Работа в школе по формированию здорового образа жизни
статья по зож
Статья «Работа в школе по формированию здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в школе по формированию здорового образа жизни
Абсолютным условием реализации всех заложенных в человеке возможностей является здоровье. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главные задачи педагогов — обучать детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. По данным исследований, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Таким образом, решение задач охраны здоровья учеников – объективная необходимость.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья обучающихся являются:
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
— выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянно стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
В МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой (ЯНАО) в целях повышения эффективности оздоровительной и профилактической работы с обучающимися реализуется программа «Здоровье». Ее цель – беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; ее реализация требует каждодневных усилий, личной ответственности и учителя, и ученика. Работа по данной программе опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и сфере личного здоровья.
Практически все учителя школы используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять действие корректируемых факторов, действие которых можно регулировать, устранять устранимые факторы.
Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения , предполагающая выделение в классах групп обучающихся в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции».
Накапливается опыт использования тестов при проверке знаний обучающихся, как правило, применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
На уроках физкультуры учителя активно используют такие здоровьесберегающие технологии, как Биоритмизация учебного процесса с учетом проживания в условиях Крайнего Севера и Личностно-ориентированные с игровой направленностью.
Очень популярна в нашей школе Педагогика сотрудничества , являющаяся источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства.
Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. Устойчивая работоспособность характерна до середины урока, этот момент учителя учитывают при планировании уроков. Во время уроков обязательно чередуются различные виды деятельности и их последовательность, включаются динамические паузы, разгрузочные игры, физкультминутки.
Также в школе используются технологии активизации учебного процесса на основе последних научно-технических разработок . Данная технология основана на использовании мультимедийных средств предоставления информации, управления ею посредством интерактивных средств. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски и тряпки, что снижает запыленность воздуха.
Для контроля за состоянием здоровья обучающихся проводятся углубленные медицинские осмотры, на которых осуществляется выявление детей, страдающих хроническими заболеваниями. Обучающиеся, страдающие хроническими заболеваниями, имеют возможность заниматься физкультурой в специальных группах.
Одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению здоровья школьников – это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Соблюдение гигиенических норм имеет приоритетное значение. Особое внимание обращается на воздушно-тепловой режим школьных помещений и их освещенности, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников. Ежегодно проводятся смотры учебных кабинетов с учётом контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм: освещения, проветривания, озеленения, эстетики оформления.
Важным фактором является учебно–просветительская работа по формированию сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения обучающихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни. Поэтому воспитательная работа построена так, чтобы фокусировать внимание обучающихся на приоритетных факторах риска и условиях образа жизни, влияющих на здоровье. Формы организации могут быть самыми разнообразными: это и уроки, и игры, и конференции, и круглые столы, и занятия школы здоровья, а также все формы активного детского отдыха: экскурсии, встречи, вечера.
Таким образом, в основе деятельности МБОУ СОШ № 1 по формированию здорового образа жизни лежит позитивная концепция здоровья, которая подразумевает развитие у обучающихся способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. У всех участников образовательного процесса формируется позитивное отношение к жизни, ценностное отношение к своему собственному здоровью.
Источник
Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни
методическая разработка (7 класс) на тему
Доклад на семинаре классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanovskiy_filial_mbou_bondarskoy_sosh.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ.
на семинаре классных руководителей
«Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни»
кл. рук. 7 класса.
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Основной целью своей работы мы видим формирование у учащихся ценностного отношения к своему здо ровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления работы:
— Организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.
— Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.
— Внеклассная работа классных руководителей и заместителя директора по ВР.
— Медицинское обслуживание учащихся медработниками.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников УВП. Конкретная постановка администрацией школы задач, совместная работа педколлектива, учащихся, их родителей, работников столовой, медиков, техперсонала позволили нам добиться определенных результатов.
Нашей школе 44 год. Здание построено в 1972 году, поэтому необходимо укрепление материально – технической базы.
На данный момент мы имеем следующую материально-техническую базу:
Учебные кабинеты со стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, а в кабинетах начальных классов имеется еще и спортинвентарь для проведения подвижных перемен.
Спортивная площадка, на которой порядок поддерживается учителем физической культуры и учащимися школы.
Для личной гигиены учащихся, работников школы оборудованы умывальники, санузлы.
Уходит в прошлое роль школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества. Наряду с обучением и воспитанием приоритетной является задача — сохранение здоровья учащихся, успешное решение которой в первую очередь зависит от кадрового обеспечения УВП.
В школе учителя — профессионалы не только в преподавании предмета, но и в воспитательной работе .
Информационное обеспечение деятельности педколлектива по формированию здорового образа жизни включает в себя:
— страницу здорового образа жизни на сайте школы;
— выпуск учащимися стенных газеты, посвященных различным темам ЗОЖ.
С целью эффективной работы по формированию ЗОЖ мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.
Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т. д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.
Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности , разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
Организован питьевой режим для учащихся.
Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям врача.
Утренняя зарядка, подвижные перемены для учащихся начальной школы способствует укреплению здоровья детей.
В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимую информацию об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Учебно–воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, горячее питание, спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются сюжетно-ролевые игры, практические занятия по привитию гигиенических навыков, спортивные часы, экскурсии, прогулки.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.Педагоги используют различные формы для эффективной работы по формированию эдорового образа жизни: игры, спортивно – правовые праздники, круглые столы, диспуты.
Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок всегда одинаково интересны.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в соревнованиях круглогодичной районной спартакиады, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков здорового образа жизни и в семье.
В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся 5 – 9 классов можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники Бондарской ЦРБ: которая ежегодно проводит профилактический осмотр каждого ученика.
Контроль со стороны медработников за выполнением требований СанПиНа, организации учебного процесса, питания школьников – действенная помощь администрации школы в узких профессиональных вопросах.
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков. Каждый классный руководитель имеет папку «Контроль пропусков уроков», где фиксируется причина отсутствия учащегося в школе и хранятся оправдательные документы. Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи: — обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
В школе охват горячим питанием составляет 100%. Пищеблок отремонтирован, оснащен оборудованием. Одним из направлений внеклассной работы по охране здоровья является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 –7 классов. За это лето в школьном лагере в двух сменах отдохнуло 25 человек. Самой популярной формой работы по охране здоровья является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов и другие, в которых участвуют учащиеся с 1 по 9 классы. Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. На протяжении лета и всего учебного года наши ребята являются активными участниками акции «Чистый двор» по наведению порядка на школьной территории. Ученики с удовольствием участвуют в таких конкурсах, как «Целлофановая мода», «Осенний букет», «Царица осень», «Экологическая мода». А в акции «Бумаге вторую жизнь» всегда активно принимают участие не только дети, но и родители. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Для того, чтобы наши дети развивались, были здоровыми, сильными и умными, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
Источник