Из опыта работы социального педагога по формированию и пропаганде ЗОЖ
статья
Формирование ЗОЖ – процесс формирования у учащихся осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма, развития отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ не должно сводиться к «анти», т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм гармоничной жизни каждого человека.
В данной статье описаны формы и методы работы, используемые в работе социального педагога МБОУ «СОШ № 16» г. Владимира по пропаганде ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы социального педагога | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы социального педагога по формированию и пропаганде ЗОЖ.
Шмакова С.В., социальный педагог
Формирование ЗОЖ – процесс формирования у учащихся осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма, развития отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ не должно сводиться к «анти», т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм гармоничной жизни каждого человека.
Средствами формирования ЗОЖ являются методы убеждения и организации деятельности детей, организация внеклассной разнообразной деятельности детей, в т. ч. и досуговой, общение подростков и личное влияние, пример.
В работе социального педагога МБОУ «СОШ № 16» по пропаганде ЗОЖ активно используются разные формы и методы работы, мероприятия по профилактике всех видов химической зависимости.
Первичная профилактика сопоставима с всеобщей вакцинацией – необходимо помочь сформировать привычку к здоровому образу жизни еще в раннем и подростковом возрасте. Актуальные и эффективные методы профилактики – это профилактические акции, видеофильмы, беседы – дискуссии, социальные проекты, творческие конкурсы.
В течение ряда лет в школе проходит Неделя профилактики правонарушений несовершеннолетних. В рамках этой работы в этом году были проведены следующие мероприятия: — акция «Мы за ЗОЖ!» ( для учащихся всей школы);
— конкурс рисунков «Спорт – это мир!» (1-4 класс);
— спортивный конкурс «Веселые старты» (1-4 класс);
— комплексные спортивные мероприятия (5-11 класс);
— конкурс рисунков и поделок «Мы за ЗОЖ!» (5-6 класс);
— конкурс сочинений (для желающих уч-ся 5-6 класса);
— конкурс плакатов о ЗОЖ (7-8 класс);
— конкурс презентаций (социальных проектов) о ЗОЖ (9-10 класс);
— классные часы: «Быть здоровым – здорово!» (1-11 класс);
— круглый стол с приглашением специалистов ювенального права (10-11кл);
-интеллектуально-правовой конкурс (игра «Что? Где? Когда?» с 5-11 класс).
Главное беспокойство социального педагога вызывают дети с нарушением поведения, те, кому трудно дается социализация, опекаемые дети, дети-инвалиды. Поэтому этих учащихся мы просим принимать участие в Неделе профилактики обязательно и, надо отметить, идут на это ребята очень охотно. Социальный педагог старается привлекать «трудных подростков» к подготовке мероприятий, доверяет им ответственные участки работы. Таким образом, подростки «группы риска» целенаправленно вовлекаются в деятельность по пропаганде ЗОЖ.
Хотелось бы подчеркнуть большое значение использование творческих заданий. Творческие задания помогают усвоить определенные социальные нормы, заставляют задуматься и самостоятельно искать решение проблем. Определенное место в профилактической работе занимают мотивационные акции. Здесь также предполагается использование различных творческих работ – плакатов, рисунков, сочинений, видеосюжетов, социальных проектов.
Социальное проектирование – это система навыков, которые дают возможность «трудным» подросткам легче адаптироваться в социуме, оценивать собственные действия и предполагают толерантное отношение к другим людям. Социальное проектирование ориентирует учащихся, в том числе и детей группы «риска» на понимание ими социальных проблем, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребностей в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Выполненные проекты и все другие виды творческих работ всегда оцениваются и награждаются.
Таким образом, важен опыт участия детей и подростков в социальных проектах, акциях, других проводимых мероприятиях.
Работа с семьей.
В начале каждого учебного года осуществляется диагностика личности и среды. Цель – раннее выявление неблагополучных семей по реализации комплекса мер для оказания социальной помощи нуждающимся подросткам и семьям.
Работа социального педагога с родителями по рассматриваемому направлению направлена на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, пропаганду традиций ЗОЖ.
В школе проходит родительский всеобуч, на котором предлагаются темы: «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний», «Что нужно знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления», «Роль личного примера и авторитета родителей в воспитании традиций ЗОЖ». Социальным педагогом проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей по проблеме ЗОЖ, выпускаются информационные листы: « 9 аксиом здоровья», «Конфликты отцов и детей», «Уют и комфорт в вашем доме» и другие.
Работа с педагогическим коллективом.
В помощь педагогическому коллективу выпускаются информационные листы, проводятся консультации, круглые столы («Проблемы зависимости от наркотиков»), происходит систематический обмен информацией о «трудных» подростках. В выступлениях социального педагога на планерках, педагогических советах, МО классных руководителей даются рекомендации по проведению классных часов, направленных на пропаганду ЗОЖ.
Итак, опыт работы по формированию и пропаганде ЗОЖ, в том числе опыт проведения Недели профилактики показывает, что воплощение указанных мероприятий по пропаганде ЗОЖ приносит ощутимые плоды:
- рост негативного отношения к употреблению ПАВ;
- увеличение занятости учащихся в секциях и кружках;
- значительное снижение количества правонарушений;
- снижение количества учащихся, состоящих на учете в ОДН ОП.
Источник
Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
материал на тему
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_profilaktike.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
Цель: Приоритет позитивной профилактики основанной на формировании ЗОЖ и развитии внутренних ресурсов ребёнка.
Ведущей деятельностью в период младшего школьного возраста является — игра. Через игру идёт формирование культуры здоровья. Проводятся уроки здоровья.
« Главный лепесток цветика- семицветика»
« Как чёрные братья решили завоевать мир»( о злых чародеях Алкоголе и Никотине».
Конкурсы рисунков « Здоровье- это здорово»
« Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья».
Действует программа профилактических занятий для детей младшего школьного возраста « Если хочешь быть здоров»
Учебно- тематический план для учащихся младшего школьного возраста.
Привычки и здоровье.
Мои эмоции. Как справиться с гневом.
Я и мои друзья. Как поддерживать дружбу.
Мы и наши близкие . Взаимодействие с другими взрослыми.
Навык аккуратного обращения с лекарствами.
Курение –это зло.
Что такое алкоголь.
Привычка сохранять здоровье.
Особенности профилактической работы в подростковом возрасте.
Идёт активный поиск своего «Я». Желание быть как все продиктовано для этого возраста страхом одиночества, отсутствием друзей.
Эффективным средством освоения подростками навыков безконфликтного общения и формирования поведения, которое позволит подросткам ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, « здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления является тренинг.
— Тренинг профилактики правонарушений
-Ценность моей и твоей личности
-Умение говорить нет!
При организации педагогической профилактики анкетирование выполняет ряд важных функций:
-полученные данные позволяют выявить направление профилактики
-служат показателем эффективности работы педагогов.
Для этого на начало учебного года и конец проводится
-Анкетирование « О здоровом образе жизни».
Создана программа « Помогая другим помогаю себе». Целью которой является создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям.
Среди причин явного неблагополучия со здоровьем обучающихся немаловажным фактором является и отсутствие необходимых знаний у детей по организации здорового образа жизни, так как большинство воспитанников из неблагополучных семей, в которых детям не прививаются элементарные навыки ведения здорового образа жизни.
Поэтому, работая в рамках программы «Социальный педагог», я большое внимание уделяю вопросу «Внедрения и распространения здорового образа жизни».
Основная цель моей работы:
«Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью».
Для достижения цели выделила ряд первоочередных задач:
— сформировать у детей и подростков внутреннюю потребность положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
— проведение пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
— разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
— сформировать потребность в применении полученных знаний и умений на практике через привлечение обучающихся к участию в проводимых мероприятиях.
В связи с этим в своей работе опираюсь на дидактические принципы коррекционной педагогики.
1. Индивидуальный и дифференцированный подход.
2. Принцип развития, т.е. выделение в процессе обучения и воспитания тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Опора на успех ребенка в любой деятельности.
Изучая детей на занятиях, наблюдая за их деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности, анализируя результаты анкетирования выделила те трудности, с которыми чаще всего сталкиваются обучающиеся , и над преодолением которых я работаю.
1. Отсутствие знаний теоретического материала по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
2. Низкий уровень самостоятельности и самоконтроля в вопросе отношения к собственному здоровью .
3. Работа в составе коллектива.
В своей работе использую здоровье сберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Повышая свой теоретический уровень:
-через работу в школьном МО учителей «Коррекция и развитие», в рамках которого выступала с сообщением «Здоровьесбережение образовательного учреждения, как направление деятельности социального педагога»;
— через курсы повышения квалификации по теме «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», по теме «Современные технологии профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде» по программе «Безопасность жизнедеятельности при ГБОУ ДПО НСО Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
— курсы повышения по теме «Технологии работы в светлой и темной комнате с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» при НГПУ;
— через участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме «Социокультурные и психолго-педагогические факторы детского и подросткового отклоняющегося поведения в современном обществе».
Воплощение «Внедрения и распространения здорового образа жизни на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий» происходит через участие учеников в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья и т.д.
Трудности восприятия и освоения теоретического материала преодолеваем как на групповых занятиях «Помогая другим, помогаю себе», так и индивидуальных, с учетом личностных особенностей ребенка, а так же через работу лектория «На пути к здоровью»
Для проведения теоретических занятий, приглашаются как медицинские работники образовательного учреждения, так и специалисты Ордынской ЦРБ (нарколог, психиатр, педиатр), которые рассказывают о «Здоровом образе жизни».
Специалисты ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» проводят занятия с воспитанниками «Соблюдая правила дорожного движения — сохраняешь свою и чужую жизнь».
Проведение конференций «Алкоголь и подросток» для учащихся 6-8 классов, «Скажем наркотикам-НЕТ» для учащихся 9-11классов, «Табокурение и пиво» для учащихся 5-8 классов, в рамках месячника «Здоров –значит счастлив» , где учащиеся выступают со своими проектами, написанными под моим руководством, позволяют школьникам закрепить полученные теоретические знания.
Полученные теоретические знания закрепляются и при участии в проводимых конкурсах как внутри школы: конкурс рисунков «Здоровье- это здорово», «Все мы дети одной планеты»,
так и районном конкурсе «Зеленая волна-2013», районном слете «Техника пешего туризма»,
районном фестивале «Я все сумею, всё смогу»
в областном конкурсе «Моя планета – Земля
Олимпиаде «По основам безопасности жизнедеятельности», на которых учащиеся школы показывают хорошие как теоретические, так и практические навыки и занимают призовые места. При этом решается ещё одна трудность наших детей это низкий уровень самостоятельности и самоконтроля.
Воспитанники школы принимают активное участие в проведение ежегодной акции «Чистый берег» «Конфета за сигарету», «Письмо самому себе», «Сделай правильный выбор», «За здоровье и безопасность детей» в ежегодной декаде инвалидов «». Участие в проводимых акциях учит детей работать в коллективе.
практические практикумы (классные часы) «Жизнь одна», «Поделись добротой» диспуты « Зачем пришел я в этот мир», занятие –тренинг « Мир моих чувств и эмоций». Слайд –шоу «Невозможное – возможно» «Творчество – как образ жизни» и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.
В школе организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, работают секции по различным видам спорта.
Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями, воспитателями организуются экскурсионные поездки в заповедники, музеи, прогулки по городу.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
По результатам диагностики учащихся школы в 2012-2013 учебном году был определен уровень мотивации участия обучающихся в мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Диагностика проводилась в 2 этапа: в начале и в конце года. анализ которых показал процентный рост — сформированности у детей и подростков внутренней потребности положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Уменьшилось количество курящих детей. В течение 2013\14 учебного года увеличилось число учащихся постоянно участвующих в проводимых мероприятиях, где применялись на практике полученные знания по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Награды, полученные детьми на областных и районных конкурсах явились для них положительной мотивацией в вопросе сохранения здоровья и здорового образа жизни;
В настоящее время свою работу строю, опираясь на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача дальнейшей моей работы – создание системы работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду школы.
Прогнозируемый результат данной технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Источник