ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье речь идет о коррекции психологического неблагополучия воспитанников, развитие духовно-нравственном качеств в воспитании дошкольников с использованием потенциала психотерапевтических сказок, технологии сказкотерапии. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].
Наше исследование, проведенное на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г.Тюмени свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У каждого пятого ребенка зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, у 15% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим мы поставили цель – провести коррекцию психологического неблагополучия детей, развивая духовно-нравственные качества ребенка. Для достижения этой цели нами был использован потенциал психотерапевтических сказок.
Статья опубликована в сборнике журнала «Галерея проектов — детский сад будущего» (в рамках Международной научно-практической конференции «Ценностные ориентиры современного образования» (2019г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_varlamova_n.b.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
Варламова Н.Б. педагог-психолог,
МАДОУ ЦРР — Детский сад № 167 города Тюмени
На рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально — экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?
Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].
Наше исследование, проведенное на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г.Тюмени свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У каждого пятого ребенка зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, у 15% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим мы поставили цель – провести коррекцию психологического неблагополучия детей, развивая духовно-нравственные качества ребенка. Для достижения этой цели нами был использован потенциал психотерапевтических сказок.
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [9].
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей психотерапевтических сказок [5]:
- тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых; образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания;
- концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, жизненных ценностях, внутреннем мире автора (в случае авторской сказки);
- в сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.
Работа со сказкай начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию [2, 5, 7].
Детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.
В экспериментальном исследовании, проводимом в сентябре — ноябре 2019г. на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 167 г. Тюмени, приняло участие 60 детей старших и подготовительных групп. Сказкотерапия проводилась 1 раз в неделю по 20- 25минут. Занятие делилось на несколько этапов:
1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось;
2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу;
3) затем проводится игра на эту же тему;
4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике).
После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Для решения этой задачи проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. На занятиях нами используются следующие виды игр: коммуникативные, психогимнастические, ролевые, а также игры, направленные на развитие воображения. В группе существует три обязательных правила: нельзя бить и обижать людей, нельзя ломать и портить результаты труда других, нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
После проведенного курса сказкотерапии было проведено диагностическое исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что у воспитанников повысилась самооценка (уже у 80% дошкольников зафиксирован нормальный её уровень), снизился уровень тревожности (высокий уровень был зарегистрирован только у 15% детей), и агрессивности (высокие показатели отмечены у 10% экспериментальной группы дошкольников). Экспертная оценка (в качестве экспертов выступали: заместитель заведующего детского сада, педагог-психолог, воспитатели групп и родители) дети стали более дружелюбно относится к сверстникам и взрослым, стали менее тревожными, более отзывчивыми на просьбы, добрее, смелее, трудолюбивей, настойчивей и упорней.
Таким образом, сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
В целом, сказкотерапия – это один из методов духовно-нравственного воспитания как формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
- Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2017. 144 с.
- Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2017. 80 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с.
- Сакович, Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
- Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
Источник
Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей
статья
Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
укрепление здоровья детей | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
как метод сохранения и укрепления здоровья детей
Автор: Перунова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов
МКОУ Хвощеватской ООШ, perunovaolga04111988@gmail.com
Забота о здоровье ребенка и взрослого стала занимать во всем мире приоритетные позици. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в образовательных организациях всегда остается одним из главных. Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния. Здоровье ребенка -это совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий.
Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Сохранение здоровья — это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного психического а также социального благополучия.
На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.
В связи с этим, нашей основной задачей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, приобретение элементарных знаний о законах жизни и применение их в повседневной жизни.
Поиск эффективных технологий, решающие внутренние проблемы ребёнка ориентировал меня на использование сказкотерапии.
— Сказку любят все.
— В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно).
— Для сказочного героя и выход из положения придумать легче.
— В сказке можно всё! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо кончается. Это известно всем!
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что сказка приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение.
Целью сказкотерапии является : формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков к здоровому образу жизни, а также использование полученных знаний в общении с окружающими людьми.
Но данная цель достигается через ряд задач : а именно
- Снятие тревожности;
- Развитие контроля над импульсивностью;
- Развитие положительного отношения к себе и другим;
- Обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями;
- Развитие эмпатии и рефлексии.
В процессе сказкотерапии происходит изменение внутреннего мира ребёнка – активизируется процесс взаимодействия детей между собой, формируется благоприятная среда, в которой дети освобождаются от того, что сковывало их внутренние потенциалы, дети становятся более адаптивными, меняется их видение внешнего мира и отношение к нему.
Сказкотерапия предусматривает снижение негативных эмоциональных состояний. Ребята учатся различать и определять собственные чувства, переживания, развивать эмоциональное самовыражение.
Таким образом, постепенно у детей снижается уровень тревожности и мы достигаем поставленной коррекционной цели.
Безусловно, каждый рассказ имеет определённую направленность и определённые ситуации, схожие с теми, в которые часто попадают дети. Также в нём должны описываться чувства, возникающие у детей, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Я часто использую в сказках имена героев, созвучные с именами детей. Это помогает детям быстрее включить в поле сказки свой личный опыт.
Особое внимание уделяю окончанию сказки. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно должно включать в себя «залог» на будущее.
Обратите внимание! Сказку лучше рассказывать, а не читать, т.к. при этом можно наблюдать, что происходит в процессе работы с детьми.
Существуют ещё и определённые правила проведения сказкотерапии. Давайте на них обратим внимание:
- Во время рассказа следует расположиться перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз.
- При рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
- Рассказ должен содержать актуальную для детей проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
- Ситуации и вопросы должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить детей самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Необходимым условием проведения занятия является то, чтобы сказка подходила детям по возрасту.
Если рассматривать терапевтическую (коррекционная) функцию сказкотерапии, то она заключается в ненавязчивой сказочной форме предложения детям положительного примера поведения, и нет ничего удивительного, что воспитанники начинают часто вести себя как и сказочные герои. Они стремятся пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Таким образом, основной замысел заключается в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, «расширением» своего поля сознания и поведения, а также поиском нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций.
Э та форма работы даёт уникальную возможность детям за 25-30 минут «пережить», «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственного здоровья, а также является эффективным способом воспитательно-образовательной работы с детьми.
Если в младшем школьном возрасте у детей не проводить коррекцию негативных эмоциональных состояний, то страхи могут сохраняться в детском организме длительное время, что будет служит признаком неблагополучия и ослабленности нервной системы ребёнка, что может привести к понижению иммунитета ребёнка и увеличению числа психосоматических заболеваний. Таким образом, это ещё раз подтверждает, что работа в данном направлении является необходимостью в образовательном учреждении.
Зная проблемы ребёнка сказку можно использовать не только авторскую, но и придумывать её самим.
Таким образом, актуальность данного направления в современных условиях очевидна, она приносит положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям.
Необходимо помнить, что именно терапевтическая сказка является мощным фактором, влияющим на снятие внутренних зажимов, развития чувства уверенности в себе, и, как результат, возможности безбоязненно раскрыть внутренний потенциал, который будет благоприятно влиять не только на здоровье, но и на успешное будущее ребенка.
Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое « послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и « посмотреть со стороны».
Изложенный мною материал могут использовать в своей работе не только психологи, но и учителя начальных классов.
Источник