Меню

Система работы по укреплению здоровья учащихся

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
материал по физкультуре на тему

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся

в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.

Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_raboty_po_sokhraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_shkolnikov.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся

в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении . Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.

Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения

Основные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Цель программы «Здоровье».

Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитиенавыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»

1. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.

2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

5. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.

6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

В программу периодически вносятся дополнения и изменения, поэтому ( всем работникам МКОУ просмотреть программу)

Основными средствами обучения, которыми я пользуюсь на уроке физической культуры, являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет подбор упражнений и методика их проведения.

По результатам ежегодных медицинских осмотров детей выявлены следующие заболевания: плоскостопие, нарушение осанки, миопия, кариес. В связи с этим, на занятиях применяю комплексы ОРУ на месте и в движении; упражнения по профилактике плоскостопия, для формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, оздоровительный бег и др.

Развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации напрямую связаны с показателями здоровья. Почему я останавливаюсь на проблеме здоровья? Физическая культура — единственный предмет в системе школьного обучения, способный эффективно решать проблему оздоровления. Уровень познавательного интереса моих учащихся можно определить как достаточный. Вместе с тем, следует отметить, что его приходится постоянно поддерживать, в том числе такими средствами, как:

1) трансляция актуальных сведений о здоровье, способах его сохранения и улучшения , основах ЗОЖ; (раскрыть понятие)

2) привлечение учащихся к поиску полезной информации об известных спортсменах, тренерах, оздоровляющих и развивающих возможностях того или иного вида спорта (это написание докладов);

3) вовлечение в активную двигательную деятельность, систематические занятия спортом;

4) привлечение к организации спортивных состязаний внутри школы и участию в них;

Особое внимание уделяю слабо подготовленным ученикам, облегчаю условия выполнения упражнения, стремлюсь вселить надежду и уверенность в них. К ученикам с хорошей физической подготовкой предъявляю повышенные требования при выполнении заданий и частично усложняю упражнения. К тем ученикам, которые не проявляют интереса к физической культуре, также подхожу индивидуально. Стараюсь выявить причины в беседе с ними, родителями, их товарищами и дать отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.

Хочу обратить внимание всех учителей на то, как сидят за партами наши ученики во время урока. (правила поведения и т.д.)

Источник

Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

«Здоровье – не всё, но без него – ничего». Сократ.

Успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе. Повышенные психические и физические нагрузки в сочетании с общими неблагоприятными факторами среди обитания приводят к тому, что среди выпускников становится меньше здоровых детей и все больше детей страдают хроническими заболеваниями.

Я задумалась, что влияет на состояние здоровья детей? Решила изучить состояние здоровья учащихся моего класса. Проведенное исследование , показало, что 79,1 % детей пришли в 1 «А» класс с различными отклонениями. Из них с нарушениями осанки – 17%, прочие заболевания: 75%.

За период обучения в 1 классе количество здоровых детей увеличилось на 4,1%, но увеличилось количество детей снизивших зрение – 22%.

Я проанализировала так же пропуски уроков по болезни за 1 класс-214. Насторожило и то, что всего 2 человека из 24, за 1 класс не болели.

Я попыталась проанализировать причины всплеска заболеваний, а также выяснить, какие условия организации учебно-воспитательного процесса помогут сохранить и улучшить состояние здоровья моих учеников.

Для этого я решила изучить существующие условия организации учебного процесса в классе и дома: анализ освещённости кабинета, соответствие мебели возрастным нормам в школе и дома.

Все перечисленные факторы регламентируются санитарно — эпидемиологическими правилами СанПиН. В школе мебель, освещённость и питание соответствуют установленным требованиям.

На родительском собрании познакомила родителей с результатами медицинского осмотра, приняли решение совместно работать по созданию программы оздоровления детей. Я провела анкетирование и проанализировала соответствие мебели росту детей дома.

Далее, я изучила соответствие стула по отношению к столу. Расстояние между столом и стулом не должно превышать 30 см.

Далее я познакомила родителей с нормами освещённости и проанализировала освещенность рабочего места дома, используя анкетирование.

Я ощутила актуальную потребность в разработке проекта, способствующего закреплению и улучшению здоровья учащихся.

Цель: создание оптимальных, здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития учащихся.

Задачи:

  • воспитать у школьников сознательное отношение к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ;
  • организовать оптимальный двигательный режим и физкультурно-оздоровительную работу;
  • создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей;
  • внедрить новый курс: «Разговор о правильном питании», продолжить внедрение курса «Разговор о правильном питании»;
  • привлекать учащихся для посещения спортивных секций;
  • организовать внеклассную спортивно-массовую работу;
  • привлекать родителей для организации спортивных праздников, классных часов.

Во 2 «А» классе обучалось 24 человека.

24 человека составляют 2 группу здоровья, 2 человека – 1 группа.

Физкультурные группы – 23 человека – основная группа, 1 человек – подготовительная группа.

Направления работы по сохранению здоровья обучающихся:

Пути сохранения здоровья:

  • Семья
  • Школа
  • Общественные организации

Формы работы с семьей:

  • Анкетирование
  • Привлечение к проведению праздников
  • Род. собрания

Формы работы в классе и в школе:

  • Общешкольные праздники
  • Спортивные праздники
  • Физминутки
  • Коррегирующая гимнастика для глаз
  • Классные часы по формированию ЗОЖ
  • Курс «Полезные привычки»
  • «Разговор о правильном питании»
  • Дыхательная гимнастика
  • Арома- и фитотерапия

Разработала циклограмму:

Циклограмма работы классного руководителя по внедрению здоровьесберегающих технологий

Ежедневно:

  • Физминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика для глаз
  • Организация горячего питания
  • Игры на переменах

Еженедельно:

  • Классный час по формированию ЗОЖ
  • Прогулка на свежем воздухе
  • Посещение стадиона Торпедо

Ежемесячно:

  • Проведение курса: «Полезные привычки»
  • Проведение курса: «Разговор о правильном питании»
  • Спортивные праздники
  • Генеральная уборка кабинета

Раз в четверть:

  • Проведение родительских собраний
  • Поход выходного дня

Ежегодно:

  • Конкурс рисунков по профилактике вредных привычек
  • Участие в общешкольном Дне Здоровья
  • Участие в неделе ЗОЖ

Наш класс регулярно принимает участие в жизни школы.

Участие класса в общешкольных мероприятиях:

  • Общешкольный День Здоровья – 100%, 2 место
  • Школьные спортивные соревнования:
  • «Веселые старты» — массовость – 100%, 2 место
  • «Папа, мама, я – спортивная семья » — 100%, 1 место.

Участие в конкурсе рисунков, проводимых в рамках месячника ЗОЖ — 100%, к всемирному Дню здоровья – 100%.

Мною были подобраны и проведены спортивные праздники, обеспечивающие оптимальный двигательный режим.

Спортивные праздники в классе:

  • «Праздник мяча»
  • «Эти разноцветные мячи»
  • «Праздник зимних забав»
  • «Русская народная игра»
  • «Скакалка, обруч и я – дружная семья»
  • «Баскетбольное шоу»
  • «Аттракционные игры»

Так же я подобрала ряд классных часов, отражающих первую задачу проекта — воспитать у школьников сознательного отношения к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ.

Классные час по формированию здорового образа жизни:

  • «Быть здоровым душой и телом»
  • «Если хочешь быть здоров…»
  • «Как сохранить хорошее зрение» беседа — практикум
  • «Необычное путешествие с Доктором Айболитом»
  • «Чистота – залог здоровья»
  • «Режим для школьника»
  • «Значение осанки в жизни человека»
  • «Злой волшебник наркотик»

Программа «Разговор о правильном питании» ориентирована на детей 6–8 лет.

Цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа включает в себя 15 тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Я разработала и подобрала материал для преподавания этого курса.

Курс «Разговор о правильном питании»

  • Самые полезные продукты.
  • Как правильно есть.
  • Удивительные превращения пирожка.
  • Из чего варят кашу.
  • Плох обед, если хлеба нет.
  • Время есть булочки.
  • Пора ужинать.
  • На вкус и цвет товарищей нет.
  • Как утолить жажду?
  • Что надо есть, чтобы стать сильным?
  • Где найти витамины весной?
  • Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
  • Всякому овощу – своё время.

Для подачи объективной информации о наркотиках, для формирования отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, для формирования навыков сопротивления давлению сверстников, для формирования личной ответственности за свои поступки и здоровье, я провожу курс «Полезные привычки».

Курс «Полезные привычки»

  • Вкусы и увлечения.
  • Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  • О чем говорят выразительные движения.
  • Учусь понимать людей.
  • Опасные и безопасные ситуации.
  • Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Правда, об алкоголе.

Работа с родителями:

  • Как научиться быть здоровыми
  • Телевидение друг и враг.
  • Семья – здоровый образ жизни.
  • Садимся за уроки.
  • Анкетирование.
  • Привлечение родителей к проведению праздников
  • Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях класса.

Для привлечения родителей к сотрудничеству, организовала прогулки выходного дня, где вместе с родителями и детьми весело проводили время, дышали свежим воздухом.

Прогулки выходного дня:

  • Поход в осенний лес
  • Игра в осеннем лесу: «Кладоискатели»
  • Прогулка в зимний лес на лыжах
  • «Снежные забавы»

Мною были подобран ряд комплексов, физминуток и упражнений для формирования здорового образа жизни. Корригирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры – все это составляющие для формирования здорового образа жизни учащихся. (См. Приложение).

Для реализации третьей задачи: создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей, родителями учащихся нашего класса была закуплена вода питьевая негазированная йодированная 1 категории «Водопад Хакасии».

Для реализации задачи: привлекать учащихся для посещения спортивных секций, я организовала сотрудничество с стадионом Торпедо. Его посещают многие учащиеся моего класса. Сотрудниками спорткомплекса проводятся различные упражнения для: формирования правильной осанки, упражнения для исправления плоскостопия, упражнения для мышц шеи, упражнения для плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног.

В результате проведенной работы, я подвела итог.

Эффективность проекта:

Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

  • дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Объективные показатели эффективности проекта:

  1. Снижение числа детей, испытывающих желание попробовать или начать употреблять психоактивные вещества.
  2. Повышение личной ответственности за свою жизнь.
  3. Повышение количества детей посещающих спортивные секции.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

Комплекс физминуток.

На профилактику нарушения осанки.

При проведении физкультурных минуток, которые помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки , имеющие двигательно-речевой характер, например:

Подними ладони выше

И сомкни над головой,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладони выше

И сомкни перед собой.

Мостик ровный и прямой.

Подними ладони выше

И скрести над головой.

Вот один, а вот другой.

Подними ладони выше

И скрестив их, помаши.

Птички очень хороши.

Упражнения для глаз

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза. (повторить 5-6 раз)

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.

Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на3-5 секунд.

Массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

Круговые движения глазами в одном и обратном направлении.

Комплекс для уроков письма.

1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — 2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

И.п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и. п. то же налево. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — повернуть голову направо. 2 — и. п. то же налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.

3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» — 2005, №1

Источник

Читайте также:  Показатели для оценки репродуктивного здоровья
Adblock
detector