XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ОЦЕНКА ВРЕДА И ПОЛЬЗЫ СИНТЕТИЧЕСКИХ ВИТАМИНОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
В 21 первом веке наука не стоит на месте. Не стоит на месте и разработка, производство, и внедрение на рынок синтетических витаминов. СМИ на протяжении длительного промежутка времени всячески способствовали росту популярности у населения продуктов фармакологической промышленности. Приблизительно 20 лет люди приобретали синтетические соединения, даже не задумываясь об их вредности.
Актуальность работы заключается в том, что для разрешения на их производство не требуется проведения многочисленных клинических исследований, а при выпуске они могут регистрироваться как БАД — биологически активные добавки. Эти факторы способствуют бесконтрольному и неграмотному потреблению всевозможных витаминных комплексов, которые могут не только не оказывать положительного воздействия на организм, но и вызывать побочные эффекты.
Целью работы является популяризация научных сведений о пользе и вреде приема синтетических витаминов.
Методы исследования: анализ научно – публицистических статей, сбор статистических данных.
Витамины — это группа низкомолекулярных органических соединений. Для нормального функционирования организма требуется небольшое их количество, но их недостаток сказывается на здоровье. Необходимое количество индивидуально для каждого человека в зависимости от пола, возраста, гормонального фактора, жизненных условий, рода деятельности, физической активности. Существуют синтетические и натуральные витамины. Натуральные — витамины, которые люди получают с пищей, солнечным светом. Синтетическими витаминами называют те, которые производятся путем химического синтеза. Они являются фармакологическими средствами и продаются в аптеках. [2, с. 5]
Ни для кого не секрет, что полноценное питание — основа здоровья. В эпоху фаст-фуда и недостатка времени для нормальной трапезы синтетические соединения и приобрели популярность. И хотя они имеют сходную структуру с натуральными, но не являются их настоящей заменой.
Во-первых, синтетические и выделенные из натуральных продуктов витамины не имеют активных веществ, которые помогают им усваиваться. В лучшем случае они в основной массе просто выводятся из организма, не причиняя ни пользы, ни вреда. Во-вторых, искусственные витамины могут вызвать токсические повреждения, аллергию, пищеварительные расстройства, мочекаменную болезнь и даже рак. Натуральные витамины, содержащиеся в пище, имеют сложную структуру из множества активных компонентов — биофлавоноидов, токоферолов и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой для правильного усвоения и взаимодействия с клетками организма. Именно поэтому синтетические витамины лишь частично усваиваются, тогда как основная масса химических веществ мигрирует по тканям и органам и может откладываться на стенках кровеносных сосудов, сердца и почек и т.д. [1]
Официальная позиция, неоднократно высказываемая специалистами НИИ питания Российской академии медицинских наук, заключается в том, что нашим соотечественникам витаминов не хватает, и потреблять их нужно не курсами, 2-3 раза в год, а практически постоянно. Найти в России специалиста, который бы открыто стоял в оппозиции к такому профилактическому приему витаминов, практически невозможно. А между тем в последние годы за рубежом неоднократно появлялись серьезные научные исследования, в которых польза поливитаминов подвергалась серьезному сомнению.
Первые сомнения в пользе синтезированных витаминно-минеральных комплексов появились в конце 80-х гг. прошлого века. В 1988-91 годах ученые задались целенаправленным поиском подтверждения влияния синтетических витаминов на интеллект детей. И никакой связи не обнаружили. Конечно, биологически активные вещества нужны для всех процессов внутри организма, но на умственные способности они не воздействуют прямо. Не исключено косвенное влияние в виде усиления передачи нервных импульсов, но это только предположение — доказательств нет. [ 1 ]
Британские ученые не давно опубликовали исследования, согласно которым прием витаминов А и Е у курильщиков провоцировал развитие онкологических болезней легких и сердечно-сосудистых патологий. В США было выявлено, что прием витамина А в период беременности приводит к возникновению дефектов развития новорожденных, и даже были напечатаны соответствующие противопоказания для будущих родителей. Интересными оказались результаты приема больших доз витамина С — после чего у пациентов тормозилось проведение нервных импульсов, появлялась мышечная усталость и нарушалась координация движений.
Другой показательный пример. Датские ученые исследовали 250 тысяч пациентов, принимавших разные группы витаминов, и пришли к выводу, что синтетические витамины уменьшают способность самого организма бороться с инфекционными заболеваниями. Причем, больше опасаться нужно жирорастворимых витаминов: А, Д, Е. Их избыток может вести к патологиям печени, почек, сердца, головным болям и аномалиям плода у беременных. Селен, витамин С и другие водорастворимые витамины легко усваиваются организмом, а их остатки хорошо выводятся мочевыделительной системой — негативного влияния по мнению копенгагенских ученых они не оказывают. [3,с. 64]
Бета-каротин с витамином А увеличивает смертность на 30%, а с витамином Е — на 10%. Это обнаружили ученые, исследовавшие влияние поливитаминов на профилактику злокачественных опухолей пищеварительной системы». Хуже других себя показали комбинации бета-каротина с витаминами А и Е. Бета-каротин в компании с витамином А увеличивал смертность почти на 30%, а с витамином Е — на 10%. Хотя эти показатели статистически достоверны, ученые деликатно говорят о них не наверняка, а употребляют термин «возможно».
В данной работе в попытке ответить на вопрос о вреде и пользе рассматриваются основные витамины, их синтетические аналоги.
Натуральный витамин A (или каротин) состоит из нескольких субъединиц — 2 больших (альфа и бета) и 4 малых. Фармацевты производят только бета-каротин, не синтезируя все остальные фракции. А ведь именно такая сложная структура и обуславливает ценность данного биологически активного вещества. [3, с. 10-12]
Всем известно, что данное соединение необходимо для органов зрения, поскольку входит в состав функциональных структур сетчатки глаза (палочек и колбочек). В природе оно содержится в моркови, абрикосах и других оранжевых плодах. Что же говорят исследователи о синтетическом заменителе? Есть два научных факта:
1. Риск развития онкологического заболевания кишечника возрастает на 30% при регулярном приеме синтетического аналога.
2. Прием курильщиком 20 мг вещества в день увеличивает частоту появления заболеваний сердца на 13%.
Избыток даже натурального витамина A негативно переносится организмом. В частности, у человека появляется головная боль и головокружение, высыпания на коже и тошнота. Не исключены судороги и нарушение зрения.
Из нескольких субъединиц также состоит витамин E — 4 токоферола и 4 токотриенола. Фармацевты же выпускают лишь частичный заменитель, который не соответствует натуральному. И вот что говорят исследования:
1. В 1994 г в Финляндии обнаружили повышение на 18% риска развития рака легких у курильщиков при регулярном приеме данного соединения.
2. В Израиле установили, что комплекс C+E на 30% увеличивает шанс заработать атеросклероз.
3. В США нашли связь между приемом A+E и развитием рака кишечника. Среди 170 тыс. испытуемых частота заболевания возрастала на 30% у тех, кто употреблял данный комплекс. [3, с. 71]
Широко распространена информация, что витамин С — это аскорбиновая кислота. Но это не совсем так. В состав витамина С входят флавоноиды, рутин, аскорбиноген и многие другие соединения, которые в комплексе формируют функционально активную единицу. Прием синтетической аскорбиновой кислоты отдельно от дополнительных компонентов показывает следующие результаты:
1. Ежедневная доза в 500 мг повышает вероятность атеросклероза в 2,5 раза.
2. Комплекс A+E+C увеличивает риск преждевременной смерти на 16%.
Кроме того, избыток даже натурального витамина C, содержащийся в цитрусовых, шиповнике и прочих растениях, провоцирует бессонницу, расстройство стула, тревожность без особых причин.
В организме человека витамин D синтезируется под воздействием солнечного света ультрафиолетового спектра. Он необходим для усвоения кальция, роста костей и мышц. Одно время были популярны биологически активные добавки с данным соединением. И применяли его матери на своих детях с целью укрепления молодого скелета. Обернулось это очень печально — в больницу стали попадать дети с диагнозом «окостенение черепа». Дело в том, что мозг малыша растет вместе со всем организмом. И когда развитие черепа останавливается из-за переизбытка витамина D, то мозгу попросту некуда деваться. Это привело к вспышке детской смертности.
Группа витаминов В наиболее аллергенна. На переизбыток таких веществ организм реагирует кожной сыпью и зудом, а иногда случается даже анафилактический шок. Большинство витаминов В синтезируются в кишечнике человека бактериями, поэтому, как правило, дефицита не возникает, за исключением различных заболеваний ЖКТ, провоцирующих дисбактериоз. [2, с.57]
Исследования демонстрируют влияние витамина B12 на скорость передачи нервного импульса, поэтому косвенно он воздействует на все психические процессы (память, концентрация и т.д.). Натуральный витамин состоит из комплекса соединений, имеющих в своем составе кобальт: циано-, метил-, гидрокси-, дезоксикобаламин. Синтетический аналог содержит только цианокобаламин, а получается он весьма интересным способом. В геном бактерии встраивают специальный ген, который дает ей возможность синтезировать витамин B12.
Когда оправдан прием витаминов? Если применять их разумно и по необходимости, то однозначно они пойдут на пользу. При сбалансированном питании нет нужды в дополнительных биологически активных добавках, но при отсутствии в рационе овощей, фруктов и ягод — есть. Кроме того, многие заболевания нарушают нормальное усвоение питательных и вспомогательных веществ, поэтому в данном случае также потребуется помощь фармацевтической индустрии.
Почему натуральные и синтетические витамины оказывают столь разный эффект на организм человека? Похоже, все дело в химии: антиоксиданты в составе овощей и фруктов работают, а такие же вещества из пробирки — нет. Биохимикам хорошо известны подобные случаи, когда «живые» молекулы ведут себя иначе, чем их синтетические копии. Часто это связано с изомерией — явлением, при котором одинаковые молекулы имеют различное расположение атомов в пространстве. [4, с. 101-103]
Заканчивая размышление о значении синтетических препаратов, хочется отметить, что главная причина отрицательного влияния синтетических витаминов на здоровье человека, заключается в их неправильном приеме. Противопоказано самостоятельное употребление каких бы то ни было витаминных комплексов и пищевых добавок без консультации медицинского специалиста. Многие, желая укрепить иммунитет и повысить работоспособность, употребляют различные витамины в больших количествах, к тому же приобрести их несложно, они отпускаются в аптеках без рецепта врача. Неконтролируемый прием витаминов приводит к гипервитаминозу. Это очень распространенное патологическое состояние в развитых странах. Ни в коем случае нельзя относиться к данным добавкам как к безвредному средству — недооценка опасности может выразиться в серьезных расстройствах и даже сократить срок жизни.
А. Мельников. «Витамины могут убивать» //Известия, 7 октября 2004 г.
Морозкина Т.С., Мойсеенок А.Г. «Витамины», Монография. Минск: Асар, 2002. — 112 с. — ISBN: 985-6572-55-Х.
Филиппова И. «Синтетические витамины»// Диля, 2003 г. – 84 c .
Энтони Патриция К.. «Секреты фармакологии» / Пер. с англ, под ред. Д.А. Харкевича. — М.: Медицинское информационное агентство,2004. — 384 с.. 2004
Источник
Проект «Витамины»
Проект выполнен ученицей 1 класса. Работа содержит полезные материалы о витаминах. Можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочное время «Разговор о правильном питании».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Витамины и полезное питание | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя мама часто говорит мне, что я плохо кушаю. Должна признаться, что я не люблю каши, и если мама готовит мне на завтрак кашу, я почти всегда отказываюсь ее кушать. Еще я не очень люблю отварное мясо, молоко и совсем не ем печень.
Мама говорит, что мне обязательно нужно приучать себя кушать эти «невкусные» продукты, так как в них содержатся полезные вещества, которые называются витаминами и которые нужны человеку, особенно детям, для того чтобы расти, поддерживать правильную работу мозга и иммунной системы, сохранять нормальное зрение и для многого другого.
После очередной такой беседы с мамой у меня возник вопрос: действительно ли человеку так необходимы витамины и можно ли без них обойтись? Этот вопрос показался мне очень важным, ведь собственное здоровье волнует меня больше всего. В своей работе я попыталась найти ответ на волнующий меня вопрос.
Цель: определить, зачем нужны витамины и как они влияют на здоровье младшего школьника.
1. Проанализировать научную литературу по интересующему вопросу.
2. Выяснить, какую роль выполняют витамины.
3. Выяснить, какие последствия для детского организма влечет за собой нехватка витаминов.
4. Провести анкетирование учащихся.
5. Выяснить какие витамины продаются в аптеках города Сургута.
6. Предложить рекомендации по здоровому питанию для учащихся.
7. Составить витаминное меню на день в осенне-зимний период.
Объект: витамины для здоровья и роста младших школьников.
Гипотеза : количество витаминов, содержащихся в продуктах питания, влияет на состояние здоровья школьника.
Методы: 1.Теоретический 2. Социологический опрос 3. Аналитический
План работы. Сроки реализации проекта.
Подбор теоретического материала по теме проекта
Оформление результатов работы
Подготовка рекомендаций по здоровому питанию для учащихся
Представление проекта одноклассникам
Представление проекта на школьной конференции
2. Основная часть
2.1. Что такое витамины.
Слово «витамин» происходит от латинского слова vita, что в переводе означает «жизнь». На сегодняшний день известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Каждый витамин имеет своё название, обозначаемое буквой латинского алфавита.
Основным источником витаминов являются продукты питания, поэтому нужно серьёзно подойти к составлению меню ребёнка. Необходимо помнить, что питание должно быть не только полезным, но и разнообразным и сбалансированным. Необходимо также знать о сочетаемости продуктов. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям.
Детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, потому что он растет, развивается и обмен веществ происходит в нем весьма энергично. Если ребенок получает необходимое количество витаминов, он легче переносит различные неблагоприятные условия внешней среды, менее восприимчив к инфекциям, реже болеет, а если и заболеет, то легче переносит болезнь.
2.2 . Группы витаминов
Я попыталась выяснить, какое влияние оказывают витамины на состояние здоровья детей. В своем исследовании я рассматривала ряд основных витаминов – A,C,D,E и витамины группы В.
В ходе проведенного исследования мне удалось выяснить следующее.
Витамин А предотвращает проблемы со зрением, способствует укреплению иммунной системы, имеет важное значение для роста клеток и улучшает состояние кожи. С амое известное последствие недостатка в организме витамина А — ухудшение зрения при слабой освещенности, так называемая «куриная слепота».
В помидорах, салате, моркови и тыкве, луке, абрикосах много особого вещества, называемого каротином. Попадая в организм человека, каротин превращается в витамин А. Чтобы каротин лучше усваивался и превращался в нашем организме в витамин А, следует добавлять к овощам и зелени какой-нибудь жир, например растительное масло.
Большое значение имеют витамины группы В. Они помогают организму легче справляться с усталостью, сохранять бодрость и работоспособность. При их недостатке нарушается нормальная деятельность нервной системы, дети быстрее устают, им труднее бывает сосредоточить внимание на уроках.
Нетрудно обеспечить организм необходимым количеством витаминов группы В. Они содержатся в разных сортах хлеба, мясе, рыбе, яйцах, молоке и сыре, а также в овсяной, гречневой и ячневой каше.
Витамин С важен для здоровья десен, зубов и для роста костей . В результате приема этого витамина увеличивается устойчивость организма к различным инфекциям. При недостатке витамина С у детей ухудшается аппетит, они быстро устают, чаще других болеют инфекционными заболеваниями.
Витамин С в больших количествах содержится в свежей и кислой капусте, томатах, зеленом луке, редьке. Им особенно богаты клюква, черная смородина, киви, шиповник, клубника, лимоны, апельсины.
Витамин D служит росту и укреплению костей . Он помогает организму усваивать кальций, поступающий с пищей, и препятствует размягчению костей. Витамин D образуется в организме человека при достаточном количестве солнечных лучей. Отсутствие или недостаток в организме ребенка витамина D приводит к заболеванию рахитом. Витамин D содержится в печени животных, икре, яйцах.
Витамин Е нужен для защиты клеток организма от разрушений и повреждений. Этот витамин содержится в зелени и орехах, растительных маслах, а также в пророщенных зернах пшеницы и ячменя.
Вывод: витамины – это необходимая для человека составляющая пищи, которая обеспечивает нормальное течение всех важных для жизни процессов в организме.
2.3 . Витамины для здоровья
С того времени, когда ребенок начинает ходить в школу, резко возрастают нагрузки на зрение, нервную систему, значительно увеличивается активность умственной деятельности. Безусловно, для того чтобы ребенок был крепким и полным сил, ему в первую очередь, необходимо правильно и хорошо питаться. Однако даже самый правильно построенный рацион не может полностью обеспечить потребность растущего организма, в витаминах.
В подтверждение вышесказанного приведем несколько примеров. Для того, чтобы обеспечить организм суточной нормой витамина А, равной 1 мкг, потребуется съедать ежедневно 550 г моркови или 400 г зеленого горошка. Ч тобы получить необходимую суточную норму витамина В1, равную 2 мкг, необходимо съедать 2,5 кг картофеля или 2 кг сладкого перца каждый день. Чтобы обеспечить организм необходимым количеством витамина С, суточная норма которого для младшего школьника составляет 60 мкг, потребуется съедать 700 г вишни или 500 г яблок ежедневно.
Приведенные выше цифры служат доказательством того, что обеспечить организм достаточным количеством витаминов, поступающих в организм с пищей, практически невозможно. Часто, для того чтобы поддерживать детский организм здоровым, приходится прибегать к приему синтетических витаминов. Длительность приема таких витаминных препаратов зависит от времени года, региона проживания, предрасположенности ребенка к определенным заболеваниям и может составлять, как правило, 2-6 недель.
2.4. В аптеках города
В аптеках можно найти множество самых разных витаминов для детей младшего школьного возраста, однако выбрать самые лучшие из этого изобилия не так просто. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо четко представлять, с чем обусловлена необходимость приема синтетических витаминов. Чтобы разобраться в этом вопросе, можно обратиться за консультацией к специалисту, например к врачу-педиатру.
Вместе с мамой я посетила несколько аптек города Сургута и выяснила, какие витамины для детей младшего школьного возраста в них продаются.
Результаты данного исследования представлены в таблице:
Виды витаминных препаратов
С какой целью необходимо принимать
Витаминно-минеральные комплексы для поддержки иммунитета
Алфавит Школьник, Мульти-табс Юниор, Витрум Кидс
для защиты и поддержания иммунной системы ребенка в период простудных и вирусных заболеваний
Витаминно-минеральные комплексы для поддержки и восстановления зрительных функций
Пиковит Омега-3, Черника Форте для детей
для защиты глаз ребенка от воздействия чрезмерных нагрузок и повышения остроты зрения
Общеукрепляющие витаминно-минеральные комплексы
Алфавит Школьник, Мульти-табс Юниор
рекомендованы для здоровых детей или детей, находящихся в восстановительном периоде после перенесенного заболевания
Витаминно-минеральные комплексы для укрепления зубов и костей
для укрепления зубов и костной системы ребенка
Витаминно-минеральные комплексы для укрепления нервной системы и улучшения памяти
для предотвращения нежелательных последствий стрессовых ситуаций, таких как ухудшение памяти, беспричинные головные боли и др.
Вывод: безусловно, самым лучшим способом для восполнения витаминов в организме ребенка является их поступление с натуральными продуктами питания. Однако в силу климатических условий проживания на севере это возможно осуществлять только летом. В остальное время года дети, проживающие в северных регионах, часто испытывают недостаток витаминов, что может привести к нарушениям в организме и стать причиной развития некоторых заболеваний . Чтобы этого избежать, зимой и ранней весной в качестве дополнительного источника витаминов полезно давать детям синтетические витамины.
2.5. Анкетирование учащихся
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о витаминах? Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование среди учащихся. В анкетировании приняли участие 24 учащихся 1В класса. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как вы считаете, нужны ли человеку витамины?
Да – 23 ученика, 1 ученик не ответил на вопрос.
2. Какие витамины вы знаете?
Ответили на вопрос 11 учеников, не ответили на вопрос 13 учеников.
3. Как вы думаете, в каких продуктах содержится больше всего витаминов?
17 учеников назвали различные фрукты и овощи, кроме этого 3 ученика из 17 назвали молоко; не ответили на вопрос 7 учеников.
4. Какие продукты вы считаете самыми вкусными?
20 учеников назвали разные фрукты и овощи (чаще других назывались: цитрусовые – 7 учеников, яблоки – 5 учеников, бананы – 3 ученика, морковь – 3 ученика), 1 ученик назвал самым вкусным продуктом колбасу, 3 ученика не ответили на вопрос.
5. Любите ли вы кушать фрукты и овощи?
Вывод: результаты анкетирования показали, что не все учащиеся имеют конкретное представление о витаминах, вместе с тем, большинство из них знают о том, что витамины необходимы человеку. Также большинство учащихся осведомлено о пользе овощей и фруктов. Замечательно и то, что большинство опрошенных считают их самыми вкусными продуктами питания.
Следует отметить, что один из учеников указал в качестве самого вкусного продукта питания колбасу. Безусловно, данный пищевой продукт также с уверенностью можно отнести к вкусным продуктам, так же как и газировку, мороженое, картофельные чипсы и другие. Однако полезной такую еду назвать нельзя, так как содержание витаминов в ней равно нулю, а различные пищевые добавки, входящие в их состав, крайне вредны для здоровья младших школьников.
В ходе проведенного исследования гипотеза: количество витаминов, содержащихся в продуктах питания, влияет на состояние здоровья школьника, полностью подтверждена проведенными и описанными выше исследованиями. Чтобы поддерживать организм ребенка здоровым и полным сил, необходимо, чтобы в его ежедневное меню входили продукты, особенно богатые витаминами.
В некоторых случаях, например во время болезни, человеку требуется намного большее количество витаминов ежедневно, чем обычно. В этом случае, по совету врача, в качестве дополнительного источника витаминов можно давать ребенку синтетические витамины, и тогда ребенок легче справится с болезнью.
Никогда не нужно забывать, что полноценная пища, в особенности для растущего, еще не окрепшего организма, должна быть богата не только питательными веществами, но также и витаминами.
Питайтесь разнообразно и правильно и будьте здоровы!
Источник