Меню

Симптом вырождения общества или условие его здоровья таблица за против

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

В подзаголовке представлены две крайние точки зрения в оценке массовой культуры как общественного явления.

Мы уже рассматривали различные взгляды на массовое общество и человека массы. Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.

Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ, агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности.

Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы человеком массы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в таких резко критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяетcя понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:

  1. человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
  2. телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
  3. телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде.

Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, подобная ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

Термины: желтая пресса, человек массы, блокбастер, бестселлер, шлягер.

Источник

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

В подзаголовке представлены две крайние точки зрения в оценке массовой культуры как общественного явления.

Мы уже рассматривали различные взгляды на массовое общество и человека массы. Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.

Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ, агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности.

Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы человеком массы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в таких резко критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяетcя понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

Читайте также:  Здоровье населения проблемы урбанизации

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:

  1. человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
  2. телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
  3. телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде.

Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, подобная ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

Термины: желтая пресса, человек массы, блокбастер, бестселлер, шлягер.

Источник

СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?

В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.

Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:

1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов – массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

Читайте также:  Презентация психологическое здоровье педагога доу

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

ОБСУДИМ В КЛАССЕ! ЕСЛИ УСПЕЕМ!

1. Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию?

2. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.

3. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие – обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.

4. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно-политические программы слушают постоянно 23%, концерты по заявкам – 21%, образовательные, научно-популярные программы – 17%, спектакли и драматические передачи – 10%, хит-парады – 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.

Источник

СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?

Вподзаголовке представлены две крайние точки в оцен­ке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, ти­ражируя образцы элитарной и народной культуры, деваль­вирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря ог­ромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качествен­ной» культуры и в целом резко снижает культурный уро­вень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продук­та. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет мате­риального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А вос­требованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, лите­ратура, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже пороч­ные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логи­ческая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать про­изведения искусства и испытывать коллективное наслажде­ние.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культу­ры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис-

кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон куль­турному развитию человека.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) те­лезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) теле­зритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняю­щих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музы­кантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, са­мо по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воз­действия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

Читайте также:  Психологическое здоровье младших школьников это

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе про­блему взаимодействия высокого и массового искусства.

■■Основные понятия:народная культура, элитарная куль­тура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

■■Термины:желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры ох­ватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массо­вой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массо­вая культура в нынешнем ее понимании в традиционном об­ществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на кон­кретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно совет­ской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу­ется современный этап развития массовой культуры в на­шем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду­стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в спо­ре с ними можно использовать?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест­
вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу­
боким потребностям человеческого общества, нежели обык­
новенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение класси­
ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ва­
ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо­
бразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю­
дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги­
нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина­
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до­
ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис­
тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен­
ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз­
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения­
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни­
кальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массово­му тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте­
ние слушатели столичного региона, говорят следующие по­
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч­
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче­
ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Adblock
detector