ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Источник
Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье описаны методы и приёмы позволяющие сформировать у детей с задержкой психического развития знаково-символическую систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakovo-simvolicheskaya_sistema.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Всем известно, что человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам. Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты, театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной частью общества, надо усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую деятельность по их применению.
Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Ребенок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью восприятия предмета.
В своей практике я столкнулась с проблемой того, что дети с ЗПР воспринимают знаки строго соответственно содержанию. Объяснения сводятся к перечислению объектов и без целенаправленного обучения дети с ОВЗ не способны считывать закодированную информацию.
Поэтому, решая проблему социализации детей с ОВЗ мы создали свой алфавит кодирования.
Во-первых, в любой системе должны быть объединены минимум два знака. (фон или форма знака + предмет или символ)
Во-вторых, элементы должны быть систематизированы по определенному принципу.
В-третьих, появление новых элементов может осуществляться лишь по четко определенному коду.
Мною была проведена типология имеющихся знаков. Для работы с детьми, учитывая их уровень развития, выделила две категории. Это иконические знаки (иначе назвать их можно знаками-образами) и знаки-символы.
Основная трудность для детей, а для педагога основная коррекционная задача переход от умения «читать» иконические знаки к декодированию информации знаков-символов.
В своей работе с детьми я выбрала три основных направления связанные с знаково-символической системой, с которыми встречается каждый человек в своей жизни. Это знаки дорожного движения, правила поведения, инструкции.
Выделены общие алфавиты кодирования характерные для всех этих направлений:
В них отражаются свойства предметов, движение, отрицание.
Обязательным условием успешной реализации каждого этапа, я считаю, учет потребностей каждого конкретного ребёнка, сотрудничество взрослого и ребёнка через организацию обучения на коммуникативной основе.
Для обеспечения тематических и межпредметных связей использую, в основном, комплексные занятия, в которые включаю обучение различным видам замещения и моделирования.
Коррекционная работа начиналась с пробуждения у ребёнка внимания и интереса к самому себе. Для этого я использую приём превращения, т.е. принятия на себя роли изображаемого объекта. Мы подражали мимическим, экспрессивным движениям и жестам. Одновременно я на листе бумаги выполняю необходимые изображения, привлекая внимание и побуждая ребёнка воспринимать других людей на положительной эмоциональной основе. И если в начале обучения я рисую сама, то в дальнейшем дети выполняют это самостоятельно.
В нашей группе поселился деревянный человечек, подвижная схематическая модель. Дети придают ему положения по собственному желанию, а потом воссоздают это в реальном движении и рисунке, или наоборот, сначала выполняют движения, подбирают соответствующее изображение на карточке, а затем работают с моделью.
Эти упражнения не только делают восприятие осмысленным, но и положительно влияют на овладение графическим изображением человека.
В ходе этих игр происходит развитие всех видов словесной регуляции деятельности (от объяснения уже готового результата до элементарного планирования предстоящего выполнения).
Для моделирования целостного образа, основанного на выделении главного, существенного признака используется приём быстрого рисования.
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша помогают в формировании у детей умения выделять свойства предмета, кодировать и декодировать эти свойства. Знакомят с символом отрицания.
Мы знакомим детей с использованием различных символов не только на занятиях.
Но « один в поле не воин» и, ни для кого не секрет, что усилия одного специалиста тщетны. Поэтому воспитатели так же активно включены в формирование знаково-символической деятельности. В процессе обучения ролевой игре, драматизации, рисованию формирование речевой, графической, игровой компетентности, формирование социальной направленности восприятия, деятельности, поведения, личности ребёнка в целом.
Мы стараемся максимально привлечь родителей в работу на этапе, когда дети учатся самостоятельно кодировать и декодировать информацию.. Для этого мною разработан комплекс из восемнадцати заданий: дети с родителями создают сами или выбирают из существующих знаки. Например: найти знаки дорожного движения в которых используются иконические символы.
Это своеобразная игра, которая не только развлекает, но и сближает детей и родителей.
Анализируя результаты обучения, я убедилась, что комплексный подход к формированию знаково — символической деятельности при усилении социальной направленности содержания обучения, при обогащении программы специальными средствами и формирования замещения и моделирования приводят к существенной положительной динамике не только в области развития знаково-символической деятельности, но и нормализации общего процесса социализации данной категории дошкольников.
Источник
Консультация для родителей «Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ»
наталья назарукова
Консультация для родителей «Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ»
Консультация для родителей:
«ПИКТОГРАММЫ для работы с детьми с ОВЗ»
Составила воспитатель Назарукова Н. Ю.
Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие. Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом.
Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания.
Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. При работе с нашими детьми мы использовали фотографии реальных объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на чёрно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми.
В нашей группе пиктограммы помогают в использовании визуального расписания. Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Цель использования расписания — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых. Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть либо очень подробными — разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью — когда фотография или надпись побуждает ребенка выполнить все задание. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность.
Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня. Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными и проводить меньше времени, демонстрируя нежелательное (проблемное) поведение. До работы с расписанием ребенок должен освоить несколько необходимых навыков.Наиболее важными являются следующие навыки: – Различение картинки и фона; – Соотнесение одинаковых предметов. Последовательность действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой.
Например, на картинке «СНАЧАЛА» ребенок обедает, а на картинке «ПОТОМ» изображена детская площадка.
На занятии «Утренний круг» мы выстраиваем структуру дня. Для всех детей группы это общее. Общее расписание второй половины дня в группе. Также при необходимости у ребенка имеется индивидуальное расписание.
Для тех детей, которые осваивают навык глобального чтения, мы картинки заменили словами. Тем самым расписание ребенка стало похожим на то, которое используем мы в своей повседневной жизни.
Работас расписанием ведется таким образом: ребенок ставит стрелочку на первый режимный момент из списка, после того как он завершился, он возвращается к своему расписанию и переставляет стрелочку на следующий режимный момент.
Вот пример расписания упражнений для физминутки
Таким образом, использование пиктограмм и визуального расписания вносит положительные изменения в жизнь детей.
Многие дети с ОВЗ практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Например, вот такое расписание помогает ребенку правильно вымыть руки; сходить в туалет.
Система пиктограмм позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным детям, испытывающим трудности в понимании обращённой речи.
Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться.
И данным навыкам можно обучить с помощью пиктограмм.
Все мы — очень занятые люди, у нас много дел, и мы часто пользуемся расписаниями, которые помогают справляться с многочисленными обязанностями.
Наши расписания имеют вид ежедневников, органайзеров, календарей.
Иногда мы пишем список неотложных дел и приклеиваем его на холодильник
(или кладем в карман или бумажник). Расписания в виде картинок для детей выполняют ту же функцию, что и для всех людей!
«Играем вместе с детьми». Консультация для родителей Игра для ребёнка — это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы,.
Консультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда» Пиктограмма-(от латинского piktus-нарисованный)-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые.
Фотоотчёт «Совместные работы родителей с детьми по теме «Моя семья» Что такое семья? Это те люди, которые всегда рядом. Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное.
Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье — это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.
Видео и консультация для родителей «Порядок работы с тематическими карточками» Консультация для родителей «Порядок работы с тематическими карточками» Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук — один из важнейших.
Консультация для родителей «Занятие с детьми аппликацией» Аппликация-вид творчества, который представляет собой процесс наклеивания на основу деталей из бумаги, ткани и др. материалов разного цвета.
Лэпбук для родителей как форма работы и общения с детьми На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе.
Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.
Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.
Источник