Системное решение проблем охраны здоровья
Успешное решение проблемы охраны здоровья во многом зависит от ее своевременной постановки и точной формулировки, поэтому специалистам по управлению здравоохранением необходимо не только своевременно оценивать параметры, свойства и связи возникающих проблем, но и понимать их сущность. Формулирование проблемы заключается в ее определении, т.е. установлении сущности проблемы в профессиональных терминах.
Зеркальным отражением формулирования проблемы является выработка определения цели. Термин «цель» используется для того, чтобы описать результат, подлежащий достижению. Цель может принимать форму, обусловливающую достижение максимума (или минимума), величина которого еще должна быть определена, или же форму задания диапазона значений, внутри которого должно лежать решение. Принуждающие связи есть условия, ограничивающие и описывающие, как цель должна быть достигнута или измерена. Комбинация целей, устанавливающих курс, и принуждающих связей, ограничивающих цели, образует ограничение, при котором начинаются изучение и практическое решение проблемы. Ограничение есть сумма правил, руководящих принципов, определяющих границу изучаемой проблемы. Существенным является достижение совместимости цели и принуждающих связей. Без достижения согласия относительно ограничений невозможно прийти к согласию относительно решений.
Когда специалист — руководитель здравоохранения ставит условие проблемы, он устанавливает пределы ее исследования и практического решения, а следовательно, и границы ограничения. В санитарно-статистическом смысле условия могут быть определены как избыточные, противоречивые или достаточные. Условие является избыточным, если оно содержит ненужные элементы (вызывающие потери или перерасходы ресурсов). Условие может также содержать противоречие — несогласованность частей проблемы друг с другом. Достаточное условие выполняется, если принуждающие связи совместимы с целью, причем цель определена адекватно требованиям к системе охраны здоровья.
Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает качественные характеристики функционирования системы здравоохранения, улучшения состояния здоровья населения. Сохранение, реформирование или улучшение этой системы осуществляется путем введения изменений, инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются персонал, лекарственные средства, материалы, оборудование, устройства, финансовые средства и время. Эффективность использования ресурсов может проявляться в следующих изменениях:
• повышение качества медицинских услуг;
• увеличение или уменьшение потребности в ресурсах без соответствующего изменения в стоимости и объеме предоставляемой медицинской помощи;
• уменьшение подверженности риску (врачебным ошибкам) пациентов и персонала;
• изменение некоторой относительной величины, измеряемой критериями медицинской, социальной и экономической эффективности.
Большое практическое значение имеет способность вникнуть в ситуацию, познать явление, относительно которого требуется принять решение на основе подведенного под него теоретического фундамента. Процесс принятия решений начинается с выявления конечных целей проекта (программы действий). Выявляются возможные альтернативы, т.е. разные пути достижения целей, разные методы решения каждой задачи, анализ преимуществ и недостатков каждого из них. Набор основных альтернатив имеет более широкий взгляд на совокупность всех существенных в данном случае факторов.
Описывая конечные результаты решения, определяют конечный исход, безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам. Противоположностью решения, определяющего конечный исход, является решение, определяющее процесс. Его определение требует, чтобы проблема была разделена на составляющие, последовательно соединенные части. Такое разделение проблемы на части обеспечивает формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти решение.
Решения, определяющие процесс медико-санитарного обслуживания населения с учетом состояния здоровья населения, происходящих реформ в здравоохранении, нуждаются в изучении. Они наиболее ценны в приложении к крупномасштабным профилактическим программам и сложным медико-социальным проблемам, имеющим значительные риски, которые вынуждают руководство вкладывать средства только после получения тщательно обоснованного заключения. Решения составляются из нескольких частей, предшествующих друг другу в порядке их приоритета. Решение проблемы представляется как совокупность детальных процессов, связанных в логической последовательности.
Системный подход к системе здравоохранения позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в социально-гигиенических, медико-статистических терминах установленных критериев оптимальность требуемых отношений и перспектив развития отрасли. Совокупность выбранных критериев включает конкретные правила и принципы решений. В целом методология системного решения проблем:
• предписывает систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы реформирования отрасли;
• обусловливает параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы;
• описывает модели системы и ее возможности, позволяющие осуществлять рассмотрение альтернатив выходов процесса решения проблемы.
Качественные проблемы решаются с помощью суждений — операций, выполняемых специалистом и включающих сравнение и различение. Суждение является средством, с помощью которого формулируются знания, оценки и отношения. Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условий, целей и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является их описание в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них компонентов. Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, идентификация носит характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и компоненты условия, цели и возможностей известны частично, идентификация носит качественный характер, а проблема называется качественной, или слабоструктурированной.
Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив решения проблем по критериям стоимости, времени, эффективности и возможного риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Решение проблем реформирования системы здравоохранения в новых социальноэкономических условиях предполагает осуществление следующих мероприятий:
• выявление проблемы и оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, соответствующих критериев;
• анализ структуры существующей системы и определение ее сбойных элементов, ограничивающих получение заданного выхода;
• оценку веса их влияния на выходы системы;
• построение набора альтернатив и их оценку, выбор альтернатив для реализации;
• определение процесса реализации;
• согласование результата найденных решений и их реализации;
• оценивание конечных результатов.
Выбирают такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для реально заданных условий: социальными, экономическими, юридическими, экологическими, политическими. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти оптимальное решение, т.е. наилучшее из всех возможных.
Системные идеи дают руководителям здравоохранения средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению соответствующих проблем. Если решение этих проблем может рассматриваться как цель, то системные идеи — как принуждающие связи.
Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием системы здравоохранения, поэтому решение — есть такое заполнение между существующим и планируемым состояниями, которое выполняет преобразование одного
состояния системы в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.
Стимул, который возбуждает функционирующую систему, есть вход. Подсистема же обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и тем самым сохраняющее функционирование системы здравоохранения в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс (рис. 3) есть процесс решения проблемы.
Рис. 3.Процесс решения проблемы
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте основные условия определения цели решения проблемы.
2. Назовите условия решения проблемы.
3. Что входит в понятие «решение проблемы»?
4. Какими характеристиками определяется эффективность использования ресурсов?
5. Назовите основные составляющие процесса принятия решений.
6. Перечислите мероприятия по решению проблем реформирования системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях.
Источник
3.Понятие «здоровье». Определение Всемирной организации здравоохранения. Системный подход к решению проблем здоровья. Факторы риска для здоровья.
Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
Здоровье(ВОЗ) является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Обязательным методологическим условием к исследованию проблем здоровья является системный подход, основанный на конкретных принципах, тесно взаимосвязанных между собой и составляющих логичную схему исследования целостного объекта по его отдельным элементам, во взаимосвязи и иерархии и т.д. Именно такой подход может обеспечить эффективность исследования и достижения позитивных результатов. Факторы риска — это определяющие здоровьефакторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.
Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.
Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.
Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный кровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.
Первичные и вторичные факторы риска заболеваний
Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.
Перечислим основные первичные факторы риска:
§ нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);
§ повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;
§ неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);
§ неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
§ неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).
4.Характеристика основных направлений деятельности федеральной службы по надзору в сфере охраны прав потребителей и благополучия человека. Работа федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии».
Основные направления деятельности
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2015 год
Источник
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий
Дзамихова Фатима
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий. «В вашем распоряжении девять врачей, данных природой всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья: это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум». (П. С. Брегг).
А пока мы живем сегодня, и цифры, ни от кого не скрываемые, вводят в ступор. В среднем порядка 22% детей, поступающих в первый класс, признаются в ходе диспансеризации абсолютно здоровыми, а вот к выпускному доля абсолютно здоровых снижается до 2,5%, т. е. почти в 10 раз! Однако, имея такую информацию, нужно что-то предпринимать.И отдельными мероприятиями ситуацию тут не исправить: необходимы системные подходы к проблеме здоровья школьников. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ребенка. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие,как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей. Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 70% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с дошкольниками и младшими школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:
1 -построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;
2 -обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
3 -установление межпредметных связей;
4 -логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
5 -эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
6 -формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
7 -тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Ежедневная двигательная активность обучающихся должна составлять не менее 2-х часов. Это может быть обеспечено за счёт проведения физминуток, проведения подвижных игр на уроках, проведения внеклассных спортивных мероприятий. В нашей школе часы физкультуры проводятся с подвижными играми на воздухе, в спортзале; большое внимание учителя уделяют двигательной активности обучающихся, проходят различные внеклассные спортивные мероприятия.Некоторые рекомендации по созданию благоприятного психоэмоционального фона учебно-воспитательного процесса:
— Важность благоприятного психоэмоционального фона в процессе обучения переоценить невозможно. Доброжелательность, открытость и настроенность на получение новых знаний исключает дискомфортное состояние и многократно повышает эффективность интеллектуальных и творческих процессов обучающихся и, как следствие, эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. — При планировании занятия следует уделять должное внимание комплексу мероприятий по подготовке кабинета. Освещение должно быть хорошим, воздух в кабинете свежим. Оформление кабинета должно быть эстетичным, разнообразным и, вместе с тем, не перегруженным. — Очень хорошо зарекомендовало себя мультимедийное сопровождение учебного процесса. — Благоприятную атмосферу для обучения создает позитивное эмоциональное состояние преподавателя. Доброжелательность и улыбка вызовут ответную реакцию у ребят, будет налажен хороший контакт. Созданная атмосфера сотрудничества сведет к нулю возможность возникновения когнетивного диссонанса. — Необходимо избегать применения одних и тех же методов и скудности приемов, т. к. созданную атмосферу сотрудничества может полностью разрушить монотонность занятия.— Следует помнить о необходимости чередования видов деятельности обучающихся: письменные задания нужно чередовать с чтением книг, анализом прочитанного, усвоением новой информации в процессе беседы с преподавателем и его объяснений. — Позитивно влияет на создание благоприятного психоэмоционального фона объединение ребят в группы, смена состава этих групп и, даже, простая смена мест обучающихся. Особенно эффективно перемещение с передних мест на задние и смена рядов, т. к. эти манипуляции позволяют задействовать оба полушария головного мозга. — Большую роль в создании позитивной психологической среды играет создание ситуации успеха и поддержка преподавателя. Не нужно бояться говорить ребятам, что они способные, умные, сообразительные. Состояния увлеченности и вовлеченности можно достичь с помощью соревнований, конкурсов, сюрпризов, обсуждений в малых группах. Любой материал усваивается значительно эффективнее, если он подтвержден примерами из жизни, из практики. Поэтому нужно приводить как можно больше максимально приближенных к современной реальности примеров. — В процессе обучения должно быть применено максимально разнообразное количество методов обучения, приемов с целью формирование обучающей среды. При необходимости следует своевременно корректировать деятельность преподавателя и обучающихся. Важнейшим фактором создания благоприятного психоэмоционального фона является активность, открытость и доброжелательность обучающихся и преподавателей.
Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» пережив инновационный бум и реформы конца ХХ века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии. Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение. Заболеваемость детей дошкольного возраста и младших школьников продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для маленьких жителей нашей республики. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашей школы является – физическое развитие и оздоровление. Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальныеи экологические условия: резко отрицательная экологическая обстановка нашего района; дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, наследственность. Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Если обратиться к показателям состояния здоровья воспитанников нашего детского сада, то количество детей практически здоровых (1 группа здоровья) с каждым годом уменьшается. Если в 2006-2007 учебном году их было 45- 21%, то в 2009-2011 учебном году их стало 22 — 10,5%. Вместе с тем, процент детей, относящихся к 3-й группе здоровья, увеличился за этот же период с 2% до 11%. Все это вызвало потребность у нашего коллектива углубленно заняться оздоровлением детей. Наше Дошкольное учреждение использует современные здоровьесохраняющие технологии: “Программа “Здоровье” В. Г. Алямовской, “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника” Л. П. Савиной, “Развивающая педагогика оздоровления” В. Т. Кудрявцева, “Здоровый дошкольник” Ю. Ф. Змановского, мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду, не учитывают специфику нашего региона. Поэтому наш педагогический коллектив предпринял попытку изменить условия, методы и технологии образовательного процесса и разработать собственный оптимальный дифференцированный оздоровительный режим. В структуру оздоровительного режима вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов,способов:
гимнастика для глаз;
игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Все составные оздоровительного режима органически включены в режимы дня всех возрастных групп. Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп, по своему усмотрению могут останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических оздоровительных мероприятиях. Успешно реализуется у нас одна из оздоровительных технологий – натуропатия.Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма нашим детям помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей, страдающих хроническими заболеваниями. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно-луковых закусок, гренок (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой) и бутербродов перед обедом. Очень легко осваивают взрослые и дети приемы точечного массажа “9 волшебных точек” по методике А. А. Уманской, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, педагогами создается соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, предложив детям игры “Заводим машину”, “Буратино”, “Солнечные зайчики” и т. д. Приемы точечного массажа включаются в комплексы утренних и вечерних гимнастик, двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста. Неотъемлемой частью оздоровительного режима в ДОУ являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна (не менее двух раз в день). Дети учатся технике дыхания – дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме “Упрямый ослик”, “Плакса”, “Веселая пчелка”, “Часики”… Детям, имеющим заболевания органов дыхания, воспитатели предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно. Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Все упражнения сначала осваиваются воспитателями, а уж потом разучиваются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Особое место в режиме дня детей младшего и старшего дошкольного возраста занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее. Эффективность реализации задач и содержания оздоровительной работы,обеспечивается наличием в детском саду: — комплектов физкультурного оборудования и инвентаря,спортивно-игровых комплексов:— традиционные пособия: гимнастическая стенка, канаты, веревочные лестницы, мячи, гимнастические палки, обручи — физкультурно-оздоровительное оборудование: гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;— нестандартное физкультурное и спортивно-игровое оборудование: синтетические трубы разных диаметров, ребристые доски, массажные дорожки (со следами, пуговицами) и т. д. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям техники безопасности, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Вопросы охраны здоровья и реализации здоровьесохраняющих технологий постоянно находятся в поле зрения администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала детского сада (врача-педиатра, старшей медицинской сестры, диетической сестры). Все названные оздоровительные технологии и мероприятия позитивно сказались на улучшении здоровья детей в МОУ «СОШ». Наиболее информативнымпоказателем эффективности предложенных методов является: — повышение сопротивляемости организма детей, — отсутствие зафиксированных случаев гриппа в 2009-2011 учебном году; нет тенденции к росту случаев острой респираторной инфекции; индекс здоровья увеличился с 31% до 31,5 %, что говорит о росте числа детей, ни разу не болевших в году Анализ заболеваемости и уровня физического развития детей показывает продуктивность работы МОУ «СОШ» в данном направлении. Надеемся, что наш опыт оздоровительной работы с детьми заинтересует педагогов. Мы на практике отработали собственную модель оптимального дифференцированного оздоровительного режима, что позволило структурировать процесс оздоровительной деятельности и обеспечить ее управляемость.
Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся
“Сиди и не вертись!” Кому не знакома эта фраза, услышанная много лет назад в детстве и монополизированная до известной степени родителями и школьными учителями. Между тем сорокалетние наблюдения американского физиолога из Калифорнийского университета Лоуренса Морхауса навели его на мысль, что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. По убеждению ученого все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий. (Газета “Труд”, 02.04.1988). Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Гиподинамия приводит к нарушениям всех физиологических систем организма, поэтому поиск новых технологий, современных методов здоровьесбережения сегодня – одно из актуальных направлений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Что дает нам использование подвижного способа обучения? Позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен; проводить профилактику близорукости во время учебного процесса; повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма и др; стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала. Учитывая тот факт, что трудности в учебе в начальных классах могут быть вызваны недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, мыслительной деятельности, учителю важно обратить серьезное внимание на развитие психических процессов у младших школьников. В решении этой проблемы помогает работа учащихся в режиме “динамических поз”. Важно также не забывать и о возрастных особенностях младших школьников и об особенностях подвижного способа обучения. Работу следует проводить в комплексе (на всех уроках, в системе, регулярно, обязательно учитывать, что развиваем, на каком уроке, в каком положении должен находиться ученик, выполняя задания, на каком этапе урока включены развивающие упражнения.
Задания для развития творческого воображения
Уже сегодня,многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: “Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, может, жил когда-то в тебе”. В этих словах – призыв и предупреждение – надо “лепить человека, пока ум ребенка гибок, и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира”. Создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников — одна из основных задач школы. Причем речь идет не только о спорте и физическом воспитании, практически все образовательные учреждения включают вопросы формирования культуры здоровья в целом и на каждом конкретном уроке в частности. Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье им необходимы ежеурочные двигательные минутки, которые сочетаются с содержанием проводимого урока. Дети после физминуток становятся более активными в закреплении полученных знаний, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук детей нуждаются в специальной пальчиковой гимнастике, которая служит не только отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличивает их подвижность и силу, развивает мышление, речь детей. Для проведения дыхательной гимнастики использую игрушки, изготовленные детьми из бумаги, ваты, ниток (паучок, лягушка, кораблик). Они легко скользят по парте, если на них подуть. Такие упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне.
Здоровьесберегающие технологии в детских садах
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка. Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника. Более того, практически каждый детский клуб практикует проведение с детьми нетрадиционных занятий, которые отличаются по форме и целям от общепринятых методик. Это могут быть встречи с различными интересным людьми, которые занимаются с детьми и дают им навыки общения с разными типами личностей (а не только с ровесниками и воспитателями, предлагают интересный опыт. Так, лучшие детские клубы приглашают для проведения занятий известных актеров, художников, хореографов. Это позволяет внести в занятия новизну, сделать их более интересными и насыщенными. Одним из направлений здоровьесберегающей работы в детских дошкольных учреждениях является проведение с детьми различных экскурсий, которые несут как практические, так и теоретические знания. С одной стороны, длительная экскурсия позволяет ребенку долго пробыть на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку. С другой же – ознакомительные экскурсии в медицинские учреждения, зоопарки, школы, на производство дают возможность детям в разных аспектах рассмотреть важность проблемы сбережения собственного здоровья, узнать много нового. В связи с тем, что современный мир предполагает новые формы работы с детьми, большинство детских садов уже могут достойно ответить современным требованиям. Поэтому при выборе детского сада для детей родителям необходимо поинтересоваться не только бытовыми условиями учреждения, но и осведомиться о формах работы с детьми, разнообразии занятий.
Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста «Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Формирование условий для развития физического здоровья ребенка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Формирование.
Организация образовательного процесса через средства инновационных оздоровительных и развивающих технологий «Детский сад №13 «Родничок» КОМПЛЕКСНО — ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Организация образовательного процесса через средства инновационных оздоровительных.
Оптимизация образовательного процесса для амплификации (обогащения) речевого развития детей дошкольного возраста «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» Речевое.
Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.
Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР) Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения.
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей дошкольного возраста» Актуальность: Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,.
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей 5–6 лет» Проект по теме: «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» Доклад: «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» 1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных.
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его.
Источник