], (чем… ), а [ — = ].
VII. Проверка (чтение получившихся текстов)
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Существует мнение: курящие подростки — это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Источник
Сконструировать предложения по соответствующим схемамздоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. при встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. необходимо вести здоровый образ жизни. мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные , преодолеваем трудности и значительные перегрузки. доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.[ — = ].[ — = ], (так как… ).[ — , =, =, = ], и [- = ], (если… ).
нетерпимый- лишённый терпимости, не считающийся с чужими .
нестерпимый(=невыносимый)- превышающий терпение, с трудом переносимый.
жестокий- крайне суровый, безжалостный, беспощадный.
жесткий- твёрдый, плотный на ощупь; не .
мощному-толстому крепкому сильному великолепному
дети и взрослые — подлежащие, читают,играют-сказуемое, в комнате — обстоятельство, журналы,игры-дополнение, настольные — определение
чтобы добыть березовый сок, необходимо сделать надрез на коре над той веткой.
Источник
9 класс Урок №49-50 Сложные предложения с различными видами связи.
Основные задачи урока:
- развивать умения определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
- обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
- отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №49-50 Сдожные предложения с разными видами связи»
Сложные предложения с различными видами связи.
развивать умения определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
учащиеся определяют структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, выделяют в них два уровня членения: 1) логический, 2) синтаксический; расставляют знаки препинания согласно пунктуационным нормам
раздаточный материал, опорные схемы
Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва;
но если обогатить ее учением – она оживет,
словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.
— Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Определение темы. Целеполагание.
— Какова структура предложения, использованного в эпиграфе к уроку? (ССК)
— Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока?
Читают эпиграф, определяют его смысл, структуру предложения.
Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока
Этап актуализации опорных знаний
Задание. Списать, произвести орфографический разбор слов.
Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.
ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.
ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.
Синтаксическая 5-минутка. Перепутанная логическая цепочка.
Задание. Восстановить текст стихотворения О. Фокиной. Записать данные предложения в таком порядке: СПП, БСП, СП с разными видами связи, ССП, ПП.
Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.
И – ни тропинки, ни следочка!
Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.
Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
— Составьте схему предложения с разными видами связи, объясните в нем все пунктограммы.
Работа в группах.
Логическая цепочка: 4, 3, 5, 1, 2
Этап открытия нового знания.
— В ССК, как правило, выделяются две и более смысловые части (= многочлены, компоненты).
Сложные многочленные предложения образуются из простых предложений, между которыми возникает более или менее тесная смысловая связь. Блок – предложения, связанные по смыслу.
Следует обратить внимание, что один компонент обычно образует СПП, поскольку связь между простыми предложениями в них наиболее тесная, чем в ССП и БСП, а граница между компонентами проходит там, где предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, и эти виды связи являются основными и ведущими между компонентами (многочленами).
Связь между блоками может быть только сочинительной или бессоюзной, а в блоке только подчинительной или сочинительной.
Алгоритм работы со ССК.
— При усвоении особенностей этих предложений необходимо использовать следующий алгоритм:
выделить грамматические основы предложений (количество простых предложений в составе сложного);
найти средства связи;
определить виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная;
выделить многочлены, т. е. группы предложений, тесно связанных по смыслу;
составить схему предложения.
Слушают теоретический материал учителя, делают записи в тетради, составляют алгоритм работы со ССК.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.
Расставьте знаки препинания, определите виды связи в предложении, начертите схемы.
Но вот закружилась позёмка потянуло ветром снег по реке и зазвенели тонкие льдинки сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы.
Но вот закружилась позёмка, потянуло ветром снег по реке, и зазвенели тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы.
Лёд на окнах начал таять и из этого можно было заключить что на дворе мороз стал меньше так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны как бы ни было тепло в юрте.
Лёд на окнах начал таять, и из этого можно было заключить, что на дворе мороз стал меньше, так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны, как бы ни было тепло в юрте.
Каждую весну в земле совершается великое таинство набухшее семя выбрасывает росток и он является миру крохотным зелёным огоньком неся человеку то радости то тревоги.
Каждую весну в земле совершается великое таинство: набухшее семя выбрасывает росток, и он является миру крохотным зелёным огоньком, неся человеку то радости, то тревоги.
Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.
Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать.
Явление грозы со снегом было так ново и необычно что все с любопытством посматривали на небо но небо было тёмное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи двигавшиеся в юго-западном направлении.
Явление грозы со снегом было так ново и необычно, что все с любопытством посматривали на небо, но небо было тёмное, и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи, двигавшиеся в юго-западном направлении.
Зимой берёзы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развёртываются кажется будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
Зависит не от нас когда на свет родиться вступить в открытый мир зимой или весной но каждый может так пройти свой круг земной чтоб и начальных троп под старость не стыдиться.
Зависит не от нас, когда на свет родиться, вступить в открытый мир зимой или весной, но каждый может так пройти свой круг земной, чтоб и начальных троп под старость не стыдиться.
Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.
Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если…
Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если…
Мы знаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу то нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.
Вот вам три охоты потому, что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!
Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту.
Творческая переработка текста.
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам
Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
Существует мнение. Курящие подростки — это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Существует мнение: курящие подростки — это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Упражнение № 404 – выделить многочленные предложения, определяя количество простых предложений и виды синтаксической связи в них; составить схемы предложения, объяснить знаки препинания.
Упражнение № 412 – разделить сложные многочленные предложения на простые и сложные (двучленные) предложения.
Упражнение № 410 – расставить ЗП, сделать разбор ССК, выделяя в них два уровня членения: 1) логический, 2) синтаксический.
Рефлексия «Лесенка успеха»
— Нарисуй себя на одной из ступенек лестницы:
1 – испытываю затруднения;
2 – недостаточно хорошо усвоил знания;
3 – усвоил знания и готов самостоятельно применять их на практике.
Определяют, на каком уровне выполнили задания, какой ступени соответствует их самооценка
Источник