Меню

Сказки для детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль сказки в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.

Скачать:

Вложение Размер
rol_skazki-pedsovet.odt 28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказкотерапия:

наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;

  • снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;
  • создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;
  • способствует развитию речевой активности детей;
  • подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.

Цель применения сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ — это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики;воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

·как устроен этот мир, кто его создалчто происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные

  1. Чтение сказки и её анализ.
  2. Рассказывание сказки:

-рассказывание от 1 и 3 лица,

-рассказывание и придумывание продолжения.

  1. Сочинение сказки.
  2. Драматизация сказки.
  3. Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
  4. Рисование сказки.
  5. Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).
  6. Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок — ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Помните, что сказка — это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет.

Полезные уроки из сказки

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит

удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя:

доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей.

Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы,

какой бы невыполнимой она не казалась.

И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя,

смелость и помощь друзей.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем,

а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной.

Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках –

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча
или на другое чудище, но смелость и упорство
обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит патриотизму.

Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать

родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем

больше своих нерадивых братьев и сестёр.

И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

В заключении хочу привести слова советской поэтессы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани.

Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей.

Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей.

В статье идет речь о том, с какими трудностями приходится сталкиваться родителям, которые воспитывают ребенка с ОВЗ, а также о путях преодоления этих трудностей.

Источник

Проект для детей с ОВЗ «Путешествие по сказкам»

Юля Акимова
Проект для детей с ОВЗ «Путешествие по сказкам»

Педагогический проект

«Путешествие по русским народным сказкам»

с детьми с нарушением интеллектуального развития»

Вид проекта творческий, игровой, коллективный. Проект рассчитан на детей с нарушением интеллекта (6-11 лет).

Срок реализации проекта Долгосрочный — 3 года

Цель проекта Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через театрально-игровую деятельность.

Задачи проекта 1. Создание благоприятных условий для развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.

2. Формировать навыки речевого общения. Расширять

словарный запас у детей, развивать связную речь.

1. Развитие познавательной активности,а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

2. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

3. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.

4. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии, создание положительного эмоционального настроя.

Участники проекта Дети нарушением интеллектуального развития,

родители (законные представители, педагоги группы (учитель-начальных классов, учитель музыки, педагог-психолог, учитель — логопед, родители воспитанников.

обеспечение проекта

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

реализации проекта 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.

2. Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности.

3. Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Этапы: 1. Подготовительный этап

(разработка проекта) с 01.09.2017 по 07.09.2017

1. Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации

проекта) с 07.09.2017 по 30.09.2017

1. Основной этап

(реализация проекта) с 30.07.2017 по 30.05.2019

1. Заключительный этап (подведение итогов)

С 01.09.2019 по 31.09.2019

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.

Младший школьный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Дети с нарушением интеллектуального развития — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выраженно снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

Характеристика умственно отсталых детей:

— отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;

— общая патологическая инертность;

— крикливость, раздражительность, расторможенность;

— позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;

— недостаточная сформированность процесса восприятия;

— медленное усвоение нового материала, даже после многократного повторения;

— плохая переработка воспринимаемого материала.

— нарушение концентрации внимания, трудности переключения внимания;

— колебания психической активности;

— быстрая психическая истощаемость и др.

— расстройства речи (алалия, позднее появление речи, системное недоразвитие речи,

дизартрия, эхолалия и др.)

— нарушена коммуникативная функция речи;

— незрелость эмоционально-волевой сферы;

— продуктивная деятельность у таких детей вне специально организованного

психолого-педагогического процесса отсутствует.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является проектная деятельность

«Сказкотерапия» — коррекционная здоровьесберегающая технология, посредством которой эффективно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля.

Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности. Сказкотерапия — один из самых универсальных и доступных способов для детского восприятия. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, поскольку данный вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.

Функции сказкотерапии:

Сказкотерапиявыполняет несколько функций:

• Коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.

• Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.

• Воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

• Развивающая – развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

• Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире, позволяющая усвоению знаний без напряжения и специального заучивания.

Значение сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ:

• Расширение словарного запаса.

• Усвоение лексико-грамматических категорий.

• Активизация выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, речевого дыхания).

• Развивается образная речь, умение правильно строить диалог.

• Понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного.

• Повышается концентрация зрительного и слухового внимания.

• Формируется произвольность, совершенствуются волевые качества.

• Формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности, развитие моторики и координации движений.

• Повышается гибкость и подвижность нервных процессов.

• Снятие физического и психического напряжения, увеличивается работоспособность детей.

• Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

Благодаря сказкотерапии у детей расширяется словарный запас, быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, развиваются выразительные средства общения (мимика, движения, жесты, интонация, сила голоса, темп, ритм, речевое дыхание, развивается образная речь, умение правильно строить диалог. На примере сказок дети учатся понимать эмоциональное состояние героев сказок и своего собственного. Повышается концентрация зрительного и слухового внимания, формируется произвольность, умение максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Происходит формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности, развивается моторика и координация движений, повышается гибкость и подвижность нервных процессов. Занятия со сказками снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Поэтому актуальным становится создание и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии с детьми с нарушением интеллектуального развития.

Исходя из актуальности данной проблемы нами были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:

Принцип наглядности Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.

Принцип динамичности Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.

Принцип доступности Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.

Принцип систематичности и последовательности Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности.

Принцип развивающего обучения Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.

Идея педагогического проекта:

Одним из ведущих видов деятельности ребёнка дошкольного возраста является игра. Игра является необходимым и эффективным средством социализации ребенка, оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, характера; на усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития позволит обеспечить положительную динамику в обучении и воспитании.

Гипотеза проекта: предполагается, что формирование познавательной, эмоциональной сферы, а также развитие навыков продуктивной деятельности будет эффективным при условии организации в группе с нарушением интеллектуального развития комплексной коррекционно-развивающей работы через театрально — игровую деятельность

Цели и задачи проекта:

Основная цель: развитие познавательной, эмоциональной сферы, а также речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через театрально-игровую деятельность.

1. Создание благоприятных условий развития детей с учётом их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.

2. Формировать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

3. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей,

развивать связную речь.

1. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь). Развитие творческого воображения.

2. Развитие познавательной активности,а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

3. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.

1. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

2. Воспитание посредством героев сказок положительных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия.

4. Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии.

Методы и приёмы работы:

Наглядные методы Показ иллюстраций, различных видов театров, использование демонстрационного материала к занятиям, атрибутов к сказкам, шапочки-маски, показ готового образца в продуктивных видах деятельности.

Словесные Чтение литературных произведений, беседа о прочитанном, вопросы к детям, театрализация сказок, инсценирование, драматизация сказок детьми, сказки с движениями, воздействие на работу различных видов анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

• Фронтальная образовательная деятельность.

• Подгрупповая образовательная деятельность.

• Малоподгрупповая образовательная деятельность.

• Индивидуальная образовательная деятельность.

Основные направления работы:

• Чтение сказок и беседа о прочитанном.

Сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.

• Коррекционно — развивающие игры по сюжетам сказок.

• Занятия по знакомству с основными эмоциями.

Взаимодействие в рамках проекта.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, специалистов ОУ (учителя-логопеда и учителя музыки, педагога-психолога, учителя начальных классов (сопроводителя детей ОВЗ, а также родителей учеников.

Взаимодействие участников проекта

учитель начальных классов Учитель-логопед Музыкальный руководитель Родители

-знакомство детей со сказкой:

-чтение сказки,

-беседа по содержанию сказки—инсценировка сказки;

-формирование познавательной активности, развитие психических процессов.

Продуктивно-творческая деятельность (рисунки, поделки, аппликация, лепка).

-повторение знакомой сказки:

-показ настольного / кукольного театра

-развитие связной речи,

-работа над выразительностью речи;

-знакомство детей с различными эмоциональными состояниями и характерами героев,используя выразительные средства: мимику, жест, позу, движение

-Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка»,

-консультации «Сказка как тренинг жизненных умений»,«Эмоциональный мир младшего школьника»,

-круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

-выставка детских рисунков «В мире сказок».

Занятия по сказкотерапиипроводились педагогами 4 раза в неделю:

1. «В мире книги» (2 половина дня) – учитель начальных классов

2. «Театрализованная игра» (1 половина дня) — учитель- логопед.

3. «Знакомство с эмоциями» (1 половина дня) –музыкальный руководитель.

4. «Продуктивная деятельность» (1 половина дня) – педагог — психолог.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

• Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти.

• Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.

• Развитие представлений об окружающем мире.

• Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.

• Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение.

• Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр.

• Повышение интереса к художественному слову.

• Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

(разработка проекта)

1. Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов.

2. Подбор литературных произведений для детей.

3. Подбор диагностических методик для проведения мониторинга педагогами ОУ.

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)

1. Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

2. Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.

3. Составление плана работы.

4. Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта (совместно со всеми участниками проекта – учителями, родителями и детьми).

5. Изготовление разных видов театров и атрибутов для проведения кукольных спектаклей.

6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок».

7. Разработка и изготовление развивающего игрового пособия «Путешествие по Стране Сказок».

8. Оформление папки – передвижки «Зачем ребенку кукольный театр? Живая кукла возможно ли это?»

9.Разработка буклетов для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить», «Эмоциональный дошкольника».

(реализация проекта)

1. Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.

2. Взаимодействие учителей,логопеда и учителя музыки и психолога с родителями: консультации «Сказка как тренинг жизненных умений», «Эмоциональный мир младшего школьника», круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

3. Взаимодействие специалистов ОУ с целью создания единого образовательного пространства для детей с нарушением интеллектуального развития.

1. Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»

Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности.

2. Выставка детских работ «В мире сказок»

3. Анализ полученных результатов.

Октябрь — Ноябрь Сказка «Репка».

Сказка «Теремок».

Эмоциональное состояние – «радость».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей. Чтение и театрализация сказок «Репка» и «Теремок» (логопед).

Драматизация сказок «Репка» и «Теремок» (учитель музыки).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок» (учитель начальных классов).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Теремок» (психолог).

Сказка «Курочка Ряба».

Сказка «Заюшкина избушка».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»

Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка. (учитель начальных классов).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту»,пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка» (логопед).

Эмоциональное состояние – «грусть».

Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка» (психолог).

Сказка «Три медведя».

Сказка «Волк и семеро козлят».

Эмоциональное состояние – «злость».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений. Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (учитель музыки).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия»,пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата» (учитель начальных классов).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят (психолог).

Сказка «Три поросёнка».

Сказка «Кот, петух и лиса».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» (логопед).

Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса (учитель начальных классов).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята», «Петушок» (учитель музыки).

Эмоциональное состояние – «страх». Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх. Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса» (психолог).

Оценивание эффективности проекта Анализ и оценка результатов психолого-педагогического проекта Мониторинг детей.

Проведение открытого интегрированного занятия для родителей и педагогов

— драматизация сказки «Три медведя».

Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

1. Развитие познавательной активности,а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

2. Совершенствование навыков речевого общения.

3. Обогащение и активизация словаря.

4. Развитие эмоциональной сферы у детей.

5. Улучшение качества навыков продуктивной деятельности.

6. Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной сферы детей.

7. Активное участие детей и родителей в различных видах образовательной деятельности.

Эффективность проекта.

Результаты использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.

Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии способствовало:

— активизации познавательного интереса у детей;

-увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;

— увеличению работоспособности на занятиях;

— расширению словарного запаса,

— формированию навыков речевого общения;

— развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,

интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);

— формированию двигательных навыков, умение имитировать движения в

пластике, развитию мелкой моторики рук;

-повышению качества навыков продуктивной деятельности;

— стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и

физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);

— созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению

психологического благополучия и здоровья детей;

— вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

— пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными

игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.

По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития, показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода (проекта) в коррекционно-образовательном процессе.

Разработанное в ходе проекта игровое пособие «Путешествие по Сказкам» и многофункциональное пособие «Сундук Сказок» поможет учителям начальных классов, учителям-логопедам, педагогам-психологам, организовать работу по профилактике нарушений со стороны познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Тема проекта: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».Проблемное поле проекта: Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно.

Проект «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Костромы Детский сад № 69 Проект «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

Познавательно-творческий проект «Путешествие по любимым сказкам» Познавательно-творческий проект «Путешествие по любимым сказкам» Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50» Познавательно-творческий ПРОЕКТ «Путешествие по.

Проект по развитию речи, направление «Знакомство с художественной литературой» «Путешествие по русским народным сказкам» Проект по развитию речи, направление «Знакомство с художественной литературой» «Путешествие по русским народным сказкам» (младшая группа).

Проект «Путешествие по русским народным сказкам» во второй младшей группе Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла.

Проект для второй младшей группы «Путешествие по сказкам» «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В. А Сухомлинский. Введение. Искусство – одно из мощных средств воспитания.

Проект «Путешествие по сказкам Андерсена» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №202 Фрунзенского района Санкт-Петербурга отделение.

«Путешествие по сказкам Пушкина». Проект ПРОЕКТ «Путешествие по сказкам Пушкина» Актуальность: Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности,.

Проект «Путешествие по русским сказкам» Убеждена, что дети — это самое лучшее что у нас есть! Детский сад – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий,.

Источник

Читайте также:  Материал ко всемирному дню здоровья
Adblock
detector