Меню

Система сохранения психологического здоровья субъектов образования это

Сохранение психологического здоровья субъектов образовательного процесса в условиях модернизации системы образования на примере МКОУ «ЦППРиК»

Сохранение психологического здоровья субъектов образовательного процесса в условиях модернизации системы образования на примере МКОУ «ЦППРиК»

Фокина Татьяна Викторовна, педагог-психолог

Психологическое здоровье человека – это условие его жизненной успешности и гарантия благополучия в жизни.

Проблема сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса перед психологической службой специального учреждения, каким является МКОУ «ЦППРиК», встаёт особенно остро сейчас в условиях модернизации всей системы российского образования.

Любые нововведения – какими бы нужными и полезными они нам не казались, всегда, приводят к тому, что меняется (как позитивно, так и негативно) психологическое здоровье всех участников образовательного процесса, снижается их уверенность в собственных силах, усложняется характер взаимоотношений между педагогами и учениками, между детьми и родителями. Эти процессы иногда принимают форму открытых протестных реакций, которые называют инновационными барьерами, или же они протекают скрытно, оказывая своё разрушительное воздействие не так быстро, но, тем не менее, оставаясь психологическими рисками. Подобные факторы способны серьёзно нарушить психологическое здоровье всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, администрации. Поэтому, в этой ситуации психологу важно уметь прогнозировать инновационные риски, по возможности их уменьшать, предлагать администрации своего учреждения наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений, и, конечно, помогать людям справиться с теми изменениями, которые могут их разочаровать или травмировать.

В принципе, образование может осуществлять свои инновации и без психологов, что, несомненно, даже удобнее: нет психолога – и нет проблем, которые он периодически «создаёт» по роду своей службы администрации и учителям. Но кто даст гарантии, что всё новое пройдёт гладко и чётко, как запланировано? Никто. И потом, любую проблему легче предотвратить, чем разрешить, а, если уж и разрешать, то решать её надо всем вместе сообща.

И здесь самое время рассказать о том, каким же образом психологическая служба нашего учреждения поддерживает психологическое здоровье своих самых главных субъектов – детей? Одним из основных условий сохранения и укрепления психологического здоровья ребёнка является его психологическая безопасность, которую ему должна гарантировать школа при непосредственном участии психолога. В нашем случае психологическое обеспечение образовательного процесса подразумевает создание атмосферы наибольшего комфорта для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возраста, ведь доброго, отзывчивого человека можно воспитать только в условиях душевного тепла и благоприятного социально-психологического климата.

В своё время В. А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Ребёнок, его личность является центральной фигурой процесса обучения и воспитания, поэтому, в нашем Центре создаются оптимальные условия для разностороннего развития каждого воспитанника, сохранения и укрепления его здоровья (соматического и психологического), формирования у него универсальных способностей. Особое внимание при этом уделяется организации развивающей предметной среды, т. е. системе определённых условий, обеспечивающей широту развития всех видов детской деятельности (игр, элементарного труда, конструирования, рисования и др.).

Психологическое воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке предполагает положительное личностное отношение педагога к такому ребёнку. Специалист системы специального образования должен обладать рядом качеств, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями: ответственность, уверенность в себе, уважение к людям, оптимизм. Он должен трезво оценивать свои силы, чтобы не подорвать собственное психологическое здоровье. И, несомненно, самое главное качество для него – это желание и умение контактировать с детьми, имеющими проблемы в развитии. Показателями, говорящими о личностной и психологической готовности специалиста-психолога в профессиональной деятельности являются его умение своевременно ощутить необходимость воздействия, а также стойкая эмпатийная направленность.

Читайте также:  Польза колбасы для здоровья

Работа психолога проводится по итогам психодиагностических минимумов, выявляющих и изучающих психические особенности ребёнка: его познавательной деятельности, регуляторной сферы, учебной деятельности. Основное содержание психологической работы с детьми составляют игры, упражнения и приёмы, направленные на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и на формирование социальных навыков. Важное место в этой работе отводится всем формам ручной деятельности (пальчиковая гимнастика, игры с различными видами конструктора, счётными палочками, пазлами, мозаикой и т. д.). Активно используем сказкотерапию. Интересное содержание занятий, индивидуальный подход к каждому ребёнку, использование различных игр, отсутствие боязни получить плохую оценку, создают на уроках психологического развития особый позитивный настрой (раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания). Для достижения развивающего эффекта многие элементы приходится включать в занятия неоднократно и периодически повторять, вводя усложнения в уже знакомые.

Планируя свои занятия, педагоги обязательно учитывают рекомендации психолога. Например, на уроке необходимо создавать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения уверенности в своих силах. Нужно постоянно поощрять и поддерживать правильные ответы учащихся. И ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя допускать у детей переутомления. Кроме этого педагог должен принимать во внимание и возрастные особенности, и особенности поведения каждого ребёнка. В детской психологии, особенно в психологии специального образования, очень важно акцентировать внимание на том, что может выполнить ребёнок в настоящее время, а также прогнозировать то, чего он в состоянии достичь.

В целом, вся работа психолога и др. специалистов опирается на функции, которые остаются в той или иной мере сохранными при данном поражении ЦНС. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность в работе специалистов: учителя, психолога, логопеда, социального педагога, врача.

Наши специалисты помогают не только ребёнку, но и его родителям. Как показали данные анкетирования и бесед, родители крайне редко обращаются за помощью к таким специалистам как психолог, логопед из-за боязни, что кто-то об этом узнает, другие ленятся, а третьи уверены, что со временем всё восстановится само собой.

В процессе просветительской работы с родителями (лектории, стендовая информация) мы даём рекомендации, как заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал к ним интерес. Мы имеем возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы педагогов и администрации Центра.

Родители, педагоги всегда могут обратиться к психологу по вопросам развития и воспитания детей и получить индивидуальные консультации, которые помогут им лучше понять и узнать особенности детской психологии, построить с детьми доверительные отношения.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе специально разработанной программы интеграции этих детей в среду здоровых сверстников «Дети для детей», обеспечивающей возможность освоения детьми доступных им знаний, умений и навыков, отношений и привычек, необходимых для всестороннего развития.

Надо всегда помнить о том, что дети с ограниченными возможностями имеют большие потенциальные возможности развития, и чем раньше начинается комплексная коррекционная работа, тем более полной оказывается компенсация и коррекция в развитии этих детей, тем больше шансов улучшить их здоровье.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что сохранение психологического и соматического здоровья – одно из важных условий успешного образовательного процесса, залог качества образования. Утверждение здоровья как основополагающей педагогической категории реально только тогда, когда и родители, и общественность, и средства массовой информации, и, несомненно, академическая наука, – все станут ожидать от школы того, для чего она создана по своей сути: помогать ребёнку развивать все свои природные потенциалы, способствовать освоению того культурного опыта, который позволит в дальнейшем быть более здоровым, более уверенным и счастливым человеком.

Читайте также:  Комнатные цветы приносящие здоровья счастья

Используемая литература

Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.,1985.

Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.,1999.

Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2006.

Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.

Источник

Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области

В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.

Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.&raquo.

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА&raquo.

Источник

Adblock
detector