Охрана жизни и здоровья в ДОУ
Полина Мироненко
Охрана жизни и здоровья в ДОУ
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.
В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.
Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.
Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют.
Все ямы на участка засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.
Все игровые снаряды находятся в исправности.
Во время зимы все здания и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
О наличии заболеваний воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.
Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Поэтому так важно нам — педагогам и вам — родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в нашем в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональная двигательная активность
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4 Формирование культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим — он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъём после сна.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1 Обеспечение баланса
2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3 Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
— формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровьяосуществляется по нескольким направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня,применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)
-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.
Памятка для родителей «Охрана жизни и здоровья ребенка в ДОУ» 1 Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передавайте ребенка лицам, не достигшим 16-ти летнего возраста. Необходимо заранее.
Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Источник
Система работы по охране жизни и здоровья детей
Татьяна Терехова
Система работы по охране жизни и здоровья детей
Система работы по охране жизни и здоровья воспитанников
Обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начинается с раннего детства, — это актуальная задача современного образования. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Из года в год в ДОУ, с педагогами организуем множество оздоровительных мероприятий, которые постоянно совершенствуем.
Работу по охране жизни и здоровья воспитанников организую с опорой на принципы здоровьесберегающих технологий во взаимодействии с медработником, инструктором по физической культуре.
Работа с родителями строится в тесном сотрудничестве. Родители являются помощниками и активными участниками в организации и проведении спортивных мероприятий. Регулярно провожу просвещение родителей по здоровому образу жизни – консультации («Массаж», «Игры с песком и водой») и родительские собрания («Режим дня дома», «Закаливание детей«, и другие. Оформляю родительские уголки, папки-передвижки, листовки.
Охрану жизни здоровья детейведу в двух направлениях: физкультурно-развивающее и оздоровительное направление.
Утренняя зарядка. В холодное время года провожу в группе, а в теплое – на улице. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. У детей улучшился сон и аппетит, повысилась работоспособность на занятиях.
Гимнастика игрового характера, способствует укреплению здоровья детей, создаёт радостный эмоциональный подъём, «будит» организм ребёнка. («Путешествие в лес», «В космос», «В зоопарк») и другие.
Корригирующая гимнастика представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ. («Потягушки», «Котёнок», «Велосипед», «Часы» и другие).
Активный блок гимнастики — упражнения на развитие всех групп мышц тела.
Подвижные игры способствуют здоровью дошкольника. Они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Подвижные игры и упражнения использую до утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, между занятиями, на прогулке, во время досуга и праздников, а также на занятиях не связанных с физической культурой, в качестве физкультминуток. П/и «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Медведь во бору».
Спортивные праздники и развлечения — одна из форм активного отдыха детей и родителей. Они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, викторин, конкурсов, аттракционов и подвижных игр.
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение родителей к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Поэтому в детском саду ежегодно проводим совместные праздники для детей с родителями: («День защитника Отечества» и праздник «День Здоровья«)
При проведении спортивных праздников и развлечений ставлю перед собой основную цель: повысить интерес к занятиям физкультурой и спортом, как детей, так и взрослых. Участвуя в физкультурно-спортивных праздниках, дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух, воспитывают у детей чувство товарищества, а также такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам. («Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивна семья») и другие.
Оздоровительный бег позволяет хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности.
Методика оздоровительного бега с детьми имеет свои особенности. Вначале мы проводим небольшую разминку, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. Исходную длительность бега определяем с медицинским работником детского сада как для всех детей в целом, так и индивидуально.
В средней группе дети бегают 3-8 мин.
В старшей группе дети бегают 5-10 мин.
В подготовительной к школе группе дети бегают 7-12 мин.
В зимнее время, в зависимости от температурного режима, бег заменяется ходьбой.
Физкультурные занятия проводит инструктор по физической культуре, два раза в неделю в помещении, и одно на улице.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Физминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. (Рыбка», «Ветерок») и т. д.
Индивидуальная работа по развитию двигательной активности направлена на обучение отстающих, в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с одним ребенком или с небольшой группой детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических качеств. Следует заметить, что метод индивидуального подхода является одним из важнейших, а порой и решающим методом в работе по достижению поставленных задач. Этот метод наиболее актуален и эффективен.
Оздоровительное направление. Проводим совместно с медицинским работником. Серьезное внимание уделяется сезонной профилактике простудных заболеваний. В этот период детям делают профилактические прививки против гриппа,кроме того они получают: витамины, витаминный чай, фито чай. Ароматерапия (использование эфирных масел,травяных подушечек: (хвоя, сосна)
Фитонциды «Чеснок и лук — нам лучший друг!» Профилактика простудных заболеваний. В осенне-зимний период носит каждый ребенок медальон. В группе стоят тарелочки с луком и чесноком.
Массаж. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
— Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.
— Является эффективным элементом закаливания.
— Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга
Дыхательные упражнения. Правильное дыхание является одним из приёмов саморегуляции и укрепления здоровья ребёнка.Мы проводим такие дыхательные упражнения: «Рычание», «Ку-ка-ре-ку», «Сердитый пёс», «Надуй шар» и т. д.
Пальчиковая гимнастика. Провожу в адаптационный период и во время занятия. Дети к нам приходят с яслей во вторую мл. группу.
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму.
Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками, повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений
Вызывает у детей положительные эмоции
Способствует развитию речи и творческой активности и развивает воображение. В своей работеиспользую такие пальчиковые игры: «Листопад», «Моя семья», «Белка», «Елка», «Снежок». Игры проводятся с усложнением.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Эффективный помощник в борьбе за хорошее зрение.Применяю на занятиях такую гимнастику для глаз: «Бабочка», «Мостик», «Ветер», «Белка» «Кошка».
Мероприятия двигательной активности на воздухе
Ходьба по рефлексогенной дорожке: песок, камушки.
Это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. Провожу в летний период с мая-август. Ориентируюсь на погодные условия.
Игры с песком и водой полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию.
Игры с песком провожу не только на свежем воздухе, но и в группе. Родители принесли цветной песок каждому ребенку, он находится в коробочках. Дети рисуют пальцами на песке, щупают руками, строят горки. На улице летом надуваем бассейн, наливаем туда воду и дети играют с пластмассовыми игрушками.
Хождение босиком очень полезно для здоровья, позитивно влияет на эмоциональное состояние детей.
Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры. Профилактика заболеваний носоглотки под присмотром медицинского работника.
Умывание в течение дня прохладной водой. Вода — общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.
Наши дети проживают частном секторе и у них происходит естественное закаливание: купание в бассейне, игры с водой, ходьба в огороде босиком (в летне-осенний период).
Вся эта работа способствует повышению посещаемости, что свидетельствует о том, что применение здоровье сберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, умственные способности, способствует формированию культуры здоровья.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 2 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Что такое экологически чистые продукты»Тема занятия: Пирамида питания. Содержание деятельности: 1. Просмотр презентации «Пирамида.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 3 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Красота и здоровье» Тема занятия: Движение частей тела. Содержание деятельности: 1. Ответы на вопросы «Что я знаю о себе». 2. Беседа.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе 4 четверть Раздел: «Курить и пить здоровью вредить» Тема занятия: Посеешь привычку – пожнёшь характер. Содержание деятельности: 1. Беседа.
Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе для детей с ОВЗ на 1 четверть Раздел: «Режим дня и мое настроение»Тема занятия: Режим дня. Содержание деятельности: 1. Отгадывание загадки про часы. 2. Беседа о режиме.
Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.
Конспект занятия по охране здоровья «Здоровое дыхание» для 4 группы детей с ОВЗ Блок: Охрана здоровья и физическое развитие Тема: Комплекс упражнений «здоровое дыхание», полезные привычки. Цель: Формировать у воспитанников.
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.
Источник