Меню

Система укрепления духовного здоровья

Духовность — источник здоровья.

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Скачать:

Вложение Размер
duhovnost_-_istochnik_zdorovya.docx 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Духовность — источник здоровья

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Во все времена здоровье считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека.

В условиях рыночной экономики выживает прежде всего активный, адаптированный человек. Как же достичь высокого уровня здоровья? Почему мы не здоровы? По мнению психологов здоровье только на 10-15% зависит от развития медицины и на 50-55% от условий и образа жизни людей. Только сознательные усилия каждого человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Известный враг-хирург Н.М.Амосов пишет: Чтобы стать здоровым, нужны . усилия постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.

В здоровом теле — здоровый дух — так всегда в народе соединяли духовное, нравственное и физическое, телесное.

Я акцентирую внимание на духовном, психическом здоровье, так как считаю, что здоровый дух имеет ведущее значение, только духовная чистота приведут к здоровью, спокойствию, внутренней гармонии и равновесию.

Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни, без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой, деградация, появляются болезни.

В настоящее время под здоровьем понимается возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе духовно- социальной и биологической сущности человека.

Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

1)внутренняя и внешняя гармония,

3)устремление к жизни, непрерывному развитию.

Человеческий дух производит и воспроизводит как внутреннее и внешнее соответствие — здоровье, так и его дезинтеграцию — болезнь.

Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности. Мы болеем в условиях вялой, размазанной жизни, мы устаем, когда у нас нет крупной цели. Когда же такая появляется человек живет, говорит и обретает смысл жизни.

Здоровье духа — это интеллектуально- чувственно-волевое выражение закономерности жизни. Триединая основа духовного здоровья — истина, красота, свобода и их высший синтез- любовь. Здоровье духа, духовность и культура- синонимы. А именно поэтому культура духа есть фундаментальный принцип здоровья и панацея от болезни.

Бурные темпы жизни, нарастающий поток информации, жесткий дефицит времени заставляют вплотную подойти к проблеме сохранения и укрепления психического здоровья, повысить устойчивость к различным вредоносным факторам.

Задача психогигиены: очертить неправильные, но так же и правильные формы общения, т.е. такие, которые благоприятно влияют на духовную жизнь человека и психологический климат учебной группы или трудового коллектива. Доброжелательность, вежливость и тактичность должны присущи всем.

Не следует забывать, что благодарность, доброе слово сказанное вовремя продлевает жизнь. Все это подметил поэт В.Боков:

Друзья мои. Внушайте людям веру

И чаще говорите Добрый день!

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Показателем гармоничности отношений и здоровья участников образовательного процесса является удовлетворенность этим процессом. Самочувствие преподавателей и учащихся зависит не столько от учебной нагрузки, сколько от ощущения эмоционального благополучия. Процесс обучения — это большая нагрузка на организм и как важно сохранить на уроке такое энергетическое поле, когда познание доставляет радость и удовлетворение, а положительные эмоции служат улучшению самочувствия.

Только в единстве духовного, нравственного, нервно-психического и физического возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья, новую жизнь и сделает наше пребывание на Земле прекрасным.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно — легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, — как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Источник

Как укрепить свое духовное здоровье — 11 важных правил

Многие люди пренебрегают своим духовным здоровьем, что совершенно неправильно, поскольку оно не менее важно, чем физическое. И хотя тело и душа неразрывно связаны, и связь эта обоюдная, ментальные проблемы зачастую несут куда более сильную угрозу нашему благополучию. Духовные проблемы способны сделать жизнь совершенно невыносимой, каким бы подтянутым ни было ваше тело.

Если вы хотите всегда чувствовать себя хорошо, то стоит уделять внимание не только физическим упражнениям, но и состоянию духа…

Правило №1: Не ставьте перед собой невыполнимые задания.

Будьте скромны и не переоценивайте собственные силы — ставьте перед собой разумные задания и выполняйте их постепенно, одно за другим. Если вы хотите получить все и сразу, хватаетесь за все подряд, то отсутствие быстрого позитивного результата неизбежно разочарует вас, что может привести к проблемам в будущем.

Да, упорство и труд позволяют добиться многого, но не стоит быть безрассудными и слепо бежать вперед, раз за разом расшибая себе лоб о стену.

Правило №2: Если вас что-то не устраивает в жизни, начните менять ее с самих себя.

Окружающий мир совершенно не обязан подстраиваться под вас и не будет этого делать, как бы вам того ни хотелось. Если хотите, чтобы к вам относились с уважением, нужно заслужить это уважение. Если стремитесь к известности, будьте креативными и оригинальными. Если хотите стать богаче, работайте и не ленитесь.

Правило №3: Не вмешивайтесь в чужую жизнь.

У каждого человека есть право на личное пространство и свои ошибки. Даже если вы мудры не по годам и у вас обширный жизненный опыт, вы не должны никому навязывать свою точку зрения. Подобное поведение не только испортит собеседнику настроение, но и повредит вашему духовному здоровью, так как он с высокой долей вероятности испытает негатив в отношении вас.

Поставьте себя на его место, и поймите, насколько это неприятно и неправильно.

Правило №4: Забудьте о гневе и прощайте людей.

Правда в том, что гнев и оскорбления остаются не только в памяти ваших собеседников, но и в нашей душе. Они накапливаются внутри нас годами и десятилетиями, лишая энергии и подтачивая духовное здоровье. Да, следовать этому правилу может быть непросто, но если вам это удастся, вскоре заметите, что ваша жизнь заметно улучшилась — и неудивительно, ведь ее больше не отравляют токсичные эмоции.

Правило №5: Будьте искреннее.

Когда вы говорите правду, то сберегаете себе время и нервы. В современном мире говорить только правду далеко не всегда возможно, но вы должны научиться различать ситуации, когда ложь может быть во благо, и ситуации, когда она лишь ухудшит ситуацию. В любом случае чем меньше вы обманываете, тем лучше для вас самих.

Правило №6: Не стремитесь ко всеобщему признанию.

Нуждаетесь ли вы в признании со стороны? Нет, не нуждаетесь, потому что вовсе не обязаны что-то кому-то доказывать. Все, что делаете, вы делаете для себя. Стоит принять этот простой факт, потому что для того, чтобы ваша жизнь стала такой, какой вы хотите ее видеть, она нуждается в здоровой доле эгоизма.

И, кстати, вам не стоит путать концепцию «любви к себе» с безудержным эгоизмом. Эгоистам попросту безразличны все остальные люди, если они не могут как-то их использовать. Но те, кто ценит себя, никогда не забывают о тех, кто им дорог и кого они любят, потому что счастье любимого человека — это и их счастье тоже.

Правило №7: Не завидуйте.

Зависть — это жуткое и токсичное чувство, разрушающее счастье. Тем более что оно совершенно бессмысленно. Нет двух совершенно одинаковых людей, и завидовать тому, что кто-то преуспел больше, чем вы, попросту глупо. Вполне возможно, что этот же человек мог бы в чем-то позавидовать вам.

Счастье редко заключается в материальных ценностях, а любовь — любовь доступна всем. Вы сами являетесь источником собственного счастья. Лишь тогда, когда ваше сердце полно радости, она начинает проникать в окружающий мир, создавая то, к чему вы стремитесь и о чем мечтаете. Вы можете изменить судьбу, но лишь тогда, когда будете искренне верить в то, что это возможно, а не источать негатив в отношении кого-то другого.

Правило №8: Если вы не можете что-то изменить, будьте скромнее, и измените свое отношение.

Вы можете сказать человеку, что вас что-то раздражает в его поведении, но не стоит надеяться, что замечание, совет или приказ изменят его. Скорее уж он вас возненавидит за то, что вы «лезете в его жизнь». Если кто-то совершенно несовместим с вами, вы постоянно ссоритесь, то лучшее, что можно сделать — это максимально ограничить общение.

Помните о том, что проще изменить самих себя так, чтобы не воспринимать чужое поведение как личное оскорбление.

Правило №9: Знайте, как расслабляться.

Если вы думаете, что периодическая перезагрузка нужна лишь компьютерам и смартфонам, вы ошибаетесь. Не забывайте вовремя — и достаточно — отдыхать. И это касается не только ежегодного отпуска, но и отдыха на протяжении рабочего дня. Вам стоит периодически «отключать» мозг на несколько минут, просто закрыв глаза и ни о чем не думая.

Да, когда в вашей голове роится сотня разных мыслей, этого добиться непросто, но если вы будете практиковаться, то с каждым днем у вас будет получаться все лучше и лучше. Десяти минут вполне достаточно, чтобы привести разум в порядок и наполнить себя энергией.

Правило №10: Научитесь правильно распределять время.

Это особенно важно в нашем динамичном мире. Вы должны научиться находить время и на работу, и на отдых, не забывая уделять внимание вашей семье, иначе жизнь со временем станет невероятно скучной и монотонной. Из этого списка нельзя забывать ни об одном пункте, так что старайтесь планировать все заранее, уделяя работе примерно 60% вашего времени, отдыху — 20, а остальное оставляйте на семью и развлечения.

Правило №11: К вам возвращается все, что вы выпускаете в мир — и хорошее, и плохое.

Это называют также «эффектом бумеранга», когда любой ваш хороший и бескорыстный поступок делает вас лучше и счастливее, а плохие поступки отнимают удачу, здоровье и хорошее настроение. Этот закон также называют кармическим законом, но дело не в названии. Дело в том, насколько хорошо вы его понимаете и следуете ему.

Новое видео:

Источник

Читайте также:  Детский сад физкультура неделя здоровья
Adblock
detector