Меню

Система охраны здоровья граждан кратко

Вопрос № 7. Система государственной социальной помощи

Вопрос № 6. Государственная система охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан тоже может быть представлена как общая государственная система, состоящая из следующих частей: социальная медицинская помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение. Основу такого деления составляют перечисленные выше клас­сифицирующие признаки. В свою очередь, каждая из перечислен­ных частей общей системы охраны здоровья может рассматри­ваться в виде относительно самостоятельных систем с соответ­ствующим набором своих элементов.

К системе социальной медицинской помощи, которая оказывает­ся государственными и муниципальными учреждениями здраво­охранения бесплатно, относятся следующие ее виды: первичная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; спе­циализированная медицинская помощь; медико-социальная по­мощь гражданам, страдающим социально значимыми заболева­ниями; медико-социальная помощь гражданам, страдающим за­болеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Система лекарственной помощи гражданам включает в себя: бесплатную лекарственную помощь; лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения.

Исходя из вида источника финансирования система санатор­но-курортного леченияможет быть разделена на две основные под­системы: санаторно-курортное лечение за счет средств обязатель­ного социального страхования и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного бюджета.

В зависимости от круга лиц и вида заболеваний система сана­торно-курортного лечения состоит из следующих подсистем: са­наторно-курортное лечение в санатории общего профиля; санаторно-курортное лечение в специализированном санатории; са­наторно-курортное лечение в санатории-профилактории; санатор­но-курортное лечение в пансионате с лечением; санаторно-ку­рортное лечение в пансионате с курортно-амбулаторным лечением.

(Об организации работы органов обязательного медицинского страхования см. в главе 7 настоящего учебника.)

Государственная социальная помощь по признаку формы со­циального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в виде систем: государственная социальная помощь в денежной форме; государственная соци­альная помощь в натуральной форме.

Каждая из них имеет внутреннюю структуру. Так, система го­сударственной социальной помощи в денежной форме включает в себя подсистемы: социальной помощи в виде социальных посо­бий; социальной помощи в виде субсидий и других выплат.

Система государственной социальной помощи в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг, определенных в перечне социальных услуг, предоставляемых отдельным катего­риям граждан, который закреплен в Федеральном законе «О го­сударственной социальной помощи». Эта система может состоять из следующих подсистем:

— дополнительной бесплатной медицинской: помощи, в том чис­ле предусматривающей обеспечение необходимыми лекарствен­ными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодатель­ством об обязательном социальном страховании;

— бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транс­порте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставляется малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета. Всю работу по ее оказанию малоиму­щим гражданам ведут органы социальной защиты населения.

Существует также государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государ­ственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирова­ние льгот осуществляется путем выделения ассигнований из фе­дерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местного бюджета.

Читайте также:  Как провести день здоровья сценарий

Итак, государственная система социального обеспечения пред­ставляет собой комплексное образование, состоящее из множе­ства относительно самостоятельных систем. Эти системы взаимо­связаны и взаимозависимы. Несмотря на отсутствие единой госу­дарственной системы органов социального обеспечения, они функ­ционируют, а как действует механизм осуществления социально­го обеспечения, мы рассмотрим дальше.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте общее понятие социальной защиты населения.

2.Что представляет собой социальное обеспечение как комплекс об­щественных отношений?

3.Что такое государственная система социального обеспечения, из каких относительно самостоятельных систем она состоит?

4.Охарактеризуйте государственную пенсионную систему. С помощью каких классифицирующих признаков различают пенсионные системы?

5.Дайте общую характеристику действующей государственной систе­мы социальных пособий и компенсационных выплат.

6.Какие элементы входят в систему социального обслуживания инва­лидов и граждан пожилого возраста?

7.Из каких частей состоит государственная система охраны здоровья граждан?

8.Что представляет собой система государственной социальной по­мощи?

Источник

Подробнее про Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4,91 (Проголосовало: 23)

Государственная политика в области обеспечения охраны здоровья граждан реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Ее основные принципы прописаны в особом нормативном документе: мы имеем в виду федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года. Этот закон содержит все основные нормы и правила, которые используются в рамках регулирования деятельности по предоставлению медицинской помощи гражданам на всех уровнях, а также требования к организации работы профильных учреждений и в смежных направлениях. Проанализируем содержание этого правового документа более предметно.

Статус закона

Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации. Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР. Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.

Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах. Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.

Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти. Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов. Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ. При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.

Читайте также:  Курсовая работа возмещение вреда причиненного здоровью гражданина

Заказать расчет стоимости

Принципы охраны здоровья

Статья 4 323-ФЗ устанавливает, что на территории нашей страны должны соблюдаться основные принципы достижения благополучной обстановки в области здравоохранения. В их число входят:

  • обязательный характер соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, установленных федеральным и иным законодательством;
  • ориентация на интересы пациента при подборе способов предоставления медицинской помощи и решении иных спорных вопросов;
  • безусловный приоритет здоровья несовершеннолетних детей при предоставление медицинской помощи;
  • гарантия социальной защиты для граждан, которые частично или полностью утратили здоровье в силу любых причин;
  • установление ответственности федеральной и муниципальной власти, а также должностных лиц профильных учреждений за выполнение необходимых операций в целях сохранности здоровья граждан;
  • гарантия высокого качества и доступности медицинской помощи для всех категорий граждан;
  • запрет на отказ в предоставлении требуемой помощи медицинского характера;
  • первоочередная ориентация на применение профилактических мер;
  • обязательный характер соблюдения врачебной тайны при выполнении медицинской деятельности.

При этом государство берет на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи всем нуждающимся гражданам вне связи с их социально-демографическими или другими характеристиками. Любая дискриминация в этой области запрещена на законодательном уровне.

Сферы, регулируемые законом

Федеральный закон № 323-ФЗ покрывает все основные области, связанные с основной целью его применения – гарантией сохранности здоровья граждан страны. Текст нормативного документа разделен на несколько ключевых информационных блоков, каждый из которых посвящен конкретной сфере медицины. К ним относятся:

  • общие положения, связанные с применением интересующего нас нормативного акта;
  • основные принципы охраны здоровья;
  • права и обязанности российских граждан в области сохранности их здоровья;
  • деятельность в области организации работ по здравоохранению и достижению необходимых целей в сопутствующих направлениях;
  • вопросы репродуктивного здоровья, а также организация предоставления требуемой помощи в связи с материнством;
  • выполнение специализированных процедур, включая медицинские экспертизы и освидетельствования;
  • обязательные меры, выполняемые в случае смерти человека;
  • деятельность медицинских работников, фармацевтов и медицинских организаций;
  • предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы обязательного страхования и условия выполнения этой государственной программы;
  • финансирование деятельности в области здравоохранения;
  • организация контроля и выполнение надзорных мер в этой области;
  • ответственность за результаты работы, нацеленной на сохранность здоровья граждан;
  • заключительные вопросы, связанные со спецификой применения изучаемого нормативного документа.

В общей сложности в перечисленных разделах содержится более 100 статей закона. Каждая из них используется для регулирования отдельных вопросов, в которых она имеет приоритет перед другими правовыми актами.

Основные права граждан

В соответствии с главой 4 приведенного федерального закона каждый гражданин Российской Федерации имеет ряд безусловных прав в области сохранности его здоровья. Они гарантированы ему действующим законодательством. Их список включает права на:

  • охрану здоровья;
  • получение медицинской помощи в соответствии с имеющимися нуждами и проблемами;
  • добровольное принятие решения о согласии на выполнение медицинского вмешательства или об отказе от такого вмешательства. В соответствии с действующим порядком такое действие со стороны пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;
  • выбор медицинского персонала и организации, которые будут осуществлять предоставление медицинских услуг конкретному пациенту. Такой выбор производится в порядке и с ограничениями, предусмотренными статьей 21 федерального закона № 323-ФЗ;
  • получение достоверной и своевременной информации о состоянии своего здоровья от уполномоченных представителей медицинской организации, осуществляющей лечение или другие процедуры;
  • получение достоверной и своевременной информации о присутствии факторов, которые могут оказать воздействие на состояние здоровья пациента, и механизмах их влияния.
Читайте также:  Микро элементы для здоровья человека

Задать вопрос

Перечисленные права становятся общими для всех категорий граждан независимо от их социальных, экономических или других характеристик. Кроме этого, статья 21 323-ФЗ предусматривает также ряд особых прав для отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, заключенных и иных.

Виды медицинской помощи, предусмотренной законодательством

Интересующий нас правовой документ регулирует порядок работы всех медицинских организаций, оказывающих пациентам услуги в области здравоохранения. С целью конкретизации областей применения этого нормативного акта в статьях 30-36 перечислены конкретные виды медицинской помощи, на которые может рассчитывать гражданин, имеющий проблемы со здоровьем:

  • профилактические меры и действия, ориентированные на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления заболеваний и травм;
  • первая помощь при острых состояниях или форс-мажорных обстоятельствах, направленная на ликвидацию последствий таких состояний как отравление, ожог, травма и проч.;
  • медицинская помощь, то есть основная деятельность по лечению и реабилитации патологий;
  • первичная медико-санитарная;
  • специализированная помощь, включая предоставление высокотехнологичных медицинских услуг;
  • скорая помощь при необходимости ликвидации острых состояний, включая профильную и особую медпомощь;
  • паллиативная помощь, нацеленная на облегчение состояния и улучшение качества жизни пациентов, имеющих неизлечимые заболевания.

Все перечисленные нами виды помощи должны предоставляться пациентам с соблюдением установленных стандартов. Они включают такие нормативы как оснащенность медицинской организации высокотехнологичным оборудованием, количество и уровень квалификации медицинского персонала, вовлеченного в предоставление медуслуг, правила организации врачебной работы и проч.

Регистрация медицинских товаров

Особую значимость для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг получила статья 38 федерального закона № 323-ФЗ. Этот раздел правового документа представляет собой комплекс основных принципов и правил, которые используются для организации процедуры регистрации товаров медицинского назначения. В Российской Федерации ее прохождение становится необходимым условием для вывода на рынок таких продуктов.

Заказать расчет стоимости

Конкретный алгоритм ее выполнения и другие требования зафиксированы в отдельном постановлении Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416. Товар, прошедший регистрацию, получает особое регистрационное удостоверение, которое становится документальным подтверждением этого факта. Сведения о таком продукте вносятся в реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора. При этом продукты, изготовленные для применения конкретным пациентом с учетом назначений его лечащего врача освобождены от обязательной госрегистрации.

Источник

Adblock
detector