СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.
Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:
1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию.
Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов – массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
ОБСУДИМ В КЛАССЕ! ЕСЛИ УСПЕЕМ!
1. Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию?
2. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.
3. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие – обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
4. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно-политические программы слушают постоянно 23%, концерты по заявкам – 21%, образовательные, научно-популярные программы – 17%, спектакли и драматические передачи – 10%, хит-парады – 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.
Источник
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления.
Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».
Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.
В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.
Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.
Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.
Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
Словарь
Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.
Средства массовой информации — периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.
Таблоид — тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.
Практические выводы
1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.
2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.
3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.
Вопросы для самопроверки
1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Источник
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
В подзаголовке представлены две крайние точки зрения в оценке массовой культуры как общественного явления.
Мы уже рассматривали различные взгляды на массовое общество и человека массы. Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.
Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ, агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности.
Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы человеком массы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в таких резко критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяетcя понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:
- человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
- телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
- телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде.
Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, подобная ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.
Термины: желтая пресса, человек массы, блокбастер, бестселлер, шлягер.
Источник
СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы».
Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис-
кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека.
Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
¦¦Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.
¦¦Термины: желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.
1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры охватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массовая культура в нынешнем ее понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно советской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу-ется современный этап развития массовой культуры в нашем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду-стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Подумайте, обсудите, сделайте
Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест
вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу
боким потребностям человеческого общества, нежели обык
новенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
Марк Твен дал такое ироническое определение класси
ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает».
ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо
Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю
дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги
нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.
Английский писатель О. Хаксли считал, что причина
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до
ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис
тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?
Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен
ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения-
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни
кальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте
ние слушатели столичного региона, говорят следующие по
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче
ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из работы X.
Что ищет в искусстве «человек массы»?
Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни. Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.
Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения.
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии. не увидит художественного произведения как такового. Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только
Эстетика: философия культуры. — М., 1991.
fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свой-ственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.
Выводы к главе III
Культура — социальный по своему происхождению и
характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля
ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни
кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
духовной жизнью общества.
Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производи-
тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро
воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей
ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
усилению социальной ответственности ученых за результа
ты научной деятельности.
Усиливается роль образования в обществе. Без него не
возможно формирование качественного человеческого интел
лектуального капитала — основного фактора прогресса в
современном обществе. В условиях постиндустриального об
щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
приобретает овладение умениями искать необходимую ин
формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира
ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.
Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас
совых институтов общества является религия.
религии в нынешних условиях общественного развития оп
ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи-
тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном ми
ре являются приверженцами одной из трех мировых рели
гий: христианства, ислама, буддизма.
С переходом от традиционного к индустриальному об
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-
туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий-но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред-ства массовой информации, роль которых в обществе суще-ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.
Вопросы и задания к главе III
Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль
духовной культуры в жизни общества».
Сопоставьте общественные функции науки и образова
ния, выявите общее, укажите различия.
Ниже приведены статистические данные, отражающие
изменение числа приверженцев мировых религий, а также
изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет
1928 Г’ Население Земли 1550 млн чел. 4700 млн чел. Христиане 550 млн чел. 1300 млн чел. Мусульмане 210 млн чел. 800 млн чел. Буддисты 120 млн чел. 230 млн чел. Сторонники нерелигиозных взглядов 214 млн чел. 1555 млн чел. Какие выводы об эволюции числа адептов мировых рели-гий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы ока-зали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.
4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.
5. Изучите приведенную ниже таблицу.
Структура капитала в странах Запада (в %)
Физический (маши-ны, оборудование)
Человеческий (обра-зование, квалифика-ция)
Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе.
Готовимся к экзамену
1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
а) элитарной культуре;
б) экранной культуре;
в) массовой культуре;
г) народной культуре.
2. Форма культуры, в которой выражается способность че
ловека к эстетическому освоению мира, называется:
3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение
инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенден
цию характеризует этот факт?
а) Гуманизацию образования;
б) интернационализацию образования;
в) гуманитаризацию образования;
г) информатизацию образования.
4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой
Источник