Меню

Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья презентация

Основы специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемkozhina-nv.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основы специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья..» — Транскрипт:

1 Основы специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья..

2 Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) Специальная педагогика является составной частью педагогики, это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

3 Объект, субъект и предмет специальной педагогики Объект – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Субъект – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет – теория и практика специального образования. Изучение особенностей развития и образования человека с ОВЗ, особенности его становления и социализации как личности, поиск наилучших путей, средств, условий, обеспечивающих коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию дефекта, социальную адаптацию и интеграцию в общество

4 Цель и задачи специальной педагогики Цель – достижение развивающейся личностью максимально возможной самостоятельности и независимости жизни как высокого качества социализации и самореализации. К целям относят коррекцию недостатка, его компенсация педагогическими средствами, абилитация и реабилитация социальная и личностная. Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач.

5 Дефектология как интегративная научная область Специальная (коррекционная) психология Специальная (коррекционная) педагогика Клиника отклоняющегося развития Специальные технические средства

6 Специальная (коррекционная) педагогика ОлигофренопедагогикаТифлопедагогика Педагогика детей с задержкой психического развития Педагогика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Сурдопедагогика

7 Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) С нарушениями зрения (слепые и слабовидящие); С тяжелыми нарушениями речи; со сложными недостатками развития С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП): С Умственной отсталостью С задержкой психического развития (ЗПР) С выраженными расстройствами эмоционально- волевой сферы (ранний детский аутизм и т.п.);

8 логопедические пунктов инклюзивное образование интегрированные формы обучения дошкольные образовательны е. учреждения (компенсирующе го вида) Школы (I – VIII видов) классы коррекции в общеобразовательных (массовых) школах психолого-медико- социальные центры Система организации специального образования

9 Общие недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья : ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире к началу школьного обучения; недостатки в развитии моторики; низкая по сравнению с нормально развивающимися детьми познавательная активность; недостатки в развитии речи, проявляющиеся по разному при разных недостатки в развитии речи, замедленное восприятие; недостатки в развитии личности, характеризующиеся повышенной зависимостью от окружающих, неадекватной оценкой окружающих и самооценкой, эгоистическими тенденциями, недостатками в регуляции и саморегуляции поведения, чувством неполноценности.

10 Специфические недостатки развития детей с ОВЗ разных категорий непосредственно связаны с первичными отклонениями в развитии

11 Законодательная база Законодательством Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (из рекомендательного письма руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ от 18 апреля 2008г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»)

12 Основополагающие международные документы в области специального образования Декларация прав ребенка (1959) Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) Декларации ООН о правах инвалидов Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1979) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Всемирная декларация об образовании для всех (1990, Джомтьен) Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993) Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)

13 Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования закреплены: Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральными законами от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ; от 24 июня 1999 г.«О социальной защите инвалидов Российской Федерации», и др.документов

14 Организационно-правовые аспекты Для реализации законодательных актов субъектам Российской Федерации рекомендуется принять «исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающего решение вопросов организации представления образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отнесенных к их компетенциям».

15 Конвенция ООН о правах инвалидов Повышенное внимание к специальному образованию на государственном уровне в настоящее время вызвано подписанием Российской Федерацией «Конвенции ООН о правах инвалидов» (2008), которое еще должно быть ратифицировано.

16 Педагогические условия образования детей: не имеющих нарушения развития с ограниченными возможностями здоровья

17 Общность цели, стоящей перед общеобразовательной и специальной (коррекционной) школой: необходимость обеспечения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с общепринятыми нормами поведения, подготовка к труду и самостоятельной жизни в обществе одних или достаточной жизнеобеспеченности других, в соответствии и с их возможностями и потребностями.

18 В общеобразовательной школе эти задачи решаются в согласовании с общественными запросами, способностями, интересами, творческим потенциалом детей.

19 Индивидуализированные условия для детей с ОВЗ научно обоснованные, экспериментально проверенные образовательные программы корректировка содержания учебных предметов, специфические методы и приемы обучения, технические средства среда жизнедеятельности специально подготовленные педагоги, медицинские, социальные и иные услуги.

20 Современная дефектология как часть общей педагогики опирается на исследования великих ученых : врачей-психиатров, неврологов, генетиков, психологов нейропсихологов Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский

21 Истоки решения специфических задач специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья лежат в исследованиях: врачей-психиатров, неврологов, генетиков, психологов, нейропсихологов П.К.Анохин, В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, В.П.Кащенко, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др

22 Труды ученых, являющиеся основополагающей базой для решения специфических задач, стоящих перед специальными (коррекционными) образовательными учреждениями Д.И.Азбукин Т.А.Власова Л.С.Выготский А.Н.Граборов Л.В.Занкова Р.М.Боскис, И.И. Данюшевский Г.М.Дульнев А.И.Дьячков Х.С.Замский И.Земцова А.Г.Зикеев К.Г.Коровин Р.Е.Левина В.И.Лубовский С.С.Ляпидевский Н.Г.Морозова В.Г.Петрова Б.И.Пинский Ф.Ф.Рау И.М.Соловьев Т.В.Розанова Ж.И.Шиф и др

23 Общепедагогические принципы принцип развития, детерминированности явлений принцип единства общего, особенного и единичного

24 Специальные (дефектологические) принципы принцип коррекционной направленности обучения, воспитания, трудовой подготовки детей с физическими и (или) интеллектуальными нарушениями развития принцип ориентированности на диагностическое выявление и практическое использование потенциальных возможностей детей, их «зоны ближайшего развития», принцип возможно более ранней коррекции (исправления или сглаживания) дефектной функции, принцип интеграции, сущность которого состоит в обеспечении детям и подросткам уровня общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для успешной их адаптации в обществе, возможности самостоятельной жизни и деятельности, принцип дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании

25 Системный интегративно — дифференцированный процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Закон об образовании Коррекционные курсы Коррекционные курсы Практико- ориентированное сопровождение Практико- ориентированное сопровождение Коррекционное сопровождение Коррекционное сопровождение Обеспечение коррекционного развития Обеспечение коррекционного развития Обеспечение трудовой подготовки Обеспечение трудовой подготовки Обеспечение общего образования Обеспечение общего образования Базисный учебный план Дифференцированные индивидуальные и групповые(корр) занятия Дифференцированные индивидуальные и групповые(корр) занятия Социальная адаптация и реабилитация, подготовка к самостоятельной жизни Формирование знаний, умений и навыков, коррекция общего и речевого развития, трудовое обучение Формирование знаний, умений и навыков, коррекция общего и речевого развития, трудовое обучение Эффективная коррекционно-развивающая система обучения общеобразовательным предметам на основе дифференцированного подхода Эффективная коррекционно-развивающая система обучения общеобразовательным предметам на основе дифференцированного подхода

Читайте также:  Презентация для всероссийского урока здоровья будь здоров

26 Проблемные вопросы Неравномерное распределение по территориям довольно разветвленной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений; Недостаточное количество специальных (коррекционных) учреждений по некоторым категориям детей с ограниченными возможностями здоровья; Стихийный характер интегративных процессов («псевдоинтеграция»); Неадекватность возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья созданных условий в учреждениях общего типа; Недостаточное разграничение понятий дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья; Проблема подготовки дефектологических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в разных условиях.

27 Решение кадровой проблемы Решение кадровой проблемы как одно из условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, для чего необходимо (из рекомендательного письма Министерства образования и науки РФ) обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием; образовательных учреждений; психолого-медико-педагогических комиссий; иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории

28 Задачи стоящие перед системой повышения квалификации Дать знания специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья о: клинике отклоняющего развития; психологических особенностях той или оной категории детей с ограниченными возможностями здоровья; специальной дидактике и теории воспитания; вопросах дифференциальной диагностики; логопедической коррекции детей дошкольного и школьного возраста; методических вопросах обучения общеобразовательным учебным предметам и трудовой подготовке.

Источник

Презентация по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ (особые образовательные потребности и специальные образовательные условия) Составитель: Афанасьева Т.Г., заместитель директора по УВР ГБОУ НСО «КШИ»

Особые образовательные потребности — это потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения: технические средства обучения, особое содержание, методы, медицинские, социальные и иные услуги, связанных и необходимых для успешного обучения; — это потребности в условиях, необходимых для реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками в развитии в процессе обучения.

— начать специальное обучение ребенка сразу после выявления первичного нарушения развития; — ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; — использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; — индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; — обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; — максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательной организации; — психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком. Общие подходы к обучению детей с ОВЗ

Принципы обучения детей с ОВЗ Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Мотивирование ребенка к учебному процессу. Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Единство совместной деятельности. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

нарушение зрения восприятие пространства эмоционально-волевая сфера адаптация коммуникация поведение Особенности формирования поведения нарушение слуха восприятие речи коммуникация эмоционально-волевая сфера поведение

Особенности формирования умений (приобретение условных рефлексов)

Поведение вторично (третично, …) Чем более непостоянные обстоятельства, тем хуже поведение ребёнка. Важна последовательность требований взрослых. Образец поведения близких людей самый запоминающийся (отражение – функция врождённая). Спокойствие и доброжелательность окружающих. Речевое восприятие (частица НЕ, громкий голос, понятия). Обязателен визуальный контакт. Степень мобилизации педагога и обучающегося на занятии. «Пристройка». Эмоциональный «вес». Условия эффективного взаимодействия

игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ

Стимулирующая помощь (если не включается в работу, при организации деятельности, концентрации внимания). Направляющая помощь (при выборе средств и способов деятельности, определение 1-го шага и последующих действий). Обучающая помощь (если другие виды помощи оказываются недостаточными, демонстрация образца). Обязательное оказание помощи (дозированной!)

затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью; восприятие речи имеет искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз; отклонения в речевом развитии; бедный словарь; трудности коммуникации; кратковременная память; задержка в формировании наглядно- образного мышления; низкая познавательная активность; низкий уровень предметной деятельности; нарушения поведения Особенности детей с нарушениями слуха

После подключения системы КИ ребенок не способен сразу и сам реализовать новые слуховые возможности. Операция не гарантирует перехода ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи. Необходима система работы сурдопедагога с детьми после КИ и их семьями на запускающем этапе реабилитации. Важно знать о детях после КИ

увеличение сроков освоения АООП; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка; специальная помощь в преодолении ситуативности, фрагментарности, однозначности понимания происходящего с самим ребенком и вокруг него; непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности; специальная помощь в осознании своих возможностей и ограничений, умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей, и для корректного отстаивания своих прав; специальная работа по развитию возможностей восприятия звучащего мира, неречевых и речевых звучаний, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта; освоения умения использовать речь (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение и т.д.); обстановка эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего; применение в качестве вспомогательных средств жестовой речи и дактилологии; специальная работа по расширению социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками; специальная профориентационная работа Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха

Полисенсорный характер восприятия обучающимися материала. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе. Постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи. Учёт своеобразия наглядного и понятийного мышления обучающихся. Формирование понятийного аппарата. Графическая (в том числе письменная) фиксация предлагаемого к усвоению материала. Наглядные средства (они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание). Наглядно-действенные средства и приемы, способствующие формированию представлений и понятий (преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима). Специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха

Читайте также:  Как надо пить вино для здоровья

Обязательны коррекционные индивидуальные занятия, на которых проводится работа над произношением и развитием слухового восприятия. Речь учителя должна быть предельно отчетливой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. Необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровую окраску, ритм, темп). Использование внеречевых компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции. Необходима специальная профориентационная работа. Специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха

тяжелая ориентация в пространстве, замедленное восприятие; малоподвижный образ жизни, нарушена точность движений, их интенсивность; сужение сферы познавательной деятельности, активного общения, подражания; затруднено познание окружающего мира; медленное запоминание информации, сильное утомление; обедненность эмоций; снижение потребностей, мотивационной сферы, активности Особенности детей с нарушениями зрения

увеличение сроков освоения АООП; развитие функциональных возможностей сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развитие восприятия с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать; предупреждение боязни знакомства с живыми и неживыми предметами формирование реальных представлений, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения; специальная психологическая подготовка к поведению в экстремальных ситуациях; специальная профориентационная работа Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения

Повышенное до 1500 люкс освещение. Дозирование зрительных нагрузок. Возможность наклона крышки парты, учебники с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой Развитие словарного запаса — увеличение числа используемых и понимаемых слов и смысловое развитие словаря. Использование наглядных пособий большого размера с высоким контрастом и четким изображением. Умеренная количественная наглядность со специальной дифференциацией применительно к программному материалу и возможностям ребенка. При первом ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира педагогу следует учить детей очень подробно рассматривать предъявленные объекты, исследовать их. Специальные образовательные условия для детей с нарушениями зрения

Особенности детей с нарушениями речи бедный словарь, в первую очередь бедность лексики, связанной с обозначением признаков и свойств предметов и действий; неуверенное или ошибочное использование требуемых грамматических форм, прежде всего падежных и глагольных; для устной и письменной речи характерно неточное употребление слов и словоформ, отсутствие или незначительное количество определений, т. е. таких синтаксических образований, которые облегчают понимание основной мысли текста и его общего содержания; подмены одного понятия другим; неправильное использование многозначных слов; ошибки в согласовании и управлении, нарушения структуры предложения.

ранняя логопедическая помощь; непрерывность коррекционно-развивающего процесса; получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи

обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы; развитие понимания обращенной к детям устной речи; формирование активной устной речи обучающихся; обучение произношению (логопедические гимнастики); обучение письменной речи; формирование словарного запаса; формирование грамматического строя речи; развитие ритма (логопедическая ритмика, хореография). Специальные образовательные условия для детей с нарушениями речи

недостаточные познавательные способности, специфические расстройства психологического развития (школьных навыков, речи и др.); замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности; нарушения в организации деятельности и/или поведения, трудности произвольной саморегуляции, затруднение усвоение школьных норм и школьной адаптации в целом; нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и эмоциональной сферы; неспособность дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости Особенности детей с задержкой психического развития

увеличение сроков освоения АООП; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; «пошаговое» предъявление материала; наглядно-действенный характер содержания образования; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; формирование навыков социально одобряемого поведения Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития

использование наглядно-практической опоры и предельно развернутой инструкции, игровой ситуации; медленный темп обучения; специальная организация и направление внимания детей, задания с интересным содержанием, занимательными вопросами; большое количество проб, необходимых для освоения способа деятельности и вхождения в ситуацию; дробление заданий на короткие отрезки и предъявление их поэтапно; опора на жизненный опыт ребёнка; прерывание (переключение) деятельности после наступления утомления. Специальные образовательные условия для детей с задержкой психического развития

Дети с НОДА представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно–двигательного аппарата; нарушения мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия, координации, мелкой моторики; как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями и задержкой формирования отдельных психических функций; трудности в развитии восприятия и формировании пространственных и временных представлений; 40-50% детей имеют задержку психического развития, около 10% детей – умственную отсталость разной степени выраженности Особенности детей с НОДА

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы ОО Особые образовательные потребности детей с НОДА

специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.); ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; специальная мебель; специальные приборы для обучения (ручки и др.); логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога; обязательно проводятся занятия ЛФК и АФК (групповые и индивидуальные); особое внимание уделяется предметно-практической деятельности; необходима социализация обучающихся Специальные образовательные условия для детей с НОДА

Читайте также:  Что может навредить здоровью детей

Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений: преимущественно двигательных; преимущественно речевых; сочетания двигательных и речевых нарушений; недостатков общего психического развития. Специальные образовательные условия для детей с НОДА

отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой; трудности, связанные с социальным взаимодействием, отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, нарушения воображения и символической игры; неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия; неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности; редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения; отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми; стереотипные виды поведения, полевое поведение; длительная неспособность овладеть навыками самообслуживания и длительная задержка формирования самосознания, склонность говорить о себе в третьем лице; негативизм, агрессия или самоагрессия Особенности детей с РАС

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; период индивидуальной подготовки к школьному обучению; индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей; установление и развитие эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозирование введения в его жизнь новизны; специальная отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации; особенно четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность ребенка; введение специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработка средств коммуникации социально-бытовых навыков; индивидуализация программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей; оценка достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; отлаживающее взаимодействие семьи и ОО; индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за пределы ОО Особые образовательные потребности детей с РАС

постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации; выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта образовательного маршрута; психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего режима, эмоционального климата жизни; непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира; свободная мягкая эмоциональность занятий; организация целенаправленного поведения аутичного ребенка; однородность состава учеников; сохранение постоянства в окружающем; эмоционально-смысловой комментарий (эпизодическое комментирование), который должен быть обязательно привязан к опыту ребенка; рисование предметных картинок с подписями Специальные образовательные условия для детей с РАС

замедленность, наличие отклонений от нормального развития; слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижность нервных процессов, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем; слабая подвижность и переключаемость психических процессов, нарушено произвольное внимание; недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности; неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде; трудности установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия; в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление (слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта); слабая регулирующая роль мышления: начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия; лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; недостатки в развитии речевой деятельности Особенности детей с умственной отсталостью

раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Особые образовательные потребности детей с УО

максимально упростить способы выражения своих мыслей; активная предметно-практическая деятельность; обязательна увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы; разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего; дети остро нуждаются в знаках одобрения, лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы, а также награда в виде любимой сладости; использовать многократное повторение; использовать небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрывается четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту; формировать опыт общественных отношений, умений и привычек соци­ально-нормативного поведения; создавать простые игровые ситуации Специальные образовательные условия для детей с УО

Специальные образовательные условия для детей с УО 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: — развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; — развитие навыков каллиграфии; — развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: — развитие зрительного восприятия и узнавания; — развитие зрительной памяти и внимания; — формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); — развитие пространственных представлений ориентации; — развитие представлений о времени; — развитие слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Основные направления коррекционной работы 3. Развитие основных мыслительных операций: — навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); — умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; — умения планировать деятельность. 4. Развитие различных видов мышления: — развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Источник

Adblock
detector