Комплекс мероприятий, проводимых с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ
специалист в области арт-терапии
Комплекс мероприятий, проводимых с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
на период с 01.09.2021 по 31.05.2022 г.
1.Семейная и коллективная экскурсии в парк, на аллею, в детскую библиотеку, театр и т.д.
Мероприятия, направленные на развитие, усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества. Основной целью данных мероприятий является позитивная социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.
Дети с ОВЗ с родителями
1.Театрализация знакомых сказок
3.Квест – игры совместно с родителями детей с ОВЗ
Мероприятия, направленные на развитие познавательной активности и интересов воспитанников с ОВЗ, развитие речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности.
Дети с ОВЗ с родителями
1.Спортивный праздник «Дружная семья»
2.Спортивный праздник «Малые паралимпийский игры»
3.Физкультурный досуг «Путешествие в страну Здоровья с детьми с ОВЗ
4.Физкультурный досуг «Мой веселый звонкий мяч» с детьми с ОВЗ
Мероприятия, направленные на сплочение между собой детей и родителей. Развитие двигательной активности, укрепление здоровья, интереса к физической культуре.
Дети с ОВЗ МБДОУ
Художественно – эстетической направленности
1.Выставка поделок «Дары природы»
2.Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад», «Мамы всякие нужны» и т.д.
Мероприятие направленно на раскрытие творческого потенциала и выявления творческих способностей детей с ОВЗ, ознакомления и расширения их творческих контактов. Развитие мелкой моторики, глазомера. Воспитание эстетичеких чувств.
Дети с ОВЗ с родителями
1.Концерт посвященный ко дню матери «Мамочке любимой»
2.«Праздник вежливости доброты и дружбы» посвященный ко дню инвалида
3. Новогодние праздники
Мероприятие направленно на создание положительного эмоционального фона и развитие музыкальных способностей, чувство ритма, выразительность и артистизма у детей с ОВЗ. Нормализация психических процессов, развитие эмоциональной сферы.
Дети с ОВЗ с родителями
Воспитатели Музыкальные руководители
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Вступил в силу закон о просветительской деятельности
Время чтения: 4 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник
Система работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Система работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»
Цель работы : создание среды для преодоления социальной изолированности детей — инвалидов , обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей — инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.
— выявлять особые образовательные потребности детей — инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого — медико-педагогическую помощь;
— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
— обеспечить возможность для их успешной социализации;
— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
— диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно — развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки . Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения , обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.
Такое взаимодействие включает: многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.
План работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья «Один мир на всех» (2016 – 2020гг)
Акция «С частичкой радости в душе» поздравление инвалидов с началом учебного года.
Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая
Флешмоб «Дорогою добра».
Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая
Конкурс рисунков, посвященный Дню инвалидов.
Классные руководители, учителя изобразительного искусства
Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться».
Акция «Цветик — семицветик».
Классные руководители, социальный педагог
Творческий конкурс — выставка «Умелые руки не знают скуки».
Учителя технологии, классные руководители
Выставка открыток «Встречаем весну».
Учителя изобразительного искусства, классные руководители
Праздник детства «Мы вместе».
Классные руководители, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, старшая вожатая
Конкурс рисунков Победа глазами детей.
Классные руководители, учителя истории
Создание банка данных детей с ОВЗ.
Социальный педагог, классный руководитель
Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ по карте ИПР.
Классный руководитель, социальный педагог,
зам. директора по УВР
Составление плана работы с детьми с ОВЗ.
Социальный педагог, классный руководитель
Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому.
Зам. директора по УВР
Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники
Изучение личности учащихся с ОВЗ.
Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ.
Классный руководитель, социальный педагог
Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ.
Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность.
Классный руководитель, социальный педагог
Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями.
Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.
Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ.
Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ.
Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ.
Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации.
Педагог-психолог, классные руководители,
Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.
Социальный педагог, классный руководитель
Создание электронного ресурсного банка данных по формам и методам работы с детьми – инвалидами.
Классный руководитель, социальный педагог
Вовлечение детей – инвалидов в неурочную и кружковую деятельность.
Классный руководитель, социальный педагог
Участие детей – инвалидов в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, социально – значимых акциях.
Ежегодный «Праздник детства» для детей – инвалидов.
Классный руководитель, социальный педагог
Направления работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Содержание и формы работы
1.Определение трудностей школьников в УУД.
2. Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД.
Диагностика, анкетирование, тестирование; беседы с родителями, классными руководителями.
Характеристика образовательной ситуации.
Составление рекомендаций для учителей и родителей.
1. Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных)
2. Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.
Коррекционные-развивающие занятия — групповые; индивидуальные
Повышение уровня социально-психологической адаптации.
Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.
Психологическая поддержка детей-инвалидов
1. Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).
2.Снятие психологических перегрузок.
Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.
Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов
Консультирование индивидуальное и групповое.
Консультации психологом педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы, а также по итогам проведенных диагностик.
Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей.
Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.
Экспертная и организационно-методическая работа
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.
Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.
Последовательность работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выявляются дети — инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья через изучение личных дел, медицинских карт, социального паспорта класса, где обучается ученик, классного журнала, страничка «Здоровье ученика». Налажена тесная взаимосвязь, сотрудничество с социальным педагогом школы, психологом, классными руководителями, учителями – предметниками, заместителем директора по УМР курирующая программу «Здоровье».
На каждого ребенка — инвалида и ребенка с ограниченными способностями создается индивидуальное программно — методическое сопровождения по биологии с использованием инновационных методов обучения. Использую в педагогической деятельности разноуровневое обучение. Применяю индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ, организовываю процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ученика. Осуществляю следующие виды деятельности: консультативную, диагностико – аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно — воспитательную, профилактическую, просветительскую. Составляю и оформляю индивидуальные карточки с заданиями; планирую системы уроков, включая проектную деятельность. Организовываю развивающую среду в классе. Создаю и поддерживаю эмоционально — комфортную атмосферу в классном коллективе, формирую у детей отношения сотрудничества, принятия положительной учебной мотивации.
3. Поддержка и обучение
1. Создаю условия для успешного воспитания и обучения через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий. 2. Использую дистанционное обучение для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, часто пропускающими занятия по болезни, обучающимися на дому. Данная работа осуществляется посредством использования электронной почты и общения по skype . Принимаю активное участие в системе дистанционного обучения с использованием интернет – технологий информационно – образовательной среды «Телешкола». 3. Создание благоприятной среды для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 4. Создаю благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 5. Привлекаю к работе кружка «Сохраним своё здоровье», элективного курса «Генетика человека», волонтёрского валеологического кружка «Подари себе жизнь».)
4. Взаимодействие с родителями
Сопровождение родителей: помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве; консультирование индивидуальное и групповое; информационно — просветительская и профилактическая работа. Координация действий родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
5. Применение психолого – педагогических технологий
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках реализую по направлениям: обучающее, профилактическое, оздоровительное. Активно применяю информационно – коммуникационные технологии, в частности дистанционные. Использую с такой категорией детей разноуровневое обучение.
6. Эффективность работы
Проводимая работа по сопровождению детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь классного коллектива, успешно происходит их обучение и социализация. Так пятеро детей — успешно заканчивают 9 класс; восемь учащихся регулярно посещают кружки биологической направленности и являются активными участниками различных школьных мероприятий; двое являются постоянными участниками научно — практических конференций разных уровней. Наблюдается рост участия этой категории детей в дистанционных интернет – конкурсах Мультитест, Олимпус, Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа». Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум.
7. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся
1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения. 2. Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 46% до 78%). 3. Понизился уровень тревожности. 4. Увеличение доли числа детей — инвалидов, вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. 5. Гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения. 6. Повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации. 7. Формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе. 8. Осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации.
Источник