Меню

Ситуационные задачи по охране репродуктивного здоровья

Реферати статті публікації

—>Пошук по сайту —>

Пошук по сайту

Для решения ситуационных задач в сфере репродуктивного здоровья подростков участники семинара делятся на 3 подгруппы, которые работают самостоятельно в аудитории в течение 20 минут.
Каждой подгруппе предлагается задача в области репродуктивного здоровья по наиболее часто встречаемой проблеме, с которой сталкиваются подростки (контрацепция, ИППП, ВИЧ, СПИД, психофизиологические особенности подросткового возраста).

Варианты ситуационных задач

1. Ситуационная задача по теме «Контрацепция»
Девочка, 17 лет, пришла к Вам на прием через 24 часа после незащищенного полового контакта, имеет постоянного полового партнера. Ведет нерегулярную половую жизнь.
Задание:
Ответьте на следующие вопросы, применительно к данной ситуации:
Как установить доверительный контакт с пациенткой?
Какая дополнительная информация Вам нужна?
Как Вы определите, в чем проблема пациентки?
Какой метод контрацепции необходим в данном случае?
Какие рекомендации по предотвращению подобной ситуации в будущем можно дать?
Как определить эффективность Вашей консультации?
Варианты решения:
Невербальное общение, открытые вопросы, отсутствие критических оценок.
Гинекологический анамнез. Использование контрацептивов.
Определить истинный мотив обращения к врачу — задать вопрос, что конкретно волнует пациентку: беременность, контрацепция, др.
Экстренная контрацепция.
Долговременная контрацепция.
Повторный прием.

2. Ситуационная задача по теме
«Инфекции, передающиеся половым путем»
У Вас на приеме мальчик, 16 лет, ведет половую жизнь, имел более одной половой партнерши, не всегда использует презерватив. У товарища, с которым была общая половая партнерша, появились симптомы ИППП.
Задание:
Какая дополнительная информация Вам необходима для определения проблемы?
Определите цель консультирования.
Составьте список возможных альтернатив решения проблемы.
Варианты решения:
Необходимая дополнительная информация:
выяснить, есть ли ИППП у товарища (есть ли симптомы);
есть ли признаки ИППП у клиента;
узнать, когда имел связь с подозрительной партнершей;
определить уровень знаний у клиента по вопросам ИППП.
Цели консультирования:
определить наличие (отсутствие) ИППП у клиента;
мотивировать клиента на использование презерватива.
Альтернативы решения:
обследование у участкового уролога, партнерши — у гинеколога;
постоянное использование презерватива;
наличие постоянного полового партнера.

3. Ситуационная задача по теме
«Психофизиологические особенности развития подростков»
Девочка, 16 лет. Ученица 11 класса, не живущая половой жизнью, обратилась к Вам по поводу маленького размера груди.
Задание:
Составьте перечень возможных мотивов/причин обращения девочки к врачу.
Какие возможные варианты действий Вы ей можете предложить?
Варианты решений:
1. Возможные причины
Физиологические:
задержка полового развития
Психологические:
мифы;
неуверенность в сексуальной привлекательности;
несоответствие секс­символу.
2. Варианты действий в случае, когда причиной являются конституционные особенности:
определить источники дополнительного информирования;
консультация психолога;
физические упражнения на развитие мышц груди;
коррекционное нижнее белье.
После выполнения упражнения группа собирается вместе и представляет свои варианты ответов на поставленные вопросы, позволяющие разрешить заявленную проблему. По ходу ответов преподаватель их комментирует, дополняя представленный слушателями правильный вариант ответов. При этом он отмечает те случаи, когда слушатели выходят за рамки требуемого объема информации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Решение ситуационных задач в сфере репродуктивного здоровья подростков» з дисципліни «Консультації з питань репродуктивного здоров’я»

Источник

Решите ситуационные задачи. Проверьте правильность ответа, используя эталоны в конце методических рекомендаций.

Задача1. У больной 19 лет на профосмотре выявлена эрозия шейки матки. Произведена биопсия, больная послана со стеклопрепаратами в РОД. Наследственность не отягощена. Из перенесенных заболеваний отмечает корь, ветряную оспу, ангину. Половая жизнь вне брака с 19 лет. Месячные с 13 лет, по 6-7 дней, регулярные, безболезненные. Последние месячные 06.04. Беременностей не было. Состояние при поступлении удовлетворительное. Пульс 72 в мин., ритмичный, АД 120/80. Со стороны внутренних органов патологии нет. Осмотр шейки в зеркалах: шейка коническая, на задней губе шейки матки эрозия, занимающая всю ее полуокружность. Выделения слизистые. Брюшностеночно-влагалищное исследование: тело матки нормальных размеров, отклонено кпереди, плотное, безболезненное, подвижное. Придатки слева и справа не увеличены. Своды и параметрии свободны.

Диагноз? План ведения?

Задача 2. У больной 27 лет на профосмотре выявлена псевдоэрозия, сочетающаяся с неспецифическим гнойным эндоцервицитом ( обследована с бак. посевом). В течение 2-х недель проведено лечение эндоцервицита с использованием местных и общих методов лечения, аутогемотерапией, в течение следующих 10 дней назначены тампоны с медом. При контрольном осмотре вновь обнаружена псевдоэрозия прежней величины. Врач назначает курс тампонов с облепиховым маслом на 2 недели.

Правильно ли врач выбрал тактику лечения?

Самостоятельная работа студентов

под руководством преподавателя:

1.Проведите клиническое обследование больного фоновым заболеванием шейки матки, обратив внимание на данные анамнеза.

2.Составьте план обследования больного.

3.Дайте заключение по результатам лабораторных методов обследования больного.

4.Составьте алгоритм дифференциальной диагностики для данного больного.

5.Оформите обоснование диагноза.

6.Составьте план лечения для данного больного. Выпишите рецепты.

7.Составьте план диспансерного наблюдения и реабилитации больного в условиях женской консультации.

Учебно-исследовательская работа студентов:

· работа с основной и дополнительной литературой;

· подготовка таблиц, слайдов, фото- и видеоматериалов;

· анализ историй болезни;

· анализ статистических показателей работы гинекологического отделения ЛПУ, подготовка докладов на заседание студенческого научного кружка.

Эталоны ответов к тестам

Эталоны ответов к задачам:

Задача 1. Диагноз: Эрозия шейки матки.

План ведения: криоаппликация на шейку (радиоволновая или лазеродеструкция).

Задача 2. Тактика врачом избрана неправильно — при отсутствии эффекта консервативной терапии псевдоэрозии шейки матки в течении 3-4 недель показано хирургическое лечение (лазеродеструкция; криодеструкция; радиоволновая деструкция).

Подпись автора методической разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра акушерства и гинекологии №1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по практическим занятиям : Гинекология

Тема : Аборты. Планирование семьи.

Специальность : Лечебное дело 060101(65)

Тема : Аборты. Планирование семьи.

на основании рабочей программы по дисциплине «Гинекология»

1. Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Хамадьянов У. Р.

2. Доцент , к.м.н. Тихонова Т.Ф.

Автор: ассистент, к.м.н. Утяшева Р.А.

Утверждение на заседании № ___ кафедры Акушерство и гинекологии №1

Тема и ее актуальность.

Репродуктивное здоровьесогласно определения ВОЗ – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.

Охрана репродуктивного здоровья – это не только медико-биологическая проблема, но и сложная социальная задача, зависящая от культурно-нравственных, национальных, законодательных, религиозных предпочтений, а так же уровня экономического развития общества.

Сохранение репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства – одно из приоритетных направлений современной медицины.

Основой решения этой сложной задачи является планирование семьи, в структуре которого можно выделить следующие разделы:

1. снижение числа медицинских и криминальных абортов, материнской смертности после абортов;

2. профилактика незапланированной беременности (контрацепция);

3. охрана здоровья девочек, девушек-подростков;

4. выявление и лечение заболеваний у женщин репродуктивного возраста и подготовка их к планируемой беременности;

5. диагностика и лечение супружеского бесплодия, в том числе с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

Знание основных разделов планирования семьи, показаний к прерыванию беременности и способов его выполнения, методов диагностики и лечения бесплодия актуально не только в связи с высокой социальной значимостью проблемы охраны репродуктивного здоровья, но и имеет большое практическое значение для каждого образованного человека.

Учебные цели занятия.

Основной целью занятия является овладение врачебными навыками:

— диагностики и лечения женского бесплодия;

— подбора методов контрацепции с учетом репродуктивных целей женщины, показаний и противопоказаний к их применению;

— выбора метода прерывания беременности в соответствии с показаниями, противопоказаниями, сроком беременности.

Для формирования умений студент должен знать:

· методы общеклинического и специального обследования и лечения гинекологических больных, страдающих бесплодием;

· виды оперативных вмешательств, выполняемых с целью прерывания беременности в разные сроки;

· классификацию методов контрацепции, показания и противопоказания к их использованию;

· приказы, регламентирующие деятельность женской консультации, центра планирования семьи, медицинские и социальные показания к прерыванию беременности, добровольную хирургическую стерилизацию.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· собирать акушерско-гинекологический анамнез (число предыдущих беременностей и родов, особенности их течения, применяемая контрацепция и ее переносимость, длительность бесплодия и вероятные его причины);

· владеть методами общего и специального гинекологического исследования;

· провести необходимый объем дополнительного обследования, сформулировать диагноз и назначить соответствующую терапию при различных формах женского бесплодия;

· подобрать эффективный и безопасный метод контрацепции в соответствии с репродуктивными целями женщины, с учетом показаний и противопоказаний, состояния ее соматического и репродуктивного здоровья, возраста;

· подобрать методику прерывания беременности в зависимости от ее срока, показаний и противопоказаний; назначить предоперационную подготовку и послеоперационную реабилитацию с целью профилактики осложнений.

Источник

Проблемно-ситуационные задачи по МДК «Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи»

1 Проблемно-ситуационные задачи по МДК «Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи» Задача летняя студентка обратилась в женскую консультацию по вопросам контрацепции. Не замужем. Половая жизнь нерегулярная. Менструации регулярные, безболезненные. 1. Какой метод контрацепции наиболее приемлем данной пациентке? 3. Расскажите о химическом методе контрацепции. Задача 2. Женщина 37 лет обратилась для подбора метода контрацепции. Не замужем. Постоянного полового партнера нет. Курит. В последнее время использует с целью контрацепции прерванный половой акт. Соматически здорова. В анамнезе 2 родов и 5 искусственных прерываний беременности на ранних сроках. Менструальный цикл регулярный, безболезненный, по 4-5 дней через дней. При объективном исследовании выявлена миома матки небольших размеров. 1. Какой метод контрацепции наиболее приемлем данной пациентке? 3. Расскажите о «двойном голландском методе» контрацепции. Задача 3. Для подбора метода контрацепции обратилась девушка 19 лет. Не замужем, постоянного партнера не имеет. Менструальный цикл по 4-5 дней через дня, менструации умеренные, безболезненные. Половая жизнь с 16 лет. Беременностей не было. В настоящее время пользуется календарным методом предохранения от беременности, исключая половую жизнь с 10 по 15 дни менструального цикла. Соматически здорова. 1. Правильно ли используется календарный метод? 2. Какие методы контрацепции Вы рекомендуете? 3. Расскажите о механизме контрацептивного действия ОК. Задача 4. Пациентка 20-и лет обратилась в женскую консультацию с целью профилактики нежелательной в настоящее время беременности. Из анамнеза: курит, страдает варикозным расширением вен нижних конечностей. Менструальный цикл регулярный, стабильный, менструации по 3 4-е дня умеренные, болезненные. Половая жизнь с 18-и лет регулярная, в браке. Предохранение от беременности: прерванный половой акт и ритмический метод (использовались до наступления беременности). Беременность 1 прервана искусственным абортом без осложнений три месяца назад из-за нестабильного материального положения.

2 1. Предложите наиболее рациональные методы контрацепции в данном случае. 2. Обоснуйте показания к их применению. 3. Расскажите о ритмическом методе предохранения от нежелательной беременности. Задача 5. В женскую консультацию обратилась 28-летняя замужняя женщина, имеющая одного полового партнера, с просьбой подобрать надежный метод контрацепции. Половая жизнь регулярная. Менструальная функция не нарушена. Имеет одного ребенка. Гинекологические заболевания отрицает. Состоит на учете по поводу хронического тромбофлебита нижних конечностей. Гинекологический статус без особенностей. 1. Какую контрацепцию лучше применить этой пациентке? 2. Обоснуйте назначение. 3. Перечислите противопоказания к назначению КОК. Задача 6. Женщина 37 лет обратилась для подбора метода контрацепции. Замужем. В настоящее время супруги используют с целью контрацепции прерванный половой акт. Соматически здорова. В анамнезе 2 родов. Менструальный цикл регулярный, безболезненный, по 5 дней через 27 дней. При объективном исследовании выявлена интрамуральная миома матки небольших размеров. 3. Расскажите о механизме действия внутриматочной гормональной системы. Задача 7. Обратилась женщина 36 лет с просьбой о подборе методов контрацепции. Из анамнеза: имеет двоих детей. Соматически здорова. Менструальная функция: по 7-8 дней, через 30 дней, обильные, болезненные. Гинекологические заболевания: аденомиоз, эндометриоз шейки матки. 3. Расскажите о механизме действия и показаниях мини-пили. Задача 8. Обратилась женщина 34 лет по поводу подбора методов контрацепции. Из анамнеза; менструации регулярные с 13-и лет, через дней, по 7 дней, обильные, болезненные. Половая жизнь с 20-и лет, в браке, от беременности предохранялась различными барьерными методами. Беременностей 2: 1-роды, 1-медицинский аборт. Гинекологические заболевания: аденомиоз, частые обострения кандидозного кольпита.

3 3. Расскажите о механизме действия и показаниях к инъекционным методам контрацепции. Задача 9. В ЖК за подбором надежного метода контрацепции, обратилась женщины 40 лет, бизнес-леди, с частыми командировками и ненормированным рабочим днем, имеющая негативный опыт нежеланных беременностей из-за пропуска приема таблеток КОК, закончившихся медикаментозным прерыванием беременности. В браке. Гинекологические заболевания: хронический метроэндометрит с частыми обострениями. 3. Расскажите о механизме действия и показаниях к назначению гормональных подкожных имплантов. Задача 10. Больная 28 лет обратилась на прием по поводу болей внизу живота, кровянистых выделений, появившихся через 7 дней после введения внутриматочной спирали. Менструации с14 лет по 7 дней через 30 дней, обильные, последний год после третьего аборта стали болезненными. В анамнезе 2 родов, 3 артифициальных аборта, фолликулярная псевдоэрозия. Объективно: матка несколько больше нормы, при пальпации, чувствительная, придатки не изменены. Выделения слизисто-кровянистые. 1. Предположительный диагноз. 2. Дальнейшая тактика. 3. Перечислите противопоказания к внутриматочной контрацепции. Задача 11. К акушерке ФАП обратилась женщина 35 лет, имеющая троих детей и не желающая больше иметь детей. Из анамнеза: последняя беременность протекала крайне тяжело и врач не рекомендует больше иметь детей, что связано с состоянием здоровья. 3. Перечислите основные показания к добровольной хирургической стерилизации. Задача 12. За подбором метода контрацепции обратилась женщина 29 лет. Из анамнеза: менструации с 12 лет, установились сразу, по 5-6 дней через 29 дней, обильные, безболезненные. Последняя менструация 14 месяцев назад. Беременности — три, медикаментозный аборт — один, роды — двое, последние полгода назад. Интервал между первыми и вторыми родами 1,5 года. Гинекологически здорова. Страдает ЖДА 2 степени. Половой партнер один,

4 в браке. Ребенок находится на искусственном вскармливании. Женщина года через 3-4 планирует рождение третьего ребенка. 3. Перечислите основные требования к контрацепции при желании увеличить интервал между родами. Задача 13. За подбором метода контрацепции обратилась девушка 17 лет. Из анамнеза: менструации с 12 лет, установились сразу, по 3-4 дня через 26 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 10 дней назад. Беременности отрицает. Соматически и гинекологически здорова. Половой партнер один, вместе учатся в колледже, живут гражданским браком. 3. Расскажите о показаниях к назначению КОК. Задача 14. В ЖК обратилась женщина 36 лет с жалобами на сильные боли в молочных железах, которые беспокоят ее последние полгода. Из анамнеза: менструации с 14 лет, установились через 3 года, по 6-7 дней через 25 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 8 дней назад. Беременности — 4, роды — 2, медицинские аборты — 2, последний аборт — 4 года назад. После аборта предохранение с помощью Сu-ВМС. Половой партнер один, в браке. Состоит на «Д» учете у маммолога по поводу фиброзно — кистозной мастопатии. При последнем посещении врача отмечено прогрессирование заболевания. 1. Что послужило причиной прогрессирования мастопатии? 3. Перечислите основные требования к контрацепции при дисгормональных заболеваниях и раке молочных желез. Задача 15. За подбором временного метода контрацепции обратилась девушка 19 лет. Из анамнеза: менструации с 12 лет, установились через 1 год, по 4 дня через 29 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация началась вчера. Беременности отрицает. Соматически здорова. Постоянный половой партнер. Через 2 месяца назначено бракосочетание. Девушка заканчивает учебу в кулинарном училище, дальнейшее обучение в ближайшее время не планирует. Имеет положительный настрой на материнство после окончания учебы, с чем согласен будущий муж.

5 3. Перечислите основные требования к контрацепции в период повышенной сексуальной активности (молодом репродуктивном возрасте до первых родов) Задача 16. За подбором метода контрацепции обратилась женщина 23 лет. Из анамнеза: менструации с 11 лет, установились сразу, по 4-5 дня через 30 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 11 месяцев назад. Беременности — одна, роды — одни, 2 месяца назад. Соматически и гинекологически здорова. Половой партнер один, в браке. Ребенок находится на грудном вскармливании, мать собирается продолжить кормление до 1 года. 3. Перечислите основные требования к контрацепции в период грудного вскармливания. Задача 17. В связи с началом половой жизни за подбором метода контрацепции обратилась девушка 15 лет. Из анамнеза: менструации с 11 лет, установились сразу, по 5 дней через 28 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 5 дней назад. Беременности отрицает. Соматически и гинекологически здорова. Половой партнер один, но у него не исключены другие связи. 3. Перечислите основные требования, предъявляемые к контрацепции в подростковом периоде. Задача 18. За подбором надежного метода контрацепции обратилась женщина 37 лет. Из анамнеза: менструации с 11 лет, установились сразу, по 7 дней через 28 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация началась сегодня. Беременности — 6, роды — 2, медицинские аборты — 4, последний аборт — 1 месяц назад. После аборта половой жизнью еще не жила. Гинекологически здорова. Половой партнер один, в браке. Женщина больше не планирует рождение детей. 3. Перечислите основные требования к контрацепции в поздний репродуктивный период (после рождения последнего ребенка). Задача 19.

6 За подбором метода контрацепции обратилась девушка 17,5 лет. Из анамнеза: менструации с 13 лет, установились через 2 года, по 2-3 дня через дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 20 дней назад. Беременности отрицает. Соматически здорова. Постоянного полового партнера нет. 3. Расскажите о барьерных методах контрацепции. Задача 20. У женщины 30 лет внезапно появились удушье и сильная боль в левой половине грудной клетки. При осмотре фельдшером бригады скорой помощи: состояние средней тяжести, диффузный цианоз верхней половины туловища. ЧДД 30 в минуту. При аускультации легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Сердечные тоны звучные, ЧСС 120 уд. В минуту, АД 100/80 мм. рт. ст. Из анамнеза: отмечает периодическое повышение АД до / мм. рт. ст., в течение 3 лет принимает Жанин с целью контрацепции. 1. Предположительный диагноз. Обоснование. 2. Причины, вызвавшие данное состояние. 3. Перечислите побочные действия КОК. Задача 21. В женскую консультацию обратилась 32-летняя замужняя женщина, имеющая одного полового партнера, с просьбой подобрать метод контрацепции. Половая жизнь регулярная. Менструальная функция не нарушена. Имеет одного ребенка. Гинекологические заболевания отрицает. С 10 лет состоит на учете по поводу сахарного диабета. Гинекологический статус без особенностей. 1. Какую контрацепцию лучше применить этой пациентке? 2. Обоснуйте назначение. 3. Расскажите о симптотермальном методе контрацепции. Задача 22. Студентка 18-ти лет в течение месяца принимает марвелон, который ей назначен в центре планирования семьи. На 12-й день от начала приема появились мажущие кровянистые выделения. Обратилась за консультацией в смотровой кабинет. 1. Что послужило причиной появления кровянистых выделений? 2. Объясните ситуацию и дайте рекомендации по дальнейшей контрацепции. 3. Расскажите о контрацепции в период лактации. Задача 23.

7 Через 2 месяца после введения ВМС пациентка 32 лет обратилась с жалобами на постоянные ноющие боли внизу живота и обильные менструации. Впервые болевой симптом появился через несколько дней после введения ВМС. Бимануальное исследование и осмотр с помощью влагалищных зеркал: матка и маточные придатки несколько увеличены, умеренно болезненны при пальпации. Шейка матки чистая, видны нити ВМС. Выделения мутные, в небольшом количестве. 1. Предположительный диагноз. 2. Дальнейшая тактика. 3. Перечислите осложнения внутриматочной контрацепции. Задача 24. Студентка 2-го курса, 20-ти лет обратилась к акушерке с вопросом о назначении экстренной контрацепции, в связи с разрывом презерватива. Замужем. Половой акт был несколько часов назад. Из анамнеза: месячные по 3-4 дня, через 26 дней. Б-1, Р-1, А-0. Второго ребенка до окончания института не планирует. Соматически и гинекологически здорова. 5 дней назад прошла обследования на ИППП, заболеваний не выявлено. 1. Оценить проблемы женщины. 2. Проинформируйте ее о возможных в данной ситуации методах экстренной контрацепции. 3. Перечислите противопоказания к экстренной контрацепции. Задача 25. На консультацию по поводу возможно наступившей беременности, обратилась женщина 38 лет через 28 часов после незащищенного полового акта с малознакомым мужчиной. В качестве контрацепции последние два года использует инъекционный метод контрацепции. Последняя инъекция Депо Провера сделана более чем с двухнедельным опозданием из-за отпуска. 1. Оцените проблемы женщины. 2. Проинформируйте ее о возможных в данной ситуации методах экстренной контрацепции. 3. Перечислите показания к экстренной контрацепции.

Источник

Читайте также:  Винокуров игорь вадимович омакс состояние здоровья
Adblock
detector