Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Тематический план работы Школ здоровья
Тематический план работы Школ здоровья
Для больных артериальной гипертонией:
1. Цели лечения артериальной гипертонии
2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии
3. Что надо знать о питании при ожирении
4. Что надо знать о физической активности
5. Курение и здоровье
6. Стресс и здоровье
7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии
Бронхиальной астмой:
1. Что такое бронхиальная астма?
2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.
3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.
7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.
9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.
10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.
11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.
12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.
Больных язвенной болезнью:
1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.
2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.
3. Гигиенический режим — основа лечения.
4. Профилактика обострений язвенной болезни.
5. Повторение тематики. Вопросы и ответы.
Школа больных сахарным диабетом 1 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»
Школа больных сахарным диабетом 2 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»
Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».
Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов):
1.Инсульт. Причина инсульта.
2.Питание пациентов, перенесших инсульт.
3.Физическая активность. Активный образ жизни.
4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.
5.Влияние стресса на здоровье.
6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.
7. Повторение тематики
Планирования семьи в женской консультации
1. Модель консультирования «ПОМОГИ»
2. Возможные варианты контрацепции;
3. Экстренная контрацепция;
4. Прерванный половой акт;
5. Внутриматочные средства (ВМС).
6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы.
7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).
8. Контрацепция после аборта.
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:
1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;
2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;
3. Особенности доречевого и речевого развития;
4. От погремушек до других игрушек;
5. Гимнастика для активных малышей;
6. Как сделать малышу массаж?
Активного долголетия:
1. Принципы активного долголетия.
2. Как подготовиться к выходу на пенсию.
3. Основные принципы питания в по жилом возрасте.
4. Психическое здоровье пожилого человека.
5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.
6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.
Школы выздоравливающих:
1. Сущность заболевания;
2. Основные принципы лечения.
3. Профилактика обострений;
(по профилю заболеваний)
Школы «Здорового образа жизни»
1.Образ жизни и здоровье.
2.Частные вопросы медицинской профилактики.
3. Психическое здоровье и как его сохранить.
4. Мой дом – моя крепость.
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:
Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»
Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»
Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».
Источник
Городской центр медицинской профилактики
здоровый образ жизни
«ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Организация проведения группового профилактического консультирования в рамках диспансеризации и профилактических осмотров : метод. рекомендации / Гор. центр мед. профилактики ; сост. С. П. Дровнина, сост. Т. П. Швецова, сост. В. В. Устинов. — СПб. : [б. и.], 2016. — 32 с. : ил.
Обучение пациентов и их родственников : опыт больницы скорой медицинской помощи / Г. А. Давлетшина // Зам. гл. врача. — 2016. — N 10. — С. 32-43.
Обучение пациентов и их родственников : практический опыт взаимодействия врачей и медсестер / Г. А. Далетшина // Главная мед. сестра. — 2016. — N 9. — С. 26-37.
Применение специалистами сестринского дела современных технологий управления при обучении пациентов / Г. М. Злобина, Т. А. Пайбактова // Главная мед. сестра. — 2012. — N 1. — С. 32-46.
Медико-образовательные программы для пациентов / М. М. Киселевич // Медицинская сестра. — 2014. — N 5. — С. 38-40.
Технология здоровьесбережения в организации учебно-воспитательного процесса в «Школе здоровья» / Е. В. Котомина, Т. Е. Соколова // Школа здоровья. — 2012. – N 2. –
Школы здоровья : роль сестринского персонала в проведении группового консультирования / Ю. В. Куфтарева // Главная мед. сестра. — 2010. — N 9. — С. 146-153.
Опыт работы школ здоровья для пациентов Кировской областной клинической больницы / Л. В. Мышкина, Г. И. Суслопарова, Е. Ю. Шкатова // Главная мед. сестра. — 2013. — N 2. — С. 22-37.
Опыт работы школ для пациентов с рамках диспансеризации населения / Л. А. Воропаева, А. В. Аверин, А. В. Дубов и др. // Главная мед. сестра. — 2013. — N 10. — С. 49-64.
Школы ухода для медработников и родственников больных — компетенция медицинских сестер / С. Г. Павлова // Главная мед. сестра. — 2012. — N 9. — С. 113-116.
Школы ухода за тяжелобольными пациентами ЛПУ / С. Г. Павлова // Здравоохранение. Журн. раб. ситуаций гл. врача. — 2012. — N 11. — С. 109-111.
Коммуникативные навыки. 1. Следует ли перебивать пациента при изложении жалоб. 2. Структура врачебной консультации. 3. Обучение пациента / А. Резе // Врач. — 2015. — N 12. — С. 82-84. ; Врач. — 2016. — N 2. — С. 81-83. ; Врач. — 2016. — N 3. — С. 82-84. ; Врач. — 2016. — N 5. — С. 85-86.
Научно-методический консультативный центр — центр ресурсного обеспечения профессиональной деятельности сестринского персонала / И. Н. Санникова // Главная мед. сестра. — 2013. — N 4. — С. 113-120.
Десятилетний опыт работы профилактических школ в медицинских учреждениях Чувашской Республики / З. Н. Токарева, А. А. Евдокимова // Профилактическая медицина. — 2012. — Том 15, N 4. — С. 37-39.
Формирование грамотности в вопросах здоровья у некоторых категорий пациентов : (обзор) / К. Р. Амлаев, С. М. Койчуева, З. Д. Махов и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том 16, N 2. — С. 18-22.
Какие требования Минздрав предъявляет к школам пациентов / М. А. Шишов
// Главная мед. сестра. — 2016. — N 9. — С. 18-24.
Школы здоровья для пациентов — одна из мер вторичной и первичной профилактики / О. В. Васильев, И. П. Королева, Е. А. Лаврова и др. // Медицинская сестра. — 2013. –
Эффективность школы здоровья на рабочем месте и индивидуального консультирования у работников локомотивных бригад / И. В. Осипова, Н. В. Пырикова, О. Н. Антропова и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том 16, N 1. — С. 13-17.
В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ
Беременность : материалы для беременных / С. А. Князев, М. Б. Хамошина ; ред.
В. Е. Радзинский ; Рос. о-во акушеров-гинекологов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 80 с. : ил. — (Шк. здоровья).
Беременность : рук. для врачей / С. А. Князев, М. Б. Хамошина ; ред. В. Е. Радзинский ; Рос. о-во акушеров-гинекологов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 128 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Список лит.: с. 128. комп. диск
«Школа материнства» в женской консультации : метод. рекомендации по организации занятий / Гор. центр мед. профилактики ; сост. Л. В. Винтухова, сост. Ю. А. Заозерский . — СПб. : [б. и.], 2015. — 12 с. : ил.
Обоснование целесообразности создания школы здоровья в гинекологическом отделении стационара / И. И. Грекова, И. А. Никулина // Главная мед. сестра. — 2013. — N 8. — С. 124-131.
Здоровье будущей матери // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. – N 11. — С. 67-77.
Здоровье будущей матери : по материалам CD — диска «Школы здоровья» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 9. — С. 66-79.
Организация работы акушерки в школе материнства / И. В. Ненашева
// Справ. фельдшера и акушерки. — 2012. — N 2. — С. 54-57.
Организация школы молодой семьи при женской консультации как мера поддержки семьи / Т. Н. Стадник // Медицинская сестра. — 2013. — N 4. — С. 13-15.
ПРИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЯХ
Здоровое сердце : материалы для пациентов / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков,
Р. А. Еганян и др. ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 64 с. : табл. — (Шк. здоровья).
Ишемическая болезнь сердца : рук. для врачей / Г. В. Погосова, Ю. М. Поздняков, И. Е. Колтунов и др. ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 112 с. : табл. — (Шк. здоровья). — комп. диск.
Ишемическая болезнь сердца : материалы для пациентов / Г. В. Погосова,
Ю. М. Поздняков, И. Е. Колтунов и др. ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 48 с. — (Шк. здоровья).
Стабильная стенокардия : рук. для врачей / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков,
Р. А. Еганян ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 176 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 170-171. — комп. диск.
Чтобы сердце не болело : материалы для пациентов / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков, Р. А. Еганян ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 32 с. : ил. — (Шк. здоровья).
Лесняк, Ольга Михайловна.
Остеоартрит : материалы для пациентов / О. М. Лесняк, П. С. Пухтинская ; ред.
О. М. Лесняк ; Ассоц. ревматологов России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 71 с. : ил. — (Шк. здоровья).
Лесняк, Ольга Михайловна.
Остеоартрит : рук. для врачей / О. М. Лесняк, П. С. Пухтинская ; ред. О. М. Лесняк ; Ассоц. ревматологов России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 104 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Список лит.: с. 100. комп. диск
Обучение пациентов — современная медицинская технология амбулаторной практики : учеб. пособие / Е. В. Фролова. — СПб. : СПбМАПО, 2006. — 148 с. : ил. — Библиогр.:
Остеопороз : материалы для пациентов / О. М. Лесняк, Л. П. Евстигнеева,
Н. М. Кузнецова и др. ; ред. О. М. Лесняк ; Рос. ассоц. по остеопорозу. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 24 с. — (Шк. здоровья).
Остеопороз: рук. для врачей / О. М. Лесняк, Л. П. Евстигнеева, Н. М. Кузнецова и др. ; ред. О. М. Лесняк ; Рос. ассоц. по остеопорозу. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 64 с. — (Шк. здоровья). — комп. диск.
Физическая активность и питание : рук. для врачей / Р. А. Потемкина ; ред.
Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 96 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 94..- комп. диск.
Физическая активность и питание : материалы для пациентов / Р. А. Потемкина ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 48 с. — (Шк. здоровья).
Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний : рук. для врачей / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков, Р. А. Еганян и др. ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 160 с. : табл. — (Шк. здоровья). – Библиогр.: с. 153-155. комп. диск.
Образовательные программы для пациентов с сердечно сосудистыми заболеваниями в период модернизации здравоохранения / Е. А. Ацель // Справ. врача общей практики. — 2014. — N 3. — С. 83-84.
Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова, Т. В. Горшкова,
М. П. Романова и др. // Терапевт. арх. — 2012. — Том 84, N 11. — С. 42-46.
Влияние обучающей программы на эффективность и безопасность антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова,
Т. Ю. Пенская, Н. В. Рогулина и др. // Кардиология. — 2013. — Том 53, N 8. — С. 67-71.
Оценка эффективности работы школы гипертоников на уровне первичного звена здравоохранения / А. Г. Гадаев, Ш. С. Гулямова // Профилактическая медицина. — 2012. — Том 15, N 3. — С. 7-15.
Динамика физического здоровья пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний под влиянием их совместного обучения с медицински активными членами семей / Ю. И. Журавлев, П. А. Шептун // Профилактическая медицина. — 2012. –
Том 15, N 2. — С. 18-22.
Роль сестринского персонала в организации и работе Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника / Е. А. Зиновьева, Т. И. Винникова // Главная мед. сестра . — 2011. — N 5. — С. 25-35.
Факторная обусловленность состояния здоровья пациентов с дорсопатиями и её роль в проведении оздоровительных мероприятий / Е. В. Костенко, Н. В. Полунина // Российский мед. журн. — 2013. — N 3. — С. 11-14.
Структурированная программа обучения больных ревматоидным артритом самостоятельному мониторингу активности заболевания / Е. В. Лыгина, Е. В. Пронькина,
С. С. Якушин // Научно-практическая ревматология. — 2014. — N 1. — С. 37-432.
Амбулаторно-поликлиническая помощь больным облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей / И. А. Немченко, Е. П. Кривощенков, И. А. Дмитриева // Военно-мед. журн. — 2012. — Том 333, N 2. — С. 37-41.
Подготовка медицинских сестре к терапевтическому обучению пациентов /
В. А. Носкова, О. Л. Васильева, Т. В. Поздеева // Главная мед. сестра . — 2011. — N 1. –
Обучающая программа для пациентов с протезированными клапанами сердца
/ Е. В. Горбунова, Н. Г. Кудрявцева, Т. В. Горшкова и др. // Российский мед. журн. — 2014. N 1. — С. 39-41.
Обучение пациентов с остеопорозом : результаты многоцетрового рандомизированного исследования / Л. П. Евстигнеева, О. М. Лесняк, Н. М. Кузнецова и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том 16, N 1. — С. 18-24.
Оптимизация терапевтического обучения больных хронической сердечной недостаточностью / Л. А. Егорова, К. В. Котенко, О. М. Масленникова и др. // Медицина труда и пром. экология. — 2016. — N 11. — С. 20-23.
Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни детей с бронхиальной астмой / Е. В. Ляпунова, И. В. Попова, А. Н. Токарев и др. // Здравоохранение РФ. — 2013. — N 1. — С. 36-39.
Оценка эффективности кардиологических образовательных программ для пациентов старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью / В. Н. Федорец,
И. В. Вологдина, А. В. Розов и др. // Успехи геронтологии. — 2013. — Том 26, N 2. — С. 383-387.
Профилактика артериальной гипертонии // Справ. фельдшера и акушерки. — 2013. — N 2. — С. 75-86.
Профилактика артериальной гипертонии : по материалам CD — диска «Школы пациентов» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2013. — N 3. — С. 74-81.
Роль индивидуального обучения в достижении контроля над бронхиальной астмой / А. В. Будневскй, С. А. Кожевникова, В. Т. Бурлачук и др. // Пульмонология. — 2013. –
Роль образовательных программ в изменении знаний пациентов об остеопорозе и образа жизни : (кальциевой диеты и физической активности) / Л. П. Евстигнеева,
О. М. Лесняк, Н. М. Кузнецова и др. // Лечащий врач. — 2013. — N 5. — С. 104-108.
Современные подходы к проблеме комплексного обучения больных ИБС, перенесших интервенционные вмешательства на коронарных сосудах, в сочетании с сахарным диабетом 2 типа / Б. Л. Шкловский, О. Ш. Ойноткинова, В. Н. Серебренников и др. // Военно-мед. журн. — 2012. — Том 333, N 11. — С. 33-39.
Пятилетний опыт работы школ здоровья для больных с сердечно-сосудистой патологией в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики / З. Н. Токарева,
Т. Н. Мизурова, Н. А. Светлова // Профилактическая медицина. — 2013. — Том 16, N 6. –
Школа больного саркоидозом как важный элемент медицинской реабилитации
/ А. Ю. Черников, Л. Г. Землянских // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2013. — N 4. — С. 44-46.
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ для пациентов с хронической сердечной недостаточностью : (инновационные технологии) / А. П. Потапов, М. В. Малишевский, Н. Е. Зольникова и др. // Клиническая медицина. — 2010. — N 1. — С. 25-29.
Профилактика осложнений гипертонической болезни / И. Ю. Шокина, А. И. Петрова // Медицинская сестра. — 2011. — N 5. — С. 18-22.
Эффективность непрерывного профессионального образования в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний / Ф. Е. Вартанян, P. Pulido, H. Silva и др. // Профилактическая медицина. — 2012. — Том 15, N 5 . — С. 8-15.
Эффективность обучающей программы в повышении приверженности к лечению у пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова, Т. В. Горшкова,
М. П. Романова и др. // Клиническая медицина. — 2012. — Том 90, N 11. — С. 16-19.
В ДЕРМАТОЛОГИИ И ВЕНЕРОЛОГИИ
Повышение приверженности пациентов стационаров и амбулаторно-поликлинических подразделений к лечебно-реабилитационным программам и факторы, оказывающие влияние на комплаентность / А. А. Мартынов, Е. В. Спиридонова, М. М. Бутарева // Вестник дерматологии и венерологии. — 2012. — N 1. — С. 21-27.
ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ
Первый опыт работ школы здоровья для пациентов с инфекциями, передаваемыми половым путем / В. В. Думченко, Э. К. Садирова // Вестник дерматологии и венерологии. — 2012. — N 3. — С. 77-79.
В НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ
Алкогольная зависимость : материалы для пациентов / М. А. Винникова,
Т. Н. Дудко, Т. В. Агибалова и др. ; ред. М. А. Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 80 с. : ил. — (Шк. здоровья).
Алкогольная зависимость : рук. для врачей / М. А. Винникова, Т. Н. Дудко,
Т. В. Агибалова и др. ; ред. М. А. Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава
России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 192 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 188-191. —
Табачная зависимость : материалы для пациентов / М. А. Винникова, А. Ю. Ненастьева ; ред. М. А. Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 64 с. — (Шк. здоровья).
Табачная зависимость : рук. для врачей / М. А. Винникова, А. Ю. Ненастьева ; ред. М. А. Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 112 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 110. – комп. диск.
Жизнь после инсульта : материалы для пациентов / В. И. Скворцова, Л. В. Стаховская, А. В. Алехин и др. ; ред. В. И. Скворцова ; Рос. гос. мед. ун-т , НИИ инсульта
РГМУ. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 88 с. — (Шк. здоровья).
Жизнь после инсульта : рук. для врачей / В. И. Скворцова, Л. В. Стаховская,
А. В. Алехин и др. ; ред. В. И. Скворцова ; Рос. гос. мед. ун-т , НИИ инсульта РГМУ. –
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 208 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 206-207. — комп. диск.
Опыт немедикаментозного лечения пациентов с болезнью Паркинсона в условиях «Школы здоровья» / П. А. Ганжула, О. Л. Табакова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2011. — Том 111, N 4, Вып. № 1. — С. 71-73.
К инсульту — с новыми приемами. Нейрошколы теперь будут действовать и в регионах России / Л. Переплетчиков // Медицинская газ. — 2011. — N 19, 18 марта. — С. 7.
Результативность психообучающих программ при депрессивных расстройствах / Н. Н. Снежкова, Е. А. Хрусталева, С. Ф. Исмаилова и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2015. — N 1. — С. 30-32.
Роль информационно-образовательных программ для больных при лечении хронической головной боли / Е. В. Шевченко, В. Л. Голубев, А. Б. Данилов и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2013. — Том 113, N 11. — С. 59-63.
Эффективность БОС — терапии головного боли напряжения у пациентов с различными особенностями автономной нервной системы / Н. Д. Сорокина, Г. В. Селицкий,
Е. С. Теременцева // Российский мед. журн. — 2014. — N 2. — С. 15-18.
Уход за больными, перенесшими инсульт. Опыт обучения медсестрами родственников пациентов / Н. Н. Твердикова // Главная мед. сестра. — 2012. — N 4. — С. 32-40.
Психологическое сопровождение пациентов в химиотерапевтическом отделении
/ Т. Е. Акрытова, А. Б. Филенко // Медицинская сестра. — 2013. — N 2. — С. 14-16.
Опыт создания Школы для женщин после мастэктомии на базе отделения дополнительных услуг областного клинического онкологического диспансера / Л. В. Ошомкова
// Главная мед. сестра. — 2014. — N 3. — С. 20-26.
Школа онкологического пациента / Л. В. Ошомкова // Медицинская сестра. — 2014. — N 2. — С. 6-8.
Школы здоровья в России : принципы и организация работы : мониторинг развития и эффективность / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт и др. ; ред. В. Р. Кучма. — М. : Просвещение , 2012. — 253 с. : табл. — (Работаем по новым стандартам). — Библиогр.: с. 250-252.
«Школа молодой матери» в детской поликлинике : метод. рекомендации по организации занятий / Гор. центр мед. профилактики ; сост. Л. В. Винтухова, сост. Ю. А. Заозерский , сост. Н. В. Шарафилова. — СПб. : [б. и.], 2016. — 32 с. : ил.
Деятельность школ здоровья по укреплению здоровья учащихся на современном этапе / А. И. Маркова, Н. А. Касимовская // Справ. врача общей практики. — 2012. — N 8. — С. 32-43.
Школы здоровья и здоровье школьников : (аналитический обзор) / А. И. Маркова // Гигиена и санитария. — 2013. — N 3. — С. 60-66.
Вопросы профилактики ожирения и метаболического синдрома : (по результатам работы «школы рационального питания» для детей и подростков с ожирением) / Г. И. Порядина, Е. А. Ковалева, М. Ю. Щербакова // Педиатрия. — 2012. — Том 91, N 5. — С. 37-42.
Оценка результатов анкетирования мужчин в рамках школы мужского здоровья / М. К. Алчибаев // Урология. — 2016. — N 1. — С. 75-81.
Опыт работы школы для пациентов с заболеваниями предстательной железы /
И. Г. Галь, Т. И. Винникова, Н. В. Ржевская // Главная мед. сестра . — 2011. — N 3. — С. 17-29.
Функциональные обязанности сестринского персонала в организации работы школы здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы / И. Г. Галь,
Т. И. Винникова, Н. В. Ржевская // Опыт работы школы для пациентов с заболеваниями предстательной железы // Главная мед. сестра. — 2011. — № 3. — С. 23-24.
Актуальность включения вопросов профилактики и выявления туберкулеза при обучении больных в «школах сахарного диабета» / Г Т. Хауадамова, Т. Ш. Абилдаев,
Е. В. Арбузова и др. // Туберкулез и болезни лёгких. — 2012. — N 2. — С. 33-36.
Собаченкова, Н. М.
Возможность и необходимость организации школ для больных туберкулезом /
Н. М. Собаченкова, И. В. Островская // Медицинская сестра. — 2013. — N 8. — С. 24-25,
Если у вас лишний вес : материалы для пациентов / Р. А. Еганян, А. М. Калинина ; ред. Р. Г. Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 72 с. : ил. — (Шк. здоровья).
Избыточная масса тела и ожирение : рук. для врачей / Р. А. Еганян, А. М. Калини-
на ; ред. Р. Г. Оганов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 112 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 109-111. — комп. диск.
Методические материалы занятий в школе здоровья для пациентов с ожирением / Е. В. Фролова, О. Ю. Кузнецова, Л. Н. Дегтярева ; Сев.-зап. гос. мед. ун-т им. И. И. Мечникова, Гор. центр мед. профилактики, о нем. — СПб. : [б. и.], 2012. — 12 с.
Обучение практическим навыкам в школе сахарного диабета / Т. В. Беликова,
Ю. Н. Дегелевич // Специалист здравоохранения. — 2014. — N 4. — С. 26-29.
Профилактика и контроль осложнений сахарного диабета : по материалам CD «Школы пациентов» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 2. — С. 55-67. ; Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 3. — С. 47-63.
Школа здоровья для больных сахарным диабетом / Н. Е. Филиппов, И. М. Игнатина // Медицинская сестра. — 2012. — N 4. — С. 38-3
Источник