Меню

Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема 5.2. Система специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ

В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» (Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)организуется учебно-воспитательная деятельность по их обучению и реабилитации.

В Положении указывается, что для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения выполняют следующие функции:

По рекомендации ПМПК и с согласия родителей или лиц их заменяющих, ребенок может обучаться в одном из восьми видов специального (коррекционного) образовательного учреждения:

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей и позднооглохших детей, всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. Контингент: незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; — специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения. Контингент: слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается дефицит познавательных и социальных способностей;

— специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Также в некоторых учреждениях общего образования создаются специальные (коррекционные) классы (СКК) и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.

Дети дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития, имеющие специальные образовательные потребности, имеют доступ и в систему ДОУ.

Дошкольные общеобразовательные учреждения (организации –ФЗ «Об образовании в РФ»)

Согласно Типовому Положению о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

— воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В Положении указывается на то, что может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

Читайте также:  Чем важно здоровье человека для общества

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида(реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии

Детские сады компенсирующего видапредназначены для детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обследование врачами, логопедами, дефектологами при приеме ребенка в детский сад помогает составить индивидуальную программу воспитания, обучения и лечения, учитывающую психофизическое развитие и возможности ребенка. Квалифицированная коррекция осуществляется в особых условиях пребывания (особое питание, бассейны, массажные кабинеты, небольшое количество детей в группе) с помощью медицинских специалистов.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (29.08.13).

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны. В настоящее время развиваются новые модели специальных образовательных учреждений. Так, востребованной является модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра (Ресурсные центры).

Источник

Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

2. интенсивность коррекционной помощи;

3. создание развивающей среды;

4. воздействие на все сферы психики ребёнка;

5. учет индивидуальных особенностей детей;

6. организация позитивной социальной поддержки.

Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Именно дошкольный возраст — наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращение появления вторичных нарушений. Дошкольный возраст — это период становления личности. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями

В России существует дифференцированная система специальных учреждений, включающая все возрастные этапы развития ребёнка.

Положения о специальных учреждениях:

Специальные учебно-воспитательные учреждения входят в систему народного образования.

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений осуществляется в соответствии с конституцией.

Решение как общих педагогических задач, так и коррекционных.

В стране восемь основных типов аномалий с десятью типами обучения (глухие, слепые, слабослышащие и позднооглохшие, слабовидящие, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, умственно отсталые, с задержкой психического развития);

Отбор в специальные учебно-воспитательные учреждения осуществляет ПМПК.

Специальные учебно-воспитательные учреждения организуются на принципах общей системы народного образования: государственный характер; общедоступность и обязательность обучения, принцип дифференцированности; принцип учёта возрастных особенностей.

Система специальных учреждений

Система образования: детские сады для умственно отсталых, глухих и слепых; начальные школы для ЗПР, неполные средние школы для глухих и слепых, средние школы для слабослышащих и позднооглохших, слабовидящих, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, вспомогательные школы, специальные классы при массовых школах; обучение на дому.

Источник

Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института (абилитационно — реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Рассмотрим типологию специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов — 12 человек.
    Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
    Трудовое обучение глухих детей начинается с 12 летнего возраста и занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно — реабилитационная, превентивная, санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится врачами-специалистами: оториноларингологом, психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного слуха.

Читайте также:  Федеральный закон возмещение вреда здоровья

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица.
Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом — 11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором — дошкольные группы для детей 4-6 — летнего возраста. Наполняемость классов — 12 человек.
При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов.
Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве.
Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра.
Организовано два типа школ для слепых детей:
десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов — 12 человек.
Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким. Значительное внимание уделяется межличностным контактам и совместной деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что часто позволяет преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.
Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития детей с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение (для сравнения: в небольшом кабинете с двумя окнами — лишь 500-600 люкс), дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий — барьеры). Наполняемость — 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений.

Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения.
В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.
Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность — от 3 мес. до года.
Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях.
Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуальная — только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза в неделю.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид).
Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
Срок обучения — 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы — коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую школу или учебно-воспитательное учреждение иного вида (например, для детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).
Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа — в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.
Основной задачей школы является максимальное преодоление функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного процесса: парты с \»ухватами\» и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей для облегчения функционирования артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации. Наполняемость классов — до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.

Читайте также:  Какая категория здоровья должна быть

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид).
Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов — 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.
Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, «наверстывания» не усвоенного учебного материала.
Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали развиваться в РФ с 1981г. Для этого были объективные причины, так как, по экспертной оценке ведущих педагогов страны, лишь 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу массовой общеобразовательной школы по всем предметам, а из поступающих в первый класс около 30% детей отстают в интеллектуальном развитии.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид).
Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет.
Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения — специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.
Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами — медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.
Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

Специальное учреждение — детский дом для слепоглухонемых детей в г.Сергиевом Посаде Московской области. Год основания — 1968г.). Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, почти слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным интеллектом (хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и оздоровление осуществляют тифло- и сурдопедагоги, а также другие специалисты. Их задача — реализация потенциальных ресурсов общего и языкового развития слепоглухонемых в процессе специального обучения с целью формирования, прежде всего, навыков самообслуживания, а также элементарных трудовых умений.

Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.

Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:

  • диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
  • медицинской реабилитации;
  • психолого-педагогической помощи;
  • правовой защиты;
  • социально-педагогический подразделение;
  • организационно-методический отдел.

Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей \»детей с проблемами\» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений возникают стихийно, работают «методом проб и ошибок», не имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования применяемых приемов и методов работы.

Источник

Adblock
detector