система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни
Система работы классного руководителя
по формированию здорового образа жизни обучающихся.
«Учитель многое может, и, если все,
что он может сделать для укрепления
здоровья школьников, он осуществляет,
дети вырастут такими,
какими мы все хотим их видеть
– хорошими, умными и здоровыми».
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе.
Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу начинаю работу по формированию здорового образа жизни. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям:
— диагностика, коррекция и развитие учащихся;
— формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;
— соблюдение санитарных норм и правил;
— выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
По результатам анкетирования только 34% учеников начинали свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся. На вопрос «Кто болеет чаще?» 43% учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети вовсе не обращали внимание на это и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.
Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
· Здоровье и здоровый образ жизни
· Основы рационального питания
· Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед, игр, введены часы «Уроки здоровья», ежедневно проводилась общеукрепляющая зарядка.
Мною были проведены плановые тематические классные часы:
· Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.
· Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
· Каждый знает, что режим в жизни всем необходим.
· Знай правила движения, как таблицу умножения!
· Шалости и травмы
· Чем можно отравиться
· Гигиена и здоровье
· Питание и здоровье
Кроме того, регулярно проводились беседы и практические занятия с учащимися по разделам:
· Чтобы зубы не болели (беседа — практикум)
· Беречь глаз, как алмаз (беседа, практическое занятие на офтальмотренажере)
· Да здравствует мыло душистое! (беседа – практикум)
· Слово о носовом платке (беседа)
· Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (игры на свежем воздухе).
Профилактика вредных привычек:
· О хороших привычках (деловая игра)
· Умей отдыхать (беседа)
· Растите стройными! (беседа – практикум)
Здоровый образ жизни:
· Ты и компьютер (беседа)
· Телевидение и здоровье (беседа, просмотр фильма)
· Всей семьей на природу! (поход)
Беседе отводится важная роль. Дети участвуют в беседе в форме диалога, выступают с заранее приготовленным по теме сообщением или делятся опытом из собственной жизни.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни являются коллективные творческие дела, например, «Путешествие по станциям Здоровья» или занятие на тему «Вежливое слово должен знать каждый», где рассматриваются аспекты нравственного здоровья учащихся.
В период учебы в начальной школе у детей формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. На уроках я использую различные комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление глазной мышцы и общее оздоровление организма. Также использую массаж пальцев рук. Большое внимание уделяю проведению оздоровительных физкультминуток – это обязательный компонент школьного урока. Время урока после физкультминутки используется более эффективно. Ребята становятся активнее, усиливается их внимание, интерес к уроку. Регулярное проведение на уроках физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся. Оздоровительные минутки провожу сама или наиболее подготовленные учащиеся, в традиционной форме или с использованием офтальмотренажеров, часто провожу физкультминутки под музыку.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций. В игре возможно воспитание детей. Поэтому во время динамической паузы я использовала подвижные игры.
Каждый год ребята принимают активное участие в конкурсах рисунков на темы здоровья: «Любимый вид спорта моей семьи», «Витамины — наши друзья», «Дети против курения» и др.
Школа проводит Недели здоровья, в которых всегда принимают участие мои воспитанники. В 2011 году ученики и их родители приняли активное участие в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» и стали победителями.
Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Родители учащихся – помощники учителя в работе по формированию навыков здорового образа жизни у школьников. Родители принимают активное участие в выпуске тематических классных газет о здоровом образе жизни, рациональном и правильном питании, помогают оформлять «уголки здоровья», приходят на классные часы и проводят беседы с учащимися о сохранении здоровья, посещают спортивные соревнования в школе, участвуют в озеленении классной комнаты.
Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми.
Мною проведены родительские собрания в рамках программы «Здоровье» по темам:
· Режим дня младшего школьника
· Полноценное питание ребёнка школьного возраста
· Организация летнего отдыха детей
· Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
Кроме того, я выступала на школьном лектории для родителей.
Результаты.
Проследить динамику отношения детей к своему здоровью помогают данные опроса. Анкетирование проводилось в 2010 – 2011 и 2011-2012 учебных годах среди учащихся 1 – 2 классов. Результаты опроса приведены в таблице.
Динамика отношения учащихся к своему здоровью
Число учащихся, ответивших «да»
Число учащихся, ответивших «нет»
1. Изменилось ли твое отношение к своему здоровью?
2. Пропускал ли ты за последний месяц школу по болезни?
3. Принимал ли ты участие в выпуске школьных газет и конкурсах рисунков, посвященных тематике здоровья?
4. Принимал ли ты участие в подготовке «урока здоровья»?
5. Ты занимаешься спортом?
6. Твои родители занимаются спортом?
7. Участвуешь ли ты в спортивных конкурсах и соревнованиях?
8. Знаешь ли ты, как оказать помощь при простуде, кровотечении из носа, ожогах, ушибах, порезах?
9. Пользуешься ли ты медицинскими услугами в школе?
10. Смотришь ли ты по телевизору передачи, в которых рассказывается о здоровье?
Оценка состояния здоровья учащихся (анализ медицинских карт детей).
Класс
1класс(30чел.)
2класс(27чел.)
Отсутствие дефектов зрения
Незначительные дефекты зрения
Дефекты зрения, не корригируемые ношением очков
Существенные дефекты зрения, ставящие ученика на грань перевода в спецшколу
Вывод: показатели стабильные, ухудшения зрения не наблюдается.
2. Общее состояние здоровья
Класс
1класс
2класс
1 группа здоровья
2 группа здоровья
3 группа здоровья
Мониторинг состояния здоровья учащихся за 2 года обучения
2010 – 2011 учебный год
2011 -2012 учебный год
Выводы:
- В результате спортивно-оздоровительной работы в классе отмечается уменьшение количества пропусков уроков учащимися по болезни и, как следствие, позитивная динамика учебных достижений. В классе 27 человек. При 100% успеваемости качество обученности детей составляет 67%.
- В классе 100 % успеваемость и качество обученности по физической культуре.
- В результате просветительской работы наблюдается формирование здорового образа жизни в семье. Родители стали больше уделять внимания гигиене детей дома, их внешнему виду.
- Учащиеся активно посещают спортивные секции, ДЮСШ, занимаются шахматами, ходят в бассейн, посещают танцевальные кружки, хореографические классы музыкальной школы. С удовольствием занимаются в кружках прикладного творчества, которые помогают снять нервное напряжение, развивают мелкую моторику рук.
- Учащиеся принимают активное участие в конкурсах и спортивных соревнованиях разного уровня и занимают призовые места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_klassnogo_rukovoditelya_po_formirovaniyu_zdorovogo_.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя
по формированию здорового образа жизни обучающихся.
« Учитель многое может, и, если все,
что он может сделать для укрепления
здоровья школьников, он осуществляет,
дети вырастут такими,
какими мы все хотим их видеть
– хорошими, умными и здоровыми».
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе.
Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу начинаю работу по формированию здорового образа жизни. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям:
— диагностика, коррекция и развитие учащихся;
— формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;
— соблюдение санитарных норм и правил;
— выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
По результатам анкетирования только 34% учеников начинали свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся. На вопрос «Кто болеет чаще?» 43% учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети вовсе не обращали внимание на это и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.
Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
- Здоровье и здоровый образ жизни
- Режим дня
- Основы рационального питания
- Личная гигиена
- Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед, игр, введены часы «Уроки здоровья», ежедневно проводилась общеукрепляющая зарядка.
Мною были проведены плановые тематические классные часы:
- Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.
- Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
- Каждый знает, что режим в жизни всем необходим.
- Знай правила движения, как таблицу умножения!
- Шалости и травмы
- Чем можно отравиться
- Гигиена и здоровье
- Питание и здоровье
Кроме того, регулярно проводились беседы и практические занятия с учащимися по разделам:
- Чтобы зубы не болели (беседа — практикум)
- Беречь глаз, как алмаз (беседа, практическое занятие на офтальмотренажере)
- Да здравствует мыло душистое! (беседа – практикум)
- Слово о носовом платке (беседа)
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (игры на свежем воздухе).
Профилактика вредных привычек:
- О хороших привычках (деловая игра)
- Умей отдыхать (беседа)
- Растите стройными! (беседа – практикум)
Здоровый образ жизни:
- Ты и компьютер (беседа)
- Телевидение и здоровье (беседа, просмотр фильма)
- Всей семьей на природу! (поход)
Беседе отводится важная роль. Дети участвуют в беседе в форме диалога, выступают с заранее приготовленным по теме сообщением или делятся опытом из собственной жизни.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни являются коллективные творческие дела, например, «Путешествие по станциям Здоровья» или занятие на тему «Вежливое слово должен знать каждый», где рассматриваются аспекты нравственного здоровья учащихся.
В период учебы в начальной школе у детей формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. На уроках я использую различные комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление глазной мышцы и общее оздоровление организма. Также использую массаж пальцев рук. Большое внимание уделяю проведению оздоровительных физкультминуток – это обязательный компонент школьного урока. Время урока после физкультминутки используется более эффективно. Ребята становятся активнее, усиливается их внимание, интерес к уроку. Регулярное проведение на уроках физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся. Оздоровительные минутки провожу сама или наиболее подготовленные учащиеся, в традиционной форме или с использованием офтальмотренажеров, часто провожу физкультминутки под музыку.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций. В игре возможно воспитание детей. Поэтому во время динамической паузы я использовала подвижные игры.
Каждый год ребята принимают активное участие в конкурсах рисунков на темы здоровья: «Любимый вид спорта моей семьи», «Витамины — наши друзья», «Дети против курения» и др.
Школа проводит Недели здоровья, в которых всегда принимают участие мои воспитанники. В 2011 году ученики и их родители приняли активное участие в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» и стали победителями.
Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Родители учащихся – помощники учителя в работе по формированию навыков здорового образа жизни у школьников. Родители принимают активное участие в выпуске тематических классных газет о здоровом образе жизни, рациональном и правильном питании, помогают оформлять «уголки здоровья», приходят на классные часы и проводят беседы с учащимися о сохранении здоровья, посещают спортивные соревнования в школе, участвуют в озеленении классной комнаты.
Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми.
Мною проведены родительские собрания в рамках программы «Здоровье» по темам:
- Режим дня младшего школьника
- Полноценное питание ребёнка школьного возраста
- Организация летнего отдыха детей
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
Кроме того, я выступала на школьном лектории для родителей.
Проследить динамику отношения детей к своему здоровью помогают данные опроса. Анкетирование проводилось в 2010 – 2011 и 2011-2012 учебных годах среди учащихся 1 – 2 классов. Результаты опроса приведены в таблице.
Динамика отношения учащихся к своему здоровью
Источник