Социальная адаптация детей с ОВЗ
учебно-методический материал
Доклад на ШМО воспитателей отражает специфику работы с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ermakova.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Ермакова Флера Мидехатовна,
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
. Да! Трудно нашим детям,
Не каждый сразу их поймет.
Вопрос тот часто задается:
«А для чего такой живет?»
А дети в том не виноваты,
Что свет их принял вот таких.
И сделать все для них должны мы,
Чтоб радостней был детский мир.
Но и среди таких детей
Полно талантливых людей:
Есть музыканты и артисты,
Певцы, ученые, юристы.
Не тот больной, кто свет не видит,
Не слышит кто морской прибой.
Не страшно быть слепым глазами,
А страшно быть слепым душой!
Основной задачей педагога в учреждении для детей с ограниченными возможностями является их социальная адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально-нравственной сферы.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. В основе становления личности ребенка, прежде всего, должно лежать гармоничное развитие во всех направлениях и сферах деятельности. Однако многолетний опыт работы с детьми позволяет сделать предположение, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, что нередко ведет к дезадаптации. Особенно ярко это проявляется у детей с врожденными или приобретенными недостатками, например, у детей с нарушением зрения. У таких детей развитие психических функций отклоняется от нормы, поэтому особенно актуальной становится задача социальной адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.C. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т. е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у видящего окраску. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков», покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.
Как уже отмечалось ранее, зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Эмоциональная сфера детей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию.
В данный момент существует противоречие между все более возрастающим числом детей с нарушением зрения и низким уровнем социальной адаптации и развития эмоциональной сферы.
Поэтому сегодня мы подняли актуальную для всех нас, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, тему. Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающими. Задача педагога, в данном случае, воспитателя, заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, помочь пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Группа, с которой я работаю – 7 «Г» класс. В группе 3 человека – Аксенов Иван, Непочатых Кирилл и Фокин Андрей. Двое имеют инвалидность по зрению, Иван – тотально слепой ребенок.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Социальная адаптация включает в себя:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
- формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в таких условиях способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу воспитателя, физкультурно-оздоровительную и кружковую работу, а также, организацию отдыха и досуга.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играет книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. При работе в своей группе я очень большое внимание уделяю чтению внеклассной литературы. Круг авторов и произведений очень широк: Пастернак Б.Л., Крапивин В. и др. Регулярно проводятся экскурсии в библиотеки на тематические беседы. Это музыкальные вечера, беседы по творчеству знаменитых поэтов и писателей — Цветаевой, Крылова. Принимаем участия в различных литературных конкурсах. Аксенов Иван был награжден дипломом участника ONLINE конкурса сочинений о людях – инвалидах сильных духом в рамках «Алехинских чтений». Ваня принимали участие в этом конкурсе наравне со взрослыми. Так же Иван стал призером конкурса чтецов и поэтических баталий.
Также, с ребятами активно изучаем различные социальные объекты, с которыми человек сталкивается ежедневно: банки, банкоматы, МФЦ, посещаем библиотеки, парикмахерские, продуктовые магазины и т.д.
В начале моей работы с группой имели место такие проблемы: мальчики не умели пользоваться банковской картой, не ориентировались в ценах на продукты, не могли грамотно рассчитать свой бюджет, деньги утекали как вода. Теперь они научились грамотно распределять свои средства, не покупать лишнего, ненужного. Они не только обеспечивают себя всем необходимым, но и делятся с другими ребятами, организовывают чаепития по праздникам и дням рождениям.
Для развития пространственной ориентировки и расширения кругозора проводились экскурсии по городу. Мы побывали на кожгалантерейной фабрике «Арлион», в главной православной церкви города – Уйском соборе, в Парке победы, в Троицкой местной организации Всероссийского общества слепых, в комнате боевой славы «Боевое братство». Была организована поездка в г. Челябинск в театр на спектакль «Рудольфио».
Все ребята активно занимаются в спортивной секции шоудаун. Прекрасная динамичная игра — настольный теннис для слепых, развивающая силу, ловкость, координацию движения и логическое мышление незрячего человек, приобрела много поклонников во всем мире и нашла широкое распространение в нашей школе. Во многих региональных организациях ВОС этот прекрасный метод реабилитации инвалидов по зрению уже заслужил высокую оценку. В соревнованиях по настольному теннису на кубок Челябинской области Иван занял III место и получил диплом за участие в областных соревнованиях на кубок ЧРОО «РПС Метеор». Каждый год группа 7 «Г» класса занимает призовые места в школьном празднике «День здоровья».
Большое внимание уделяется участию в кружковой деятельности, где ребята могут проявить себя, создавать что-то своими руками, наравне с видящими сверстниками. Андрей Фокин посещает кружок авиамоделирования и участвует в танцевальном коллективе «Гармония» (рук. Щеткин В.А.). Мальчики делали брошки из фетра для своих близких под руководством Якуповой JI.P., Кирилл Непочатых стал посещать театральный кружок и активно участвовать во внеурочной деятельности: принимал участие в конкурсе чтецов, исполнял роль Амура в мероприятии «Синяя птица». Так же посещает спортивную школу и плавательный бассейн, принимает участие в спортивных соревнованиях
В субботу, 10 февраля, на реке Увелька прошёл зимний спортивный праздник «Лыжня России-2018». Это самая массовая Всероссийская лыжная гонка, в которой принимают участие взрослые и дети, любители и профессионалы. Ежегодно в ней участвуют сотни человек разных возрастов — школьники, студенты, представители трудовых коллективов. В этом году в «Лыжне России» приняли участие и наши воспитанники — Фокин Андрей и Непочатых Кирилл.
Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты: происходит социальная адаптация ребенка с нарушением зрения. Дети лучше ориентируются в пространстве, умеют читать эмоции других людей, а значит, лучше их понимать. Также в полной мере используются сохранные анализаторы.
Необходимо продолжать эту многогранную работу по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в которой, несомненно, принимают участие все специалисты нашего учреждения. Спасибо за внимание!
Источник
Что такое социальная адаптация детей с ограниченными возможностями?
Социальная адаптация для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это разработанный правительством РФ комплекс мер, которые направлены на дополнительную реабилитацию, формирование нормального поведения в обществе и комфортный процесс образования и осуществления трудовой деятельности, для лиц с инвалидностью.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Методы адаптации позволяют недееспособному ребёнку быстрее привыкнуть к условиям окружающей среды при наличии имеющихся отклонений.
Законодательный вопрос
Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне. Это означает, что воспользоваться ими может каждый из инвалидов, вне зависимости от того в каком регионе он проживает.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Основными нормативно-правовыми документами являются:
- Федеральный закон от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов говорит о понятии инвалидности, возможности контроля и обучения, о других особенностях такого статуса» – определяет понятие семьи, как важнейшего института социализации детей с ограниченными возможностями. Именно в домашних условиях несовершеннолетнему с инвалидностью предоставляются наиболее комфортные условия для обучения поведению, душевным качествам и развитию интеллектуальных способностей;
- Приказ Министерства здравоохранения от 04.07.91 года №117 «О порядке выдачи медэкспертизы и заключения на детей–инвалидов». Оговаривается понятия инвалидности малышей, адаптации.
Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне. h2 2,0,0,0,0 —>
Что такое социальная адаптация для детей с ограниченными возможностями?
Проблема недееспособных детей является достаточно актуальной в большинстве стран мира. Главной целью является полноценное воспитание несовершеннолетних инвалидов.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Правительством Российской Федерации ежегодно разрабатываются новые методики для наиболее комфортной адаптации, которые помогают тысячам детей осваиваться в окружающей среде.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями во всем мире составляет три процента об общего количества несовершеннолетних.
Дети с ОВЗ – это лица, не достигшие восемнадцатилетия, которые имеют присвоенную медико-социальной комиссией группу инвалидности. Такие дети требуют особого ухода, получения образования и развития в социуме.
p, blockquote 9,0,1,0,0 —>
Понятие детей с ограниченными возможностями определяет несовершеннолетних, имеющих следующие отклонения:
- Слуховые;
- Зрительные;
- Опорно-двигательные расстройства;
- Речевые дефекты;
- Интеллектуальные расстройства.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
При присвоении группы недееспособности, для каждого из детей разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа, которая включает различные меры социальной адаптации, назначаемые зависимо от индивидуальных особенностей патологии.
Комплекс процедур разрабатывается при содействии различных медицинских и социальных специалистов, которые разрабатывают персонифицированный план адаптации в социуме и лечения для каждого ребёнка с инвалидностью.
При присвоении группы недееспособности, для каждого из детей разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа h2 3,0,0,0,0 —>
Методы адаптации
Разработанный Правительством государства комплекс мероприятий, содержит определенные мероприятия социальной работы.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Как пример, для адаптации в социуме несовершеннолетних инвалидов могут применяться нижеперечисленные методы работы:
- Беседа информационно характера, проводимая с детьми, имеющими ОВЗ;
- Формирование системы поведения ребёнка с ограниченными возможностями в социуме;
- Методика соцподдержки и стимулирования развития новых навыков;
- Сказкотерапия, принадлежащая к способам реализации тренингов по социальной адаптации.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Практически каждый ребёнок с ОВЗ, который начинает обучение в школе, нуждается в оказании социальной помощи. Однако отдельные дети привыкают к новому окружению при помощи поддержки со стороны близких родственников.
Использование тщательно отработанных методов социальной адаптации, помогает успешно адаптироваться в социуме детям с абсолютно разными ограниченными возможностями.
Такие программы помогают комфортно приспособится к новым условиям окружения, без особой тяжести. h2 4,0,0,0,0 —>
Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Федеральными нормативно-правовыми документами определены некоторые этапы и условия, на который вводится адаптация недееспособного ребенка в социуме, что приведены в таблице ниже.
Понятие | Характеристика |
---|---|
Уравновешивание | Является минимальным показателем процесса адаптации к новым условиям. На данном этапе происходит ознакомление с новой окружающей средой. Здесь ребёнок с ограниченными способностями рассматривает новых детей и налаживает с ними связь. |
Псевдоадаптация | Определяется как привыкание к окружающей среде внешне, но непринятие её на психологическом уровне. Это может происходить по причине разных убеждений, интересов и других разногласий между ребенком с ОВЗ и другими детьми. Ребёнок не понимает, как ему поступать в неясных для него ситуациях, отвергая постороннюю помощь и дружеские отношения, придерживаясь первоначальным принципам. |
Приноровление | На данном этапе происходит принятие системы ценностей и убеждений нового окружения. Как пример, одна из сторон идет на уступки по отношению к другой. |
Уподобление | Полное психологические и физическое привыкание ребёнка, соответственно новых социальных условий. |
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Важно осознавать, что процесс адаптации ребёнка в социуме является сложным процессом, так как дети с ограниченными возможностями отличаются от сверстников, а их характер еще слаб и неустойчив.
Государственные программы
Правительство государства постоянно разрабатываются и реализуются новейшие методики, которые помогаю детям с ОВЗ более быстро и комфортно привыкать к новым условиям окружающей среды.
p, blockquote 19,1,0,0,0 —>
Одной из особенно эффективных методик социальной адаптации является пескографии (рисование песком), помогающей исправить и сформировать эмоционально-волевую, а также социальную сферы для школьников, имеющих ОВЗ.
Также, Правительством государства была реализована госпрограмма «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями», которая основывается на разностороннем развитии несовершеннолетних.
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
Особое внимание отводится:
- Психическому здоровью;
- Развитию моторики;
- Художественное и интеллектуальное развитие.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
Все мероприятия для детей с ограниченными возможностями разрабатываются, зависимо от возрастной категории ребёнка.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Наиболее доступной разновидностью художественной деятельности является лепка из разных материалов. Проведение занятий прививает интерес детей к эстетике, художественному восприятию, а также формируют мнение о красоте окружающей среды.
При лепке допускается использование разных материалов, но самыми экологическими и безопасными являются соленое тесто и грязи.
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Проведение занятий осуществляется для:
- Тренировки одновременности действий при моторике рук;
- Повышению чувствительности прикосновений;
- Развития пространственного мышления и воображения;
- Укрепление психики;
- Развития навыком планирования для достижения определённых целей и т.д.
При лепке допускается использование разных материалов, но самыми экологическими и безопасными являются соленое тесто и грязи. h2 6,0,0,0,0 —>
В каком порядке проводится социальная адаптация?
Действующими нормативно-правовыми документами определены несколько этапов привыкания ребёнка с ОВЗ в обществе, которые приведены в таблице ниже.
Уровень | Характеристика |
---|---|
Неудовлетворительный | Ребёнок не в состоянии приобретать первоначальные навыки и приспосабливаться к психологической обстановке в новой окружающей среде. Несовершеннолетний имеет постоянные заболевания по этой причине. |
Неполный | Адаптация ребёнка затруднена при помещении его в новую социальную среду. |
Удовлетворительный | Несовершеннолетний полностью адаптировался при помещении его в новое общество. Они имеют полноценные навыки к самообслуживанию, выполнению функциональных обязанностей и соблюдению дисциплин. |
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
Первоначально, для детей с ограниченными возможностями проводят экскурсию, помогающую ознакомиться с новой окружающей средой и социумом.
p, blockquote 28,0,0,1,0 —>
Также, эффективными являются практические задания, предполагающие вступление в диалог с другими сверстниками, для получения какой-либо информации, помогающей решить поставленное задание.
Это помогает познакомиться с другими детьми, наладить взаимоотношения, завести новые знакомства и друзей.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
В практическом применении, используются следующие меры деятельности:
- Наглядные;
- Практические;
- Воспитательные.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Для достижения скорейшей социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями используются различные игровые мероприятия, которые делают образовательный и воспитательный процесс легче. В процессе игры вовлекается намного больше детей, чем при простой подаче материала.
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
Последним пунктом социальной адаптации является закрепление. На этом этапе ребёнок несколько привыкает к этой среде, самостоятельно общается, передвигается и обучается.
Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев, при проведении реабилитационных мероприятий.
p, blockquote 34,0,0,0,0 —>
Основными задачами социальной адаптации являются следующие:
- Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
- Преодоление трудностей, которые возникают при получении образования;
- Окружение ребёнка с ограниченными способностями только положительными эмоциями;
- Предоставление информации об отличительных особенностях личностного формирования ребенка с ОВЗ, его обучении и адаптации несовершеннолетнего в социуме.
p, blockquote 35,0,0,0,0 —>
Проведение мероприятий по получению образования таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые приведены в таблице ниже.
Если несовершеннолетние с ОВЗ посещают учреждения совместно с полностью здоровыми детьми | Не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В особенности это относится к школам, преподающим стандартные обучающие программы. В таких учебных заведениях нет различия между категориями детей. |
При устройстве ребёнка в образовательное учреждение | Имеющее специальный класс для таких детей. |
h2 7,0,0,0,0 —>
Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.
Причина | Характеристика |
---|---|
По причине недееспособности | Данная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата. |
По психофизиологическим параметрам | Таковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент. |
При значительных нарушениях физического здоровья | Не редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему. |
При значительных расстройствах психики | Не позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников. |
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностями | Как пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д. |
Ограничение действий ребенка | Если несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников. |
Окружающая среда | Дети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде. |
Различные психические нарушения | Провоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка. |
Заключение
Правительство государства оказывает разностороннюю поддержку для детей, которые имеют ограниченные возможности. Одной из мер господдержки является применение программ социальной адаптации, позволяющих более быстро и комфортно освоиться ребёнку в социуме, либо новом окружении.
p, blockquote 38,0,0,0,1 —>
Каждый из комплексов мероприятий разрабатывается индивидуально, зависимо от отклонений, имеющихся у ребёнка. Для уточнения всех подробностей, обращайтесь в местное Управление социальной защиты населения.
Источник