Меню

Школы здоровья сахарного диабета роль медицинской сестры

Роль медсестры в работе школы «Сахарный диабет»

Основная роль медсестры в работе школы сахарного диабета. Основные меры первичной и вторичной профилактики заболевания. Симптомы и лечение. Беседы с родственниками пациентов сахарным диабетом. Правила пользования глюкометром. Принципы лечебного питания.

Рубрика Медицина
Предмет Сестринское дело
Вид презентация
Язык русский
Прислал(а) Yana
Дата добавления 23.03.2015
Размер файла 1,1 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Этиология сахарного диабета, его ранняя диагностика. Тест на толерантность к глюкозе. Распространенность сахарного диабета в России. Анкета «Оценка риска заболевания сахарным диабетом». Памятка для фельдшеров «Ранняя диагностика сахарного диабета».

курсовая работа [1,7 M], добавлен 16.05.2017

Причины и признаки сахарного диабета. Уровень сахара в крови. Факторы риска развития гестационного сахарного диабета. Основные рекомендации по ведению беременных с сахарным диабетом. Задачи женской консультации. Сахарный диабет в постродовом периоде.

реферат [52,5 K], добавлен 16.06.2010

Задачи, методы и средства профилактики сахарного диабета. Избыточная масса тела и ожирение — основная причина распространения заболеваемости сахарным диабетом. Особенности сахарного диабета II типа. Формирование концепции здорового образа жизни населения.

презентация [8,9 M], добавлен 10.09.2013

Определение, классификация, основные симптомы сахарного диабета. Факторы риска и первичная профилактика данного заболевания. Возможные осложнения и принципы их профилактики. Разработка положения и программы Школы здоровья, анализ ее эффективности.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 07.06.2016

Что такое сахарный диабет. Разновидности заболевания, основные причины возникновения. Симптомы и осложнения, взаимосвязь появления болезни с генетическим фактором. Правила поведения и питания больного диабетом. Методы измерения уровня сахара в крови.

лекция [5,7 M], добавлен 08.02.2010

Классификация, причины развития и распространенность сахарного диабета, цели его лечения и значение здорового образа жизни. Взаимодействие первичного и специализированного звеньев системы медицинской помощи. Роль медсестры в организации помощи пациентам.

дипломная работа [489,0 K], добавлен 16.01.2015

Этиология, патогенез, классификация и дифференциально-диагностические критерии сахарного диабета 1 и 2 типа. Статистика заболеваемости диабетом, основные причины возникновения заболевания. Симптомы сахарного диабета, ключевые критерии диагностики.

презентация [949,8 K], добавлен 13.03.2015

Источник

Роль медсестры в работе школы «Сахарный диабет»

Основная роль медсестры в работе школы сахарного диабета. Основные меры первичной и вторичной профилактики заболевания. Симптомы и лечение. Беседы с родственниками пациентов сахарным диабетом. Правила пользования глюкометром. Принципы лечебного питания.

Рубрика Медицина
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 23.03.2015
Размер файла 1,1 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Этиология сахарного диабета, его ранняя диагностика. Тест на толерантность к глюкозе. Распространенность сахарного диабета в России. Анкета «Оценка риска заболевания сахарным диабетом». Памятка для фельдшеров «Ранняя диагностика сахарного диабета».

курсовая работа [1,7 M], добавлен 16.05.2017

Причины и признаки сахарного диабета. Уровень сахара в крови. Факторы риска развития гестационного сахарного диабета. Основные рекомендации по ведению беременных с сахарным диабетом. Задачи женской консультации. Сахарный диабет в постродовом периоде.

реферат [52,5 K], добавлен 16.06.2010

Задачи, методы и средства профилактики сахарного диабета. Избыточная масса тела и ожирение — основная причина распространения заболеваемости сахарным диабетом. Особенности сахарного диабета II типа. Формирование концепции здорового образа жизни населения.

презентация [8,9 M], добавлен 10.09.2013

Определение, классификация, основные симптомы сахарного диабета. Факторы риска и первичная профилактика данного заболевания. Возможные осложнения и принципы их профилактики. Разработка положения и программы Школы здоровья, анализ ее эффективности.

Читайте также:  Здоровье рецепты чеснок лимон

курсовая работа [43,6 K], добавлен 07.06.2016

Что такое сахарный диабет. Разновидности заболевания, основные причины возникновения. Симптомы и осложнения, взаимосвязь появления болезни с генетическим фактором. Правила поведения и питания больного диабетом. Методы измерения уровня сахара в крови.

лекция [5,7 M], добавлен 08.02.2010

Классификация, причины развития и распространенность сахарного диабета, цели его лечения и значение здорового образа жизни. Взаимодействие первичного и специализированного звеньев системы медицинской помощи. Роль медсестры в организации помощи пациентам.

дипломная работа [489,0 K], добавлен 16.01.2015

Этиология, патогенез, классификация и дифференциально-диагностические критерии сахарного диабета 1 и 2 типа. Статистика заболеваемости диабетом, основные причины возникновения заболевания. Симптомы сахарного диабета, ключевые критерии диагностики.

презентация [949,8 K], добавлен 13.03.2015

Источник

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ»

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Читайте также:  Паспорта здоровья школьника образец

Источник

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом”

Сахарный диабет относится к числу одному из наиболее распространенных хронических заболеваний. Число людей с диабетом катастрофически возрастает с каждым годом, с каждым десятилетием. По данным IDF от сахарного диабета по всему миру страдают около 415млн взрослых людей в возрасте от 20 до 79 лет, а в России по данным Государственного регистра больных СД на январь 2015 года было зарегистрировано 4,095млн, что составляет 2,8% от населения Российской Федерации. За 5-тилетний период рост распространенности данного заболевания в России составил 2,3%, что эквивалентно 930тыс пациентам.

Цель: определить роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом.

  1. изучить теоретический материал по данному заболеванию и его осложнениям;
  2. определить степень информированности больных о заболевании и осложнениях сахарного диабета, выявить основные проблемы пациентов с данной патологией;
  3. разработать рекомендации по решению выявленных проблем у пациентов с сахарным диабетом;
  4. обучить больных сахарным диабетом методам профилактики острых и хронических осложнений заболевания;
  5. оценить эффективность проведенной работы.

Гипотеза: предположительно, выявив основные проблемы пациентов с сахарным диабетом, можно обеспечить сестринский уход, обучение и профилактику возникновения острых и хронических осложнений.

Методы исследования: анкетирование, анализ карт историй болезни, наблюдение.

Объект исследования: пациенты с сахарным диабетом.

Предмет исследования: особенности профилактики сахарного диабета.

Исследование проводилось на трех базах:

  1. Школа Диабетологического центра №2 Кировского района, где проходят обучение в текущий месяц 60-70 пациентов. В анкетировании участвовали десять пациентов в возрасте от 35 до 67 лет, которым был диагностирован СД 2 типа впервые. Среди них 3 мужчин и 7женщин. Анкетирование проводилось после обучающей программы, далее группа «А».
  2. Центр им. Алмазова на форуме для пациентов по борьбе с лишним весом и СД 2 типа. Путем случайной выборки в анкетировании участвовали 10 человек из присутствовавших на форуме с диагнозом СД 2 типа, ожирение. Возраст: от 28 до 64 лет. Стаж диабета: от 1 года до 30 лет, 1 мужчина и 9 женщин. Анкетирование проводилось до начала форума с целью получения информации о том, насколько участники владеют знаниями по данному заболеванию, питанию, физической активности, вредных привычках и методах профилактики острых и хронических осложнений, далее группа «Б».
  3. База практики НИИ СП. им. И.И. Джанилидзе на отделении кардиологии с. 18.04.2017 по 16.05.2017г. В анкетировании принимали участие 10 пациентов в возрасте от 54 до72 лет, имеющие факторы риска, со стажем диабета от 3 до35 лет, дефицит информации по данному заболеванию и сопутствующим осложнениям. Среди них 4 мужчин и 6 женщин, далее группа «В».

Таким образом, анализ информированности людей о СД 2 типа, соответствующих осложнениях и методах профилактики проводился на основе анкетирования трех групп участвующих:

«А» – прошедшие обучение пациенты;

«Б» – случайная выборка пациентов;

«В» – пациенты кардиологического отделения.

Анкетирование показало, что пациенты с СД 2 типа во всех трех группах имеют лишний вес, ожирение. Дефицит информации о данном заболевании, методах самоконтроля, питании, физической активности, избыток массы тела, вредные привычки, острые и хронические осложнения отмечается в группах Б и В. У пациентов всех групп имеются периодические проблемы, связанные с повышением сахара крови, о чем свидетельствуют положительные ответы о проявлениях организма в ответ на повышение сахара. После обучения в школе диабета группа А, на данный отрезок времени, в 100% объеме владеет теоретическими знаниями по данному заболеванию, методам профилактических мероприятий, ЗОЖ, питанию и практическими навыками самоконтроля.

Для решения выявленных проблем в трех испытуемых группах были поставлены следующие задачи:

-восполнить дефицит знаний по методам самоконтроля, по особенностям питания, физической активности, ЗОЖ в группе «Б» и «В», а в группе «А» закрепить знания, полученные в школе диабета, так как не все пациенты в дальнейшем контролируют свой образ жизни, а диабетом нужно заниматься ежедневно, ежечасно, только тогда можно добиться компенсации диабета;

Читайте также:  Как здоровье детей юлии высоцкой

-провести наблюдение за группой «В», находящейся в кардиологическом отделении с уже выявленными осложнениями, обеспечить совместный контроль показателей, влияющих на течение СД;

-создать бланк наблюдений за АД, контролем сахара в крови, приемом сахароснижающих препаратов, чтобы наглядно видеть, насколько пациенты заинтересованы в возможном получении знаний, применяют ли они эти знания и ведут ли контроль за АД, сахаром в крови, принимают ли сахароснижающие препараты.

Для группы «В» рекомендации были распечатаны и выданы каждому пациенту с разъяснением о необходимости их изучения. Во второй испытуемой группе «Б» разработанные рекомендации внедрить не удалось, т.к. эта группа была подобрана методом случайного отбора, и обратной связи с этой группой установить не удалось. В группе «А» несмотря на отсутствие дефицита знаний рекомендации также были внедрены для закрепления информации, полученной в школе диабета.

Параллельно с внедрением разработанных рекомендаций для группы «В», находящейся на стационарном лечении, был разработан бланк самонаблюдения. Самонаблюдение проводилось за основными показателями, влияющими на течение СД (ежедневный контроль сахара крови натощак, контроль АД, контроль приема сахароснижающих препаратов). Всем пациентам группы «В» был выдан бланк для регистрации показателей в течение 7 дней, устно разъяснена необходимость подобного самоконтроля.

За пациентами группы «В» в последующие 7 дней велся ежедневный контроль: ознакомление с разработанными рекомендациями, ведение дневника. 2 пациента из 10 отказались от ведения дневника самоконтроля, но с рекомендациями были ознакомлены, с каждым были проведены индивидуальные беседы о возможных осложнениях и профилактических мероприятиях. Уровень АД измерялся ежедневно в течении 7 дней утром и вечером, показатели сахара в крови и прием сахароснижающих препаратов измерялся и записывался в дневник самонаблюдения самостоятельно пациентами. Бланк самонаблюдения был создан для того, чтобы пациенты испытуемой группы «В» смогли наглядно видеть изменения показателей организма и смогли оценить свое состояние до и после исследования, оценить важность полученных знаний, чтобы научились ими пользоваться и владели практическими навыками.

В группе «В» после обучения было проведено повторное анкетирование о полученных знаниях, умении их использовать в целях самоконтроля, методах профилактики острых и хронических осложнений. Провели совместный контроль за АД, измерением сахара в крови и приемом сахароснижающих препаратов. Пациенты наглядно увидели изменения в дневнике самонаблюдения жизненно важных показателей.

По завершению обучения пациенты продемонстрировали повышение уровня знаний по всем вопросам анкеты.

Помимо анкетирования, вели дневник самоконтроля 8 пациентов из 10. Два пациента отказались от участия, но с рекомендациями были ознакомлены все. Дневник самоконтроля ранее не вел ни один из пациентов. Дневник самоконтроля включал в себя фиксирование показателей АД, сахара крови, прием сахароснижающих препаратов, показатели фиксировались утром и вечером. По истечении срока ведения дневника все 8 пациентов отметили ряд улучшений показателей и общего самочувствия.

Таким образом, анализирую всю проведенную работу, без сомнений можно заключить, что влияние медсестры на больного сахарным диабетом 2 типа, и не только конкретно этого заболевания, действительно важно. Оно имеет обучающий характер и стимулирует пациента к борьбе с недугом.

Сестринская практика в данном случае подразумевает под собой способность медсестры донести до подопечного максимум информации касательно болезни, факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях и методах профилактики, основываясь на собственных знаниях, войти в доверительные отношения с ним, чтобы уметь на психологическом уровне заставить пациента поменять отношение к заболеванию и осознать ценность своего здоровья, а так же провести беседу с родственниками пациента, чтобы и они смогли оказать благотворное влияние.

Источник

Adblock
detector