Меню

Школы здоровья поведенческие факторы риска

Профилактика поведенческих факторов риска

Одним из показателей социального благополучия общества является здоровье населения. Однако нельзя забывать, что существует много так называемых факторов риска, создаваемых самим человеком, которые способствуют развитию заболеваний. Такими факторами являются нейропсихические перегрузки (при стрессовых ситуациях, экстремальных состояниях), вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), нерациональное питание (особенно высокое содержание в пище животных жиров, соли, сахара, недостаток витаминов, нарушение режима приема пищи) и др.

Алкоголизм, так же как и курение сигарет — это вредные привычки, борьба с которыми приобретает все большую актуальность. Вред алкоголя для здоровья, семейные и социальные проблемы, связанные с алкоголизмом, ни у кого не вызывают сомнений. Курение сигарет может иметь неприятные последствия не только для самого курильщика, но и для людей, которые с ним тесно общаются (дома, на работе, в общественных местах), вынуждены дышать отравленным воздухом. Пассивное курение так же опасно, как и активное. Нет смысла сравнивать эти два пристрастия, обсуждать, какое из них вреднее. Оба являются «пагубными», в самом прямом смысле этого слова, так как они губят человека, вызывают необратимые изменения в организме.

Табакокурение вызывает такие легочные заболевания, как: хронический бронхит, эмфизема легких, рак легких. Благодаря курению у человека развивается ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, склероз сосудов. Влияние этилового спирта, входящего в состав алкогольных напитков, состоит в том, что он вызывает гормональные нарушения в организме и разрушает деятельность мозга. Алкоголь и сигареты оказывают особенно пагубное влияние на молодежь. Молодой организм быстрее отравляется токсинами, зависимость наступает легче, лечить молодого человека еще сложнее, чем взрослого. Поколение, отравленное алкоголем и сигаретами, не способно создать нормальные семьи, родить и вырастить здоровых детей. Если молодежь будет спиваться, то некому будет учиться и работать, защищать страну.

Источник

Школы здоровья поведенческие факторы риска

Школа здоровья — это организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Цель школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике.

Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения, где нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя лечащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции, и одновременно формирования навыков доврачебного контроля над заболеванием.

Задачи: формирование правильного представления о болезни, факторах риска и условиях прогрессивного течения, что позволит больному более четко сформировать активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления и выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени.

Технологии проведения занятий. Презентация, видеоматериал, наглядное пособие, беседа, вопросы-ответы, интерактивное общение, обучение самопомощи, мотивационное интервьюирование.

Школа здоровья «Диабет»

Актуальность. В мире насчитывается 382 млн. человек, страдающих сахарным диабетом. Еще 316 млн. людей с нарушением толерантности к глюкозе имеют высокий риск развития заболевания. Наибольшее число больных Сахарным диабетом приходится на трудоспособный возраст 40-59 лет, что подчеркивает социальную значимость данной проблемы. Сахарный диабет — это одно из первых неинфекционных заболеваний который побудил ООН в 2006 принять резолюцию №61/225, призывающую все страны объединиться в борьбе с диабетом.

Читайте также:  Вреден ли пост для здоровья женщин

Цель занятия — знание участниками школы понятия сахарного диабета, его осложнений как: гипо – и гипергликемическое состояние, гипогликемическая кома, диабетическая стопа, о повреждениях при данной патологии ряда органов, которые называются органами-мишенями: артерии, сердце, почки, головной мозг, глаза; о факторах риска и прогноза развития данного заболевания; правила измерения сахара в крови, ведение дневника пациента, питание больного диабетом.

Школа «Здоровое сердце, чистые сосуды»

Актуальность. По оценкам ВОЗ, у 40% взрослых людей в мире развивается гипертония, и она является причиной более девяти миллионов ежегодных смертельных случаев. Ежегодно выявляется 16 миллионов случаев преждевременной смерти в возрасте до 70 лет от болезней сердца и легких, инсульта, рака и диабета. По данным Агентства РК по статистике в 2014 году было зарегистрировано 1181,8 случаев на 100 тысяч населения болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением против 1172,5 в 2013 году.

Цель занятия — повышение информированности пациентов с Артериальной гипертензией и Ишемической болезнью сердца о своих заболеваниях, факторах риска (ФР), осложнениях и профилактике; формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов а также по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Школа здоровья «Свободное дыхание»

Актуальность. По оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек в мире страдают от астмы. По данным официальной статистики в Республике Казахстан общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения составляло в 2014 году 63,7 в 2013 – 56,3. Как видно, из представленных данных отмечается рост больных с бронхиальной астмой. Из них наибольший удельный вес приходится на детей в возрасте от 0-14 лет и составляет соответственно 92,4 в 2014 году и 75,2 в 2013 году.

Цель занятия — Информирование пациентов о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, ХОБЛ характере течения заболеваний, методах лечения и профилактики. Создание партнерских отношений между врачом и пациентом. Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение. Ведение дневника самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметрии.

Школа здоровья «Активное долголетие»

Актуальность. Численности населения в республике составляет 17 417,7 тыс. человек (на 01.01.2015 года) с ежегодным темпом прироста населения на 1,24%; средняя продолжительность жизни составляет 71,6 лет. Несмотря на позитивную динамику развития здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОСЭР.

Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально-значимых заболеваний: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, хронические заболевания лёгких, сахарный диабет. Среди причин хронических заболеваний в 87,5% являются факторы риска (высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя, неправильное питание). Пациенты, повысив свою грамотность в предупреждении болезней или их стабилизации, тем самым способствуют увеличению продолжительности жизни и активного долголетия.

Цель занятия — проведение вмешательств по профилактике и выработке способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, обучение населения навыкам здорового образа жизни, формирование в пациентах ответственности за свое здоровье, приверженности к выполнению рекомендаций врача.

Читайте также:  Статья посвящена проблеме профессионального здоровья современных учителей среди женщин

Школа здоровья «У Вас будет ребенок!»

Актуальность. Метод «Ламаз» — один из самых распространенных в мире, это школа подготовки к родам женщин, желающих иметь детей. Метод разработан доктором Фердинандом Ламазом в 1951 г. в основе которого лежит обучение супружеских пар по ведению беременности, уходу за будущим ребенком.

Цель занятия «метода Ламаза»: повышение уверенности матери в её способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.

Занятия посещаются обоими супругами, проводятся мультидисциплинарной командой (гинеколог, терапевт, неонатолог, психолог).

Источник

Поведенческие факторы риска здоровью обучающихся

В основе планирования и осуществления профилактических программ лежит факторная концепция, согласно которой, профилактика и снижение уровней факторов будет способствовать снижению заболеваемости. В связи с этим большое значение имеет выявление факторов риска среди обучающихся для принятия корректировочных решений.

Низкая двигательная активность (НДА) является одним из основных факторов риска отклонений в состоянии здоровья. Распространенность НДА среди старшеклассников достигает 72,1% (среди юношей 66,5%, девушек – 75,7%). Участие во всех видах физической активности заметно снижается с увеличением возраста и класса обучения.

Среди основных причин снижения двигательной активности у современных подростков по сравнению с предшествующими десятилетиями отмечают перегруженность учебных программ, негативное отношением к физической культуре, увеличение времени просмотра телевизора, видео, компьютерные игры, интернет, ограничение игр и физических упражнений на свежем воздухе. Низкая мотивация к физкультурным занятиям объясняется также недостаточными знаниями учащихся о здоровом образе жизни, пользе для здоровья физкультуры.

Двигательная активность, которая ограничена занятиями физкультурой в рамках обязательной школьной программы, рассматривается как фактор высокого риска.

Согласно рекомендациям ВОЗ (2006) необходим 1 час или более двигательной активности в течение пяти или больше дней в неделю

Адекватная регулярная физическая нагрузка в подростковом возрасте способствует формированию и поддержке здоровой костной и мышечной ткани; ограничению избыточного веса (отложений жировой ткани), уменьшению гипертонии, правильному функционированию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания; положительно влияет на общее состояние организма.

Одним из основных направлений в профилактике является обязательное выявление гиподинамии и оптимизация и двигательной активности.

Среди современных учащихся установлена высокая распространённость дефицита ночного сна. Только у 18,5% школьников (21,6% юношей и 16,4% девушек) продолжительность ночного сна соответствует гигиеническим нормам. В среднем 7 часов и меньше спят 48,0% школьников, в том числе 6 и менее часов – 20,1%, ложатся спать в 24 часа и позже – 40,5% подростков. Дефицит ночного сна негативно влияет на состояние здоровья и психофизиологический статус школьников. Уменьшение продолжительности сна у учащихся в среднем на 2 часа приводит к накоплению утомления и снижению резистентности организма в 75,5% случаев. У школьников «дневными» последствиями нарушения сна является ухудшение успеваемости, невнимательность, гиперактивность. При длительном существовании данный фактор приводит к развитию ряда психосоматических расстройств (кардиалгического синдрома, функциональных аритмий, сосудистых дистоний, различных абдоминальных расстройств).

Одним из важнейших факторов риска заболеваний и развития многих патологических состояний является нерациональное (нездоровое) питание. В период интенсивного роста и развития необходимо повышенное поступление нутриентов, в том числе витаминов, макро- и микроэлементов. Отмечается ухудшении качества питания современных подростков, которое сопровождается не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами и особенно витаминами, дефицит которых негативно отражается на развитии организма. Снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов, привело к тому, что организм современного подростка вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения белком, а также кальцием, железом, витаминами С, группы В, каротиноидами и многими другими микронутриентами.

Читайте также:  Поздравил с днем психического здоровья

Установлена высокая распространенность различных нарушений режима и качества питания среди подростков. Принимают пищу 2 раза в день 21,6% учащихся 9 классов (14,2% юношей и 29,1% девушек), причем, к окончанию школы этот процент достоверно возрастает, особенно, среди девушек (до 45,0%). В среднем 44,8% учащихся 9-10 классов принимают горячую пищу 1 раз в день. Только у 22,4% подростков потребление свежих фруктов, соков, овощей соответствует критериям Всемирной организации здравоохранения (не менее 400 грамм ежедневно).

Отмечено частое потребление подростками острых, жирных блюд, особенно, среди юношей (до 71,2%), консервированных продуктов 3 раза в неделю и чаще (32,7% юношей и 22,8% девушек). Среди подростков отмечается редкое употребление (1 раз в неделю и реже) мясных (13,0%) и молочных продуктов (28,2%). Эти тенденции характерны как для юношей, так и для девушек.

Результаты исследования свидетельствуют о высоком распространении нездорового питания среди подростков. Отмечается значительная доля лиц с недостаточным употреблением мясных, молочных продуктов, свежих соков, фруктов, овощей, с нарушениями режима питания, которая за период обучения возрастает.

Важнейшим медико-социальным показателем, характеризующим состояние здоровья подростков, а также характер и стереотипы поведения, является распространенность таких факторов риска, как курение, употребление алкоголя.

Распространенность регулярного курения среди учащихся 8-10 классов в среднем по регионам России составляет у мальчиков 25,4%, девочек – 20,9%. Более половины школьников уже пробовали курить, причем каждый второй из них в последствии стал курильщиком. В среднем каждый третий подросток начинал курить в возрасте до 10 лет. Среди курящих мальчиков этот показатель достигает 42,4%, среди девочек – 18,6%. Среди регулярно курящих школьников в 10,3% случаев (12,6% мальчиков и 7,4% девочек) выявляется никотиновая зависимость, что является высоким риском развития заболеваний, обусловленных курением. Распространенность регулярного курения к окончанию школы значительно возрастает среди юношей (с 15,5% до 25,6%) и, особенно, среди девушек (с 9,5% в 9 классе до 24,7% в 11 )

Распространенность употребления алкоголя среди учащихся 9 классов составляет среди юношей 56,6%, среди девушек — 72,3%. Употребляют алкоголь 1 раз в неделю и чаще 8,5% юношей и 4,0% девушек. К 11 классу увеличивается процент подростков употребляющих алкоголь: среди юношей до 75,2%, девушек – до 82,7%, в том числе, 2-3 раза в неделю 15,0 и 17,9%, соответственно. В процессе обучения в школе при увеличении числа школьников, употребляющих алкоголь, возрастает процент его злоупотребления. Почти в 3 раза увеличивается количество учащихся, употребляющих алкоголь 1 раз в неделю и чаще: среди юношей до 23,1%, среди девушек – до 12,5%.

В подростковом возрасте влияние факторов риска не носит строго специфический характер, а неблагоприятное их воздействие проявляется на уровне реагирования функциональных систем организма. Это подтверждается значительным снижением функциональных резервов, уровня физического здоровья у подростков при наличии нездорового питания, гиподинамии, дефицита ночного сна, курения, употребления алкоголя. Вместе с тем, при наличии выраженных нарушений здорового образа жизни у подростков отмечается достоверная связь факторов риска с отдельными функциональными отклонениями и хроническими болезнями

Источник

Adblock
detector