Меню

Системное изучение здоровья человека

Системное изучение здоровья человека

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:

— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;

— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;

— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.

При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.

Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.

Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:

1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.

Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:

медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);

биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;

ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.

Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.

Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.

По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.

Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.

Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.

Читайте также:  Бальзам ласточкино гнездо женское здоровье

Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.

Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.

Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:

— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;

— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;

— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.

А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
  2. Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
  3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.

Источник

Здоровье в психологии

Сущность здоровья как системного понятия, методы его исследований в психологии. Психодиагностика и психокоррекция психического и психологического здоровья. Оценка уровня самоактуализации личности по Э. Шостром, теоретические основы её проведения.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2016
Размер файла 24,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

здоровье самоактуализация психодиагностика

1. Здоровье как системное понятие. Методы исследований в психологии здоровья

2. Психодиагностика и психокоррекция психического и психологического здоровья

3. Выполнить методику: Оценка уровня самоактуализации личности (Э.Шостром)

1. Здоровье как системное понятие. Методы исследований в психологии здоровья

На основании многолетних исследований по вопросам индивидуального здоровья школьников, студентов, людей зрелого возраста и использовании методологии системного (целостного) подхода разработаны понятие и структура индивидуального здоровья человека, имеющие существенное значение для профилактической медицины и физического воспитания.

История развития науки убедительно показывает, что только использование объективного философского метода позволяет выбирать эффективную стратегию научного поиска, в том числе в медицине. При выраженном интересе к проблеме здоровья человека, при низком оздоровительном эффекте многих предлагаемых программ опирающихся на существующие представления об индивидуальном здоровье, в современной литературе не выявлено попыток рассмотрения сущности понятия «здоровье» с использованием методологии системного подхода.

Системность является одной из универсальных черт действительности. Подобно тому, как в мире нет явлений, не имеющих качества и количества, в действительности нет и явлений, не имеющих параметров системности. Это в полной мере относится и к человеку, его основным характеристикам. Человек принадлежит к органическим системам. Органическое целое, или, как его называют, диалектически расчлененное целое, не состоит из внешне координированных во времени и пространстве частей, а характеризуется функциональной взаимосвязанностью компонентов, каждый из которых обладает спецификой и вместе с тем строгой подчиненностью целому. Последнее оказывается способным к саморазвитию и самовоспроизведению, а составляющие его компоненты являются результатом внутренней дифференцировки целого, играют роль его функциональных членов [4].

Системный подход является средством объективизации, выделения в качестве объекта исследования целостных явлении и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений. Основными же свойствами системы являются структура (тип связей между её элементами), упорядоченность (количественный показатель структуры), организованность (отличие системы от простой суммы её частей), целостность (она является частным случаем упорядоченности и организованности), взаимоотношение структуры и её элементов, структурные уровни, развитие системы [3].

Всё перечисленное позволяет использовать принцип системности при анализе сущности понятия «здоровье». Не вызывает сомнений, что только применение системного подхода позволит понять здоровье как целостность, вычленить элементы здоровья, выявить их взаимосвязь и взаимозависимость в целостной структуре, иными словами, определить материальный субстрат здоровья человека.

В наших монографиях [5, 6] подробно изложены представления о понятиях «состояние», «процесс», «количество и качество», «норма». Все перечисленные категории имеют фундаментальное методологическое значение. При анализе представлений о сущности понятия «здоровье» мы используем эти категории. Иными словами, здоровье — это целостное состояние, свойственное человеку, и только исследовав различные состояния здоровья на различных этапах онтогенеза, можно познать процесс его развития, изменения под влиянием различных условий среды.

Отвечая на вопрос, здоровье человека — это состояние или процесс, без всякого сомнения можно сказать, что это и состояние, и процесс; это имеет существенное значение для разработки различных программ формирования, поддержания и укрепления здоровья.

Существующие определения понятия «здоровье» не имеют базисного, фундаментального обоснования для его количественной оценки. В то же время потребность в этом велика. В профилактической и спортивной медицине, в авиационной, космической и военной практике, в профпатологии, в определении группы инвалидности и во многих других областях, особенно при динамическом наблюдении, количественные критерии оценки индивидуального здоровья представляются просто необходимыми.

Здоровье как понятие, как категория представляет собой абстрактность. По отношению к человеку такими абстрактными понятиями являются, например, интеллект, духовность, нравственность, гениальность, красота и др. Если изобразить любое из этих качеств в виде линии, то каждая точка этой линии отражает его конкретное состояние, а начало и конец характеризуют его полярность. В полной мере это можно отнести и к такому качеству человека, как здоровье. Получая при рождении определенные его задатки, потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни их реализует, раскрывает, проявляет в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия, особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности).

Учитывая, что организм человека является многокомпонентной сложноорганизованной вероятностной системой, в которой на разных уровнях могут идти процессы различного типа, его здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком (здоров — нездоров), а также является многомерным понятием.

Если выводить понятие «здоровье» из сущностной характеристики жизнедеятельности человека, то следует обратить внимание на такой критерий, как жизнеспособность — показатель, интегрально отражающий состояние человека и изменяющийся как во времени, так и под влиянием различных факторов (внутренних и внешних, позитивных и негативных). Правомерность использования термина «жизнеспособность» при анализе сущности здоровья не вызовет сомнений, если учесть, что в логическом словаре [1] понятия «здравый», «здоровый», «здравствовать» рассматриваются в смысле «разумный», «большой, полезный, сильный», «жить». Можно сказать, что здоровье является целесообразным (разумным) сочетанием определённых качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать), в различной степени реализовать биологические и социальные функции.

Как всякая система, система «здоровье» должна характеризоваться структурой, состоящей из системообразующего фактора (или ядра) и элементов (в нашем случае показателей здоровья). Сущностью (ядром) данной системы является определенный уровень жизнеспособности, который, как в любом живом организме, зависит от степени постоянства, консервативности, стабильности его внутренней среды. В. В. Парин [2] это универсальное свойство, выработанное в процессе длительной эволюции, обеспечивающее устойчивость организма в различных условиях среды, в том числе в космосе, называл стационарностью гомеостаза (в развивающемся организме — гомеореза). Способность к развитию и поддержанию стабильности гомеостаза обеспечивают фундаментальные биологические свойства живого организма — адаптивность и саморегуляция.

Читайте также:  Породы кошек характер здоровье

Среди элементов системы «здоровье», на наш взгляд, наиболее существенными являются следующие, интегрально характеризующие её различные стороны:

— уровень и гармоничность физического развития;

— резервные возможности организма;

— уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты;

— способность организма выводить метаболиты («ишаки»).

2. Психодиагностика и психокоррекция психического и психологического здоровья

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Рзуспоіегару) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

* Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

* Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

* В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

* Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).

* В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

* Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

* внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

* в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

* в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

* смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

6. По продолжительности:

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

Читайте также:  Товары для здоровья браслет

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.

3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

3. Выполнить методику: Оценка уровня самоактуализации личности (Э. Шостром)

Термином «самоактуализация» Абрахам Маслоу обозначил всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Синонимами понятия «самоактуализация» нередко выступают понятия «развитие личности», «личностный рост». Таким образом, самоактуализация, по мнению А. Маслоу, — это «потребность человека стать тем, кем он способен стать». Человек, достигший высшего уровня своих потребностей — в самореализации, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Среди свойств самоактуализирующихся личностей А. Маслоу выделял, в частности, следующие:

— Более комфортабельные отношения с реальностью;

— Принятие себя, других, природы;

— Спонтанность, простота, естественность;

— Автономия, независимость от окружения;

— Опыт высших переживаний;

— Более глубокие межличностные отношения;

— Творческое отношение к действительности, и др.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующихся людей немного — лишь несколько процентов от общего числа, но эти люди в большей степени приближены к идеалу наиболее полного развития, к которому мы все движемся.

Однако самоактуализация — сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной степени обладает его различными компонентами. Тест САТ — помогает эту степень измерить. Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника POI (Опросник личностных ориентаций) Эверетта Шострома, ученика Маслоу. В тесте 126 вопросов и 14 шкал, каждая из которых соответствует определённому свойству самоактуализирующейся личности.

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ):

Данный опросник предназначен для диагностики уровня самоактуализации личности. В каждом пункте теста содержатся два высказывания (а и б). Внимательно прочитайте каждое из двух высказываний и отметьте то из них, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения.

Общий уровень самоактуализации (Т-баллы по всему самоактуализационному тесту САТ) вычисляется так: сумма всех баллов испытуемого по тесту САТ поделенная на количество вопросов в тесте (126) и умноженная на 100.

При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако, и результаты использования POI, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатель CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должнен «зашкаливать». Предельное значение параметров CAT — 80 Т-баллов и более («псевдосамоактуализация») — свидетельствует о о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. По данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования методики CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» близок к нормам POI (55-70 Т-баллов) и это значение говорит о реальной самоактуализации личности. Шкальные оценки в 40-45 Т-баллов и ниже характерны для личности с низкой самоактуализацией, вследствие чего высок риск депрессии, апатии, невроза, психосаматических заболеваний, зависимостей (!), диапазон 45-55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

1. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. — М. : Наука, 1975. — С. 44-45, 456.

2. Парин В. В. Избранные труды / В. В. Парин. — М. : Наука, 1974. — Т. 2. — 343 с.

3. Симанов Л. А. Понятие «состояние» как философская категория / Л. А. Симанов. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1982. — 127 с.

4. Фролов И. Т. Философия глобальных систем / И. Т. Фролов // Вопр. философии. — 1980. — № 2. — С. 38-42.

5. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : СО РАМН, 2003. — 164 с.

6. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни : методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие о психологии здоровья. Базовые определения здоровья. Факторы, способствующие повышению уровня психического здоровья личности. Продолжительность жизни граждан США и Украины. Теория самоактуализации личности. Области стресса в повседневной жизни.

презентация [234,0 K], добавлен 02.05.2012

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти. Возрастные особенности в психологии. Проблемы диагностики. Психокоррекция. Психология здоровья и «психическое здоровье» в подростковом возрасте.

курсовая работа [29,5 K], добавлен 23.04.2008

Предмет, задачи медицинской психологии и методы изучения психического состояния человека. Общая, индивидуальная, социальная психология. Научные школы психологии Украины. Этапы экспериментально-психологического исследования. Понятие психического здоровья.

реферат [36,4 K], добавлен 27.09.2009

Психологические аспекты понятия психологического здоровья. Психологическое здоровье в различных психологических теориях. Особенности развития личности дошкольника. Разработка коррекционных упражнений для профилактики психологического здоровья детей.

курсовая работа [75,4 K], добавлен 23.09.2010

Психическое здоровье личности. Диагностика самоактуализации личности. Психологические теории эмоций. Мотивационный компонент настроения. Сравнительный анализ эмоционального благополучия как фактора психического здоровья у студентов разных специальностей.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 10.11.2012

Источник

Adblock
detector