Интерактивные формы работы с родителями по формированию ЗОЖ
Баташова Елена Викторовна
Интерактивные формы работы с родителями по формированию ЗОЖ
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «Двигательный дефицит»:дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера и телевизора.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.
Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые лавным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. В том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562, Законе «Об образовании» федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», где родители являются первыми педагогами своих детей. Но взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с оной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Новая форма взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволят воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
В нашем дошкольном учреждении работапо физическому воспитанию ведется в следующий направлениях:
1. Дни открытых дверей. Родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятии, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ, познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания и тд.
2. Совместные праздники и развлечения (дни здоровья, «Мама- папа –Я- спортивная семья). Эта форма работы пользуется популярностью в детских садах. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгаю, соревнуются, полезна всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
3. Циклы лекций для родителей по вопросам здоровья.
4. Родительские собрания (семейный отдых)
5. Консультации по темам.
6. Физкультурные занятия совместно с родителями.
7. Наглядная агитация (папки-передвижки, тематические выставки «О здоровье всерьёз», фоторепортажи «Семейный отдых»).
8. Индивидуальные беседы.
9. Анкетирование «Что такое здоровье».
10. Игротека «На зарядку становись»
11. Проектная деятельность.
12. Консультации («Валеология-основа ЗОЖ).
В результате РАБОТЫпо данным направлениям удается:
• Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;
• обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;
• Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;
• Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
• Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
• Создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
• Валеологическое просвещение родителей в создании экологической психологической среды в семье
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основа физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить семью покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире,человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов и любых высот. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Источник
Модель системы работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни
статья по теме
В данной статье представлен опыт работы коллектива дошкольного учреждения по созданию и реализации системы работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sistemy_raboty_s_roditelyami.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель системы работы с родителями
по формированию навыков здорового образа жизни
МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица»
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
1. Принципы совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка
1. Основным принципом совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка для педагогического коллектива является принцип здоровьесбережения — основополагающий принцип деятельности ДОУ, который предполагает использование особых здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по формированию навыков здорового образа жизни с педагогами, специалистами детьми и родителями.
2. Принцип единства целей и задач. Цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть понятны и едины для воспитателей, специалистов, медиков и родителей.
- Принцип системности и последовательности работы. В течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду в работе с родителями необходима системная и четкая последовательность (этапность) в ее организации.
- Принцип индивидуального подхода. К каждому ребенку и к каждой семье на основе учета интересов и способностей должен осуществляться индивидуальный подход как высшая степень дифференциации.
5. Принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
2. Основные задачи ДОУ в системе работы с родителями
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» определил следующие задачи работы с родителями:
- Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
- Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
- Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
- Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
- Включение родителей в образовательный процесс.
3.Направления работы по реализации задач
С целью реализации данного направления работы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится просветительская работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В холлах и приемных детского сада оформлены информационные стенды «Ребенок без проблем», «Здоровье ребенка в наших руках», «Здоровье начинается с детства», «День за днем мы растем!» тематические папки- передвижки. Большой популярностью среди родителей наших воспитанников пользуется Книга «Кладовая здоровья», в которой каждый из них может поделиться семейным опытом по оздоровлению детей.
В раках работы «Академии здоровья» специалисты дошкольного учреждения регулярно проводят консультации по наиболее актуальным вопросам здоровьесбережения.
Большую помощь оказывают родителям специалисты и медицинские работники в системе консультативной работы, особенно в период адаптации детей к условиям детского сада и при наличии у некоторых из них каких-либо проблем с физическим, психическим, интеллектуальным или социальным здоровьем.
Особое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется поддержке каждой семья в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период оформления в дошкольное учреждение родители с ребенком могут прийти в группу, познакомится с педагогами, с помещениями детского сада, посетить «Игротеку». В адаптационные период педагогом – психологом проводятся совместные игровые занятия с детьми и родителями «С мамой в детский сад», индивидуальные игровые сеансы.
В помощь родителям, специалистами разработаны печатные консультации и памятки по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
С целью формирования у детей и родителей мотивации к сохранению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни в ДОУ проводятся консультации специалистами и медицинскими работниками. На протяжении нескольких лет работает «Школа психологического здоровья» для родителей и педагогов детского сада.
Включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, демонстрации личностных достижений воспитанников, опыта семейного воспитания и др
Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности
взаимодействия с родителями Современные родители, на наш взгляд, более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения начал эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. В ходе изучения потребностей семей им был предложен ряд анкет: по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
4.Формы работы с родителями.
Педагоги ДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе их дифференцирования в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры через информационные стенды и газеты для родителей, где есть специальные карманы — «Спрашиваете — отвечаем». Информирование родителей о состоянии и перспективах работы отдельных групп и ДОУ в целом осуществляется на общих и групповых родительских собраниях и групповых консультациях.
На всех мероприятиях проводятся: анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, обмен мнениями с целью обеспечения обратной связи, диагностики и мониторинга.
Для реализации поставленных задач педагоги МБДОУ используют интерактивные формы работы с родителями:
- родительские собрания в нетрадиционных формах (Мультимедийные презентации «Дети — зеркало семьи», «Я хочу здоровым быть!», «Детский сад – территория здоровья»; «За здоровьем- в детский сад!», «Игротека для взрослых и детей»: «День рождения группы»; индивидуальные игровые сеансы, семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей,
- дни здоровья (каждая среда)
- спортивные соревнования; участие в корпаративновном лыжном марафоне «Лыжня Норильского Никеля»;
- конкурс «Дорога в завтра»;
- праздники здоровья;
- выставки детских работ;
- спортивные и другие праздники («Папа, мама, я — спортивная семья» и др.);
- «круглые столы»;
- клубы «Здоровячок», «За здоровый образ жизни», «Азбука здоровья», «Радуга здоровья» и др.
- выпуск журналов «В гостях у Здоровячка», «В здоровом теле — здоровый дух», «Наш друг Светофорик» и др.
- выпуск газет «Советы Неболейки», «Зеленые помощники здоровья», «Советы Полярной ночи».
- семейные фотовыставки «Мама, папа, я — спортивная семья»; «Наш домашний стадион»
- выпуски «Книги «Кладовая здоровья» для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
- родительская Академия «Здоровье», «Дети — зеркало родителей», «Школа психологического здоровья»;
- ведение «Паспортов здоровья» и др.
5. Создание детско-родительских объединений
Важным моментом деятельности детского сада явилось создание детско-родительских объединений, которые способствуют сближению детей и взрослых на основе общего интереса к ведению здорового образа жизни и приобщению «домашних» детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Это активные формы работы с родителями, дети которых не посещают детский сад: детско- родительский клуб «Светличка» ,«Домашняя игротека»; «Домашняя школа здоровья», «Горячая линия здоровья»;
Большую популярность среди родителей имеют семейные гостиные «В горнице», в рамках работы родительских клубов, где в психологически комфортной атмосфере за чашкой чая родители, чьи дети посещаю детский сад, делятся волнующими их проблемами, обсуждают вопросы воспитания и развития детей. Это служит установлению доверительных отношений в среде родителей, сближает их.
Формы работы детско-родительских объединений.
1.«Диалоги о здоровье» позволяют организовать заинтересованное общение взрослых и детей со специалистами детского сада. Участники встреч имеют возможность не только обсуждать интересующие проблемы, но и делиться собственным опытом.
2. «Школа психологического здоровья» помогает родителям осознать важность сохранения психологического здоровья детей, психоэмоциональной оздоровительной профилактики.
3. «Игротека для взрослым и детей»». С ее помощью специалисты и воспитатели детского сада знакомят родителей с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка. С родителями проводятся практические занятия, тренинги, игровые занятия со взрослыми и детьми, индивидуальные игровые сеансы в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
4. «Светличка»- детско — родительский клуб для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение. Занятия в клубе проводят специалисты дошкольного учреждения.
Цель: адаптация детей к дошкольному учреждению, развитие коммуникативных и игровых навыков, оказание консультационной помощи родителям.
Анализ практики работы показал, что детско-родительские объединения помогают взрослым и детям раскрепоститься, учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, положительно влияют на эмоциональный климат в семьях воспитанников.
Разработанная педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» система социально-оздоровительной работы позволяет эффективно использовать возможности семьи и сделать родителей партнерами в решении задач по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Педагог- психолог МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» Стаценко М.Л.
Источник