Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой
Юлия Енжиевская
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой в нашем дошкольном учреждении.
Прежде чем начать хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ОВЗ.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).
Наш детский сад посещают 52 ребенка с ОВЗ, прошедшие ПМПК комиссию. Из них 4 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ЗПР, 3 ребенка с ТНР большая часть дети с ОНР 3 уровня. В данный момент 5 детей готовятся к прохождению ПМПК комиссии.
Что такое Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе,которое включает в себя:
* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ
Задачи психолого-педагогического сопровождения
* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.
Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно — педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
— Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
— Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
— Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает :разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Эта система психолого-педагогического сопровождения детейс ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Я немного расскажу о психолого-педагогическом консилиуме и о том,как проходит он в нашем детском саду:
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 27.03.2000 № 27/901-6
Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012
• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения.
При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами (в том числе и психологом) является скрининговая диагностика.
Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и адаптированной образовательной программе, следует начинать когда ребенок полностью адаптировался к условиям ДОУ
Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.
• Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:
• Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания);
• Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);
• Особенности речевого развития;
• Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;
• Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект);
• Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);
• Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.
• Темповые характеристики деятельности;
• Овладение программным материалом;
• Игра и общение с сверстниками;
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы
описываются конкретные проявления этих нарушений.
Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении асоциальных проявлениях и др.
По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.
• Второй этап консилиумной деятельности — коллегиальное обсуждение полученных результатов.
• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.
• Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ, о чем имеется соответствующий гриф на титульном листе документа.
Адаптированная образовательная программа (ИОП, ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом АОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.
• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы.
• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.
• Адаптированная образовательная программа разрабатывается на год, в январе при необходимости в него вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.
В заключении хотелось бы показать, каким мы видим ребенка, успешно освоившего АОП
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
Анна Дорошенко
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Районная научно-практическая конференция
«Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования»
Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв образовательном пространстве: проблемы и возможности
Психолого – педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
учитель начальных классов
Участие в научно – практической конференции – это, в первую очередь, возможность поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения, информацией, касающейся организации психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.
В условиях современного общества одной из приоритетных задач становится — социальная защита, помощь в адаптации и интеграции детей с особыми нуждами и их ближайшего окружения. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Любой ребёнок может стать личностью, если только этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.
На протяжении последних лет в составе обучающихся школ всё чаще встречаются дети с ОВЗ. В нашем образовательном учреждении контингент обучающихся различен – это дети, имеющие лёгкую, умеренную, тяжёлую степень умственной отсталости, зачастую с нарушением поведения, а так же дети с задержкой психического развития. У большинства отмечаются сопутствующие нарушения, некоторые практически не владеют речью, что осложняет дефект и, соответственно, работу педагогов по организации в образовательном учреждении модели психолого – педагогического сопровождения таких обучающихся. Для их полноценного обучения и воспитания необходима иная организация развивающей среды, программно – методическое обеспечение школы, нежели для учащихся с нормальным развитием. Это связанно с более серьёзными нарушениями психики и, следовательно, большими трудностями в обучении, более медленным темпом овладения социально – адаптированными формами поведения. Сказанное выше определяет приоритеты в образовании таких учащихся – формирование элементарных форм социально – бытовой ориентации, жизненных компетенций, позволяющих, по возможности, автономное существование, либо существование с минимальными формами опеки.
Мой доклад посвящён описанию основных положений психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Это представляется очень важным, так как отражает общую логику коррекционно – воспитательной работы, ориентированную на понимание процесса интеграции воспитанников в социум.
Основной деятельностью МКОУ «СОШ – И» является создание оптимальных условий для становления личности каждого обучающегося в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его индивидуальными возможностями, способностями. В своей работе мы ориентируемся на современные подходы организации работы с данной группой обучающихся (И. М. Бгажнокова, Н. Н. Малофеева, А. Р. Маллер, Л. М. Шипицына и др.). Профессиональное мастерство педагогов ОУ позволяет нам сегодня представить модель психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интернат.
Вся система сопровождения направлена на решение проблем развития и обучения детей внутри образовательного учреждения и повышение их адаптационных возможностей, позволяющих в дальнейшем успешно интегрироваться в общество.
Целью психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение условий жизнедеятельности обучающихся с учётом особенностей и уровня их развития; содействие родителям в воспитании детей, формировании социальной дееспособной личности, успешно адаптирующейся в обществе.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
профилактика физических, интеллектуальных, психологических нагрузок, эмоциональных срывов;
создание научно-обоснованного режима работы школы, обеспечивающего сохранение здоровья обучающихся;
взаимодействие с другими ведомствами по созданию оптимальных условий в работе с обучающимися.
В качестве субъекта сопровождения выступают:
• группа детей, организованных в класс, группу;
• конкретный ребёнок, обучающийся по индивидуальному образовательному маршруту.
Основные принципы сопровождения:
• Приоритет интересов сопровождаемого — «на стороне ребёнка».
• Непрерывность сопровождения.
• Комплексный подход сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.
Основные направления ППС сопровождения:
• индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа;
• просветительско-профилактическая работа с педагогами, обучающимися, родителями с целью повышения психологической и валеологической культуры и компетентности;
• постоянный личностный и профессиональный рост специалистов ППС сопровождения
• медицинское сопровождение.
С опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) в ОУ разработана компетентностная модель выпускника (Приложение № 1, включающая в себя трёхуровневую шкалу интеграции ребёнка с нарушение интеллекта в социальную среду:
• элементарный уровень интеграции – ребёнок интегрирован в систему социальных отношений в образовательном пространстве школы;
• функциональный уровень интеграции – ребёнок социализирован в системе взаимоотношений внутри школы и ближайшем социальном окружении вне её;
• компетентностный уровень интеграции – ребёнок социально адаптирован в общество.
За основу разработки системы психолого – педагогического сопровождения обучающихся МКОУ «СОШ – И»приняты:
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) – целью которого является обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое).
• Компетентностная модель выпускника.
Система сопровождения обучающихся направлена на достижение ими как можно более высокого уровня интеграции. Организационно система сопровождениятак же осуществляется соответственно этим уровням: элементарному, функциональному, компетентностному.
На каждом уровне сопровождения работа с обучающимисяосуществляется по следующим направлениям деятельности:
1. Самообслуживание и социально – трудовая ориентация.
2. Социально – бытовая ориентация.
3. Академические (учебные) знания.
Формирование и постоянное развитие знаний и навыков у обучающихся по каждому направлению деятельности способствуют их продвижению от минимального, самого низкого элементарного уровня интеграции (интеграция, через более активный уровень функциональной интеграции (социализация) к интенсивному компетентностному взаимодействию ребёнка с окружающим миром (социальная адаптация).
Представляю вам модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ на примере работы с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости (Приложение №2).
Направления деятельности взаимосвязаны, взаимодополняемы и характеризуются практической направленностью. Независимо от возраста ребёнка и рекомендуемой ему формы обучения работа осуществляется по всем направлениям. Для определения ведущего направления деятельности учитывается уровень сформированности социально – ориентированных и предметно – ориентированных знаний, навыков, соматического состояния ребёнка.
В реализацию системы сопровождения учащихся с ОВЗ включены все «узкие»специалисты школы: заместитель директора по УВР, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, социальный педагог, учителя – предметники, классный руководитель, медсестра (школьный врач). Их деятельность конкретизирует общие задачи системы сопровождения (Приложение №3).
Основной формой работы, способствующей объединению «команды», является школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Деятельность ПМПк основывается на «Нормативном обеспечении психолого – педагогического и медико – социального сопровождения» (Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6) И Положении о ШПМПк. ПМП консилиум является консультативным, диагностическим и координирующим органом.
Координационная деятельность консилиума обеспечивает:
защиту прав и интересов ребёнка;
комплексную диагностику детей;
обсуждение хода промежуточных результатов коррекционно – развивающего воздействия;
анализ динамики развития детей;
корректировку содержания занятий и их формы;
консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
ПМПк функционирует в соответствии с планом работы образовательного учреждения, который включает не только тематику плановых консилиумов, но и отчёты специалистов, педагогов, воспитателей о выполнении рекомендаций консилиума и преемственности в работе педагогов и «узких» специалистов. Полученные в ходе таких обсуждений данные помогают совершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с обучающимися.
Весь комплекс разработанных на заседаниях ПМПконсилиума психолого – педагогических мероприятий ложится в основу программы индивидуального сопровождения ребёнка, которая оформляется в индивидуальном «дневнике развития и коррекции нарушений». Он является рабочим документом, в котором представлена динамика развития ребёнка на протяжении всего периода обучения. В дневнике находят отражения планируемые мероприятия, задачи по каждому направлению деятельности, действия педагогов и всех специалистов, участвующих в сопровождении ребёнка, формы проведения работы и сроки её реализации.
Критериями оценки результативности психолого – педагогического сопровождения являются сформированные у детей жизненно необходимые компетенции, отражённые в модели выпускника.
Таким образом, можно сказать, что разработанная в школе модель психолого – педагогического сопровождения способствует формированию жизненно необходимых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря отлаженной системе психолого – педагогического сопровождения обучающиеся получают комплексную медико – психолого – педагогическую помощь в условиях образовательного учреждения, вследствие чего наблюдается положительная динамика в развитии и социальной адаптации.
Педагоги объединены в единую «команду», так как осознают необходимость и значимость единой системы сопровождения как эффективного способа коррекции нарушений развития ребёнка, они осваивают новые способы организации своей профессиональной деятельности, ведут активную работу по самообразованию, повышению квалификации.
Родители сознают значимость работы педагогов и являются активными участниками системы сопровождения.
Комплексная модель выпускника МКОУ «СОШ-И»
Модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ (на примере детей с умеренной степенью умственной отсталости)
Распределение обязанностей участников психолого-педагогического сопровождения
Участник сопровождения Деятельность на начальном этапе сопровождения обучающихся Деятельность в рамках ПМПк Деятельность по сопровождению учащихся
Школьный врач Сбор информации о состоянии здоровья обучающихся.
Анализ причин проблем конкретных обучающихся. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающихся, классов в целом. Проведение необходимых профилактических и лечебных мероприятий.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
Педагог-психологПроведение необходимой диагностической работы:
• углублённая диагностика по проблеме, заявленной теме консилиума;
• анализ результатов диагностики;
• подготовка материалов к консилиуму. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с обучающимися.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
Планирование работы совместно с классными руководителями, педагогами-предметниками.
Психологическое просвещение.
Учитель — дефектолог Проведение диагностической работы:
• определение уровня развития речи;
• создание речевой карты;
• определение нарушений в устной и письменной речи, препятствующих успешному усвоению программы.
Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение занятий с обучащимися, осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения программы.
Консультирование родителей и педагогов.
Классный руководитель Сбор информации о педагогических аспектах статуса обучающегося (собственные наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, педагогов-предметников, родителей). Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума.
Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения обучающимся, классам.
Учитель-предметник Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.
Определение ЗУН уч-ся по данному предмету и ОУУН в рамках подготовки к консилиуму.
Предоставление необходимой информации кл. руководителю, психологу, социальному педагогу в рамках подготовки к консилиуму. Предоставление необходимой педагогической информации по конкретному предмету. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, социальным педагогом, зам. директора по УВР и школьным врачом.
Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных обучающихся и её последующая реализация.
Зам. директора по УВР Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий при подготовке к консилиуму Организация работы консилиума, участие в его работе.
Участие в разработке педагогических аспектов сопровождения отдельных обучающихся. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения, ИКП.
Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам.
Социальный педагог Сбор информации о социально-педагогическом статусе учащегося:
• составление индивидуальной и групповой карты;
• изучение жилищно-бытовых условий, взаимоотношений в семье;
• анализ социальной ситуации развития учащегося. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
Планирование работы совместно с кл. руководителями, учителями-предметниками.
Социально-диспетчерская деятельность. Разработка индивидуальной стратегии педагогического сопровождения.
Директор школы Организационная помощь в проведении диагностической работы. Не участвует. Встречи с зам. директора по УВР, психологом по обсуждению результатов консилиума.
Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.
Родители школьников Предоставление необходимой информации психологу, социальному педагогу и кл. руководителю в рамках подготовки к консилиуму. Не участвует. Участие в групповых консультациях с психологом и педагогами по результатам консилиума.
Сотрудничество с психологом и кл. руководителем в решении школьных проблем ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.
Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» Аннотация: в статье рассматриваются основные направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дети с ограниченными.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.
Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития» В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности,.
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.
Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.
Источник