Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста
Ольга Добрынина
Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста
Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с. 5]. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с. 5] Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Работая воспитателем подготовительной к школе группы в МБДОУ «Детский сад «Ласточка», для самообразования на 2015-2016 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность. Цель моей работы: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка.Поставила перед собой задачи: 1. Оздоровительные — охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей; — формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; — совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания; — формирование правильной осанки, гигиенических навыков; — прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников 2. Образовательные — формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле; — научить » слушать» и «слышать» свой организм; — учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека; — формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; — создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; — выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные — воспитание потребности в здоровом образе жизни; — выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; — расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире; — воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности; — Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный. 1.Подготовительный этап Цели: — Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни. — Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка. — Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр. — Развить основы коллективных отношений.К концу подготовительного этапа дети должны: — Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны. — Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ. минутка во время пассивных занятий) — Иметь навыки совместной коллективной деятельности. 2.Общеразвивающий этап Цели: — Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения. — Обучать детей основным техникам физкультуры. — Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности. — Развивать у детей интерес к различным видам спорта. — Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании. — Учить «слушать» и «слышать» свой организм.К концу общеобразовательного этапа дети должны: — Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками. — Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях. — Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. — Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма. — Различать свое состояние, здоров или болен. — Иметь навыки совместной коллективной деятельности. — Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье.Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий: — Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели. — Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой. — Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр, настольные игры. — Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий.Комплекс оздоровительных мероприятий: — Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН — Режим дня, системность — Утренняя гимнастика — Зарядка после сна — Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика — Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна — Мытье прохладной водой рук по локоть — Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей — Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке) — Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта, групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе — Рациональное, сбалансированное питание — Витоминотерапия, кислородные коктейли — Соблюдение правил личной гигиены — Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций — Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций. — Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. — Бережное отношение к окружающей среде, к природе.Литература: 1. http://www.zdorovajaplaneta.ru 2. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова 3. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 4. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 5. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова 6. Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова 7. Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева. 8. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан. 9. Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева 10. Пальчиковые игры; Е. А. Ульева. 11. Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева
Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди.
Опыт работы «Система работы с детьми и родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ленинградский областной Система работы.
Система работы с детьми 3–4 лет по формированию ЗОЖ Презентация «Система работы с детьми 3-4 лет по формированию ЗОЖ» Слайд № 2: Высказывание В. А. Сухомлинского Первые представления о здоровье.
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической.
Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста Введение Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное.
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,.
Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста Развитие ранней одаренности детей – залог успешного развития общества. Одним из самых интересных и загадочных явлений природы является.
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы. В последние годы в системе дошкольного образования.
Источник
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Евгения Игоревна
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа № 1194»
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ»
Выступление воспитателя Смирновой Е. И.
«Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия ”
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни.
Соответственно, одной из основных задач любого общеобразовательного учреждения (и в первую очередь дошкольного учреждения, ставится задача — сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ, в любых видах деятельности (учебная, физкультурно-оздоровительная, досуговая деятельность, двигательная активность и т. д.)
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Давайте их рассмотрим.
Основными формами работы являются образовательная деятельность, режимные моменты, досуги, спортивные соревнования и праздники.
Во время образовательной деятельности детям сообщают основные сведения о ЗОЖ и закрепляют полученные представления. Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Но, конечно, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
В планировании работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
1. Специально организованная деятельность;
2. Совместная деятельность взрослого и детей;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей;
К специально организованной деятельности относим: утреннюю гимнастику, физкультурные и физкультурно-познавательные досуги, гимнастику после сна.
В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Путешествие в зоопарк», «Мыльные пузыри») гимнастику.
Также мы проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Вечернее время предназначено для снятия утомления.Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии.
Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных досугов, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. Это форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном досуге можно представить следующем образом:
Первая часть —рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме (включает в себя чтение произведения, беседа по содержанию (про кого, почему обогнал, как стать сильнее и т. д.)
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений.
Третья часть — подвижная игра.
Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.
На таких познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»и т. д.).
При совместной деятельности детей и взрослых на занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.
При выполнении режимных моментов подразумевается особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня, которые используются для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят — спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, следить за своим внешним видом.
Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Нужно напоминать ребенку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность в этих вопросах.
При организации питания. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физической культурой в холодное время года.
Мы поговорили о формах формирования ЗОЖ, теперь вспомним о средствах.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее формированию ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, культурно-гигиенических процедур. В игре «Магазин» дети учатся выбирать только те продукты, которые нужны для здорового питания.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, различные выставки творческих работ.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Или наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Или участие детей и родителей в выставках творческих работ. Так, например сейчас у нас в дошкольном отделении осуществляется проект детско-родительского творчества «Физкультура и спорт в моей семье»
Помимо наглядных методов мы используем словесные методы, которые включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Ну и конечно нельзя не сказать о практических методах, которые включают в себя опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества, и поэтому вода не всегда может быть чистой и пригодной для питья. Опыты с песком помогают закрепить знания детей о свойствах песка, его разновидностях, о применении песка.
Нельзя так же забывать и о роли семьи в формировании ЗОЖ.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей мы используем такие формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации и беседы,, спортивные мероприятия. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в дошкольном отделении.
В заключение хочется добавить — Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.
Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников» «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников». В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления.
Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На.
Картотека игр по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Умею — не умею» Цели: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.
Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни в средней группе Сентябрь Ребёнок и здоровье 1. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни.
Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.
Презентация «Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников старшей группы» Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Источник