Сказкотерапия как метод коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Елена Знобищева
Сказкотерапия как метод коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше. Несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми, подростки порой оказываются неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизни. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Новые требования к качеству развивающей работы с детьми, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.
В соответствии с образовательным стандартом деятельность ДОУ направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.
Сказка — это самый древний метод воспитания и образования. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни, знакомили с культурой предков и опытом предыдущих поколений, обогащали знаниями о правилах поведения.
Сказкотерапия — метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития. Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления.
Сказка действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
Основной целью сказкотерапии является:
— Снятие эмоционального напряжения;
— Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
— Установление межличностных контактов между детьми;
— Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
— Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
— Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
— Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.
Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Выделяют пять видов сказок:
1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.
Лечение сказкой — это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии.
Сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки: 1) Колобок — ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения). 2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) Петушок золотой гребешок — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Исходя из опыта применения сказкотерапии в программе коррекции с «особенным» ребенком, можно с уверенностью отметь, что с помощью указанного метода, существует большая доля вероятности добиться положительных результатов как в коррекции его личностного развития, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия, а это повышает шанс ребенка на адаптацию в коллективе, в обществе.
Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
Основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы и детьми с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
1. Васькова О. В, Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
4. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. М. : Класс, 1999.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.
Источник
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Тур. Л.В. педагог – психолог
МБДОУ – д/с № 9 ст. Старовеличковской
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка — допускает лишь своих!
— педагог образовательного центра «Прикосновение» г. Оренбург
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше. Несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми, подростки порой оказываются неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизни. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Новые требования к качеству развивающей работы с детьми, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.
В соответствии с образовательным стандартом деятельность ДОУ направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями .
Дошкольники, постигая свою уникальность, легче воспринимают отличия других, они более открыты к многообразию в отношениях с другими, более свободны от стереотипов старших, соответственно адаптация и социализация детей с ОВЗ происходит в дошкольных образовательных учреждениях значительно легче, чем в школе.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.
Метод Комплексной Сказкотерапии, разработанный доктором психологии руководителем Международного Института Комплексной Сказкотерапии Т. Д Зинкевич-Евстегнеевой предусматривает комплексное использование различных психологических техник, в том числе, и в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Сказкотерапия — метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития.
Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления.
Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторских сказок: дидактических , психотерапевтических, психокоррекционных, медитативных.
Перечисленные варианты сказок моделируются педагогом с учетом актуальной ситуации и подаются в разной интерпретации: рассказывание и анализ сказок комбинируются с процессом создания кукол и постановкой спектаклей, сочинение собственных историй – с рисованием или разыгрыванием сказки в песочнице и т.д..
Сказкотерапевтическое занятие имеет свою четкую структуру.
Работа с детьми начинается с эмоционального введения детей в мир сказки («ритуал входа в сказку»). Попав в сказочную страну, детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если те чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием изображают этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.
Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Проведение сказкотерапевтической работы в формате игры — путешествия, позволяет детям, ограниченным в возможности свободного передвижения, получить эту возможность в сказочной стране. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Неотъемлемой частью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является песочная терапия.
Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в коррекционной и развивающей работе. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для дошкольника форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Занятия в песочнице очень полезны для детей с ОВЗ. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат перенесению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие виды деятельности. Нельзя недооценивать роль песочной терапии в работе по оптимизации детско – родительских отношений.
Значительный интерес представляет куклотерапия с применением кукол — марионеток, которые «оживают» в руках ребенка . Кукла изготавливается старшим дошкольником с помощью родителя. В процессе изготовления куклы очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, даже что-то пришил сам. Для того чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. Все это непросто для детей с ОВЗ, ибо их мелкая моторика недостаточно развита. Однако взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка «работать» руками. Ведь от него зависит «новая жизнь». Последнее чрезвычайно важно для развития личности «особого» ребенка. В большинстве случаев он находится в положении «опекаемого», взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Куклы помогают ребятам разыгрывать различные ситуации из своей жизни и сказочные сюжеты. Для многих ребят марионетки являются настоящими помощниками: помогают снимать напряжение, «советуют» что-то важное. Индивидуальные развивающие занятия с ребенком проходят более продуктивно, если они проводятся от имени его куклы.
Работа с марионеткой позволяет не только совершенствовать моторные навыки, но и развивает эмоционально-волевую сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Проигрывая» различные эмоциональные состояния с помощью куклы — марионетки, ребенок через куклу моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.
Авторское пособие «Волшебный цветок», введенное в контекст сказкотерапевтической работы, знакомит детей с альтернативными моделями поведения в трудной жизненной ситуации.
Сплочению детского коллектива способствует проведение сказкотерапевтического занятия «Зажги звезду». Детям очень хочется подражать сказочным персонажам. И вот уже они, подобно маленькой звездочке Люське — героине сказки Н.Н. Амбросьевой «Звездная страна», ищут что-то хорошее в своём товарище. И неважно, что тот невнятно разговаривает или плохо ходит, главное, что он добрый, не дерется и может поделиться игрушкой. И вот уже зажглась на небосклоне группы новая звезда по имени «Миша» или «Катя» согретая теплыми словами друзей .
Снятию психоэмоционального напряжения, гармонизации внутреннего состояния детей способствует арт-терапевтическая техника «Волшебные краски». В процессе создания «волшебных красок» расширяется сенсорный опыт каждого ребенка, дети глубже познают внутренний мир друг друга, учатся прислушиваться к ближнему, активно взаимодействовать, доброжелательно общаться.
Таким образом, сказкотерапия помогает нам решить задачи взаимопонимания детей и детей с ОВЗ, развивать навыки общения, коррегируя типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы и детьми с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии.
В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
Источник