Школа профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата
1.Общие положения
1.1 «Школа профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата» создана для повышения образования пациентов и родителей и оказания помощи в лечении детей с нарушением осанки и заболеваний костно-мышечной системы. Школа организуется на базе отделения медицинской реабилитации с участием врачей-специалистов: детского хирурга, травматолога-ортопеда, реабилитолога, врача ЛФК.
1.2 Занятия в «Школе профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата на базе поликлиники проводят квалифицированные врачи — детские хирурги, врачи – травматологи — ортопеды, врачи ЛФК, медицинские сестры отделения медицинской реабилитации.
1.3 Контроль за работой школы нарушений осанки осуществляет врач ЛФК.
2. Задачи и функции «Школы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата»
2.1. Разъяснение пациентам и родителям сути нарушений осанки, как фактора риска развития заболеваний позвоночника, и их последствий.
2.2. Обучение родителей контролю за правильной осанкой у детей.
2.3. Обучение пациентов навыкам самоконтроля за осанкой.
2.4.Обучение родителей и детей комплексу упражнений для коррекции нарушений осанки.
2.5. Оценка формирования осанки у детей в возрасте 5-18 лет.
2.6. Своевременное выявление нарушений осанки.
2.7. Составление плана лечения и реабилитации пациентов с выявленными нарушениями.
2.8. Контроль динамики изменений осанки пациентов.
2.9. Информирование пациентов и их родителей о сроках и объёмах необходимых обследований.
- Сопровождение теоретических занятий иллюстрацией практических навыков.
3. Порядок работы «Школы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата»
3.1. Занятия проводятся на базе поликлиники по установленному графику работы задействованных служб.
3.2. В школу нарушений осанки направляются родители с детьми с 5-и летнего возраста любым специалистом поликлиники.
3.3. Контроль и учёт занятий осуществляет врач ЛФК.
Программа занятий
в «Школе профилактики заболеваний
опорно — двигательного аппарата»
Источник
Школы здоровья для пациентов
Во всем мире продолжительность жизни увеличивается, и в настоящее время задачей врача является не только обеспечение своим пациентам длительного существования, но и помощь в сохранении высокого качества жизни и здоровья на протяжении всех этих лет. В связи с этим в ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России регулярно проводится образовательные программы для пациентов.
Школа здоровья «Жить без остеопороза и переломов»
Школа здоровья для пациентов «Жить без остеопороза и переломов» проводится в ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России 1 раз в месяц.
На бесплатном семинаре Школы здоровья пожилые пациенты получают ответы на важные вопросы: что такое остеопороз и как он проявляется, какие существуют факторы риска и причины его развития, почему возникают падения и переломы в пожилом возрасте и как можно их предотвратить. На наглядных примерах будут освоены принципы питания и физических упражнений, необходимые для профилактики остеопороза и переломов.
На Школе здоровья «Жить без остеопороза и переломов» все желающие смогут бесплатно:
- пройти анкетирование на выявление факторов риска остеопороза и переломов;
- узнать уровень своего риска переломов, который рассчитает специалист по остеопорозу;
- записаться на консультацию к специалистам Центра остеопороза.
Информационная программа для пациентов:
«Что такое остеопороз и как его предотвратить».
Занятие проводит заведующая отделом активного долголетия и эндокринологии и отделением реабилитации пациентов с соматическими заболеваниями, руководитель Центра лечения и реабилитации пациентов с остеопорозом и метаболическими заболеваниями скелета ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, член президиума Российской ассоциации по остеопорозу к.м.н. Марченкова Лариса Александровна.
«Зарядка для костей: интерактивное занятие по профилактике остеопороза и переломов с помощью физических упражнений».
Занятие проводит заведующая сектором лечебной физкультуры ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России к.м.н. Стяжкина Елена Михайловна.
Школа здоровья «для пациентов с избыточной массой тела и ожирением»
Школа здоровья для пациентов с избыточной массой тела и ожирением проводится в ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России 1 раз в месяц.
Занятия Школы позволяют пациентам узнать, чем опасно ожирение и почему его нужно лечить, как сформировать правильные пищевые навыки и скорректировать образ жизни для того чтобы не только безопасно снизить вес, но и удержать его на долгие годы.
На Школе здоровья «Для пациентов с избыточной массой тела и ожирением» все желающие смогут бесплатно:
- измерить свой вес и рассчитать индекс массы тела;
- пройти анкетирование на выявление факторов риска заболеваний, связанных с избыточной массой тела и ожирением;
- сделать диагностику рисков развития нарушений сна и апноэ во сне.
Информационная программа для пациентов:
«Ожирение как болезнь: чем оно опасно и почему его нужно лечить».
Занятие проводит заведующая отделом активного долголетия и эндокринологии и отделением реабилитации пациентов с соматическими заболеваниями, к.м.н. Марченкова Лариса Александровна.
«Современные возможности эффективного снижения веса: быстро и навсегда!».
Интерактивный семинар проводит научный сотрудник отдела активного долголетия и эндокринологии ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, врач-эндокринолог Васильева Валерия Александровна.
Место проведения Школ здоровья для пациентов:
г. Москва, ул. Новый Арбат, дом 32, конференц-зал ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России
Источник
Школа здоровья по профилактике заболеваний суставов и позвоночника
Посетив занятия Школы здоровья, Вы получите:
- достоверную информацию о заболеваниях суставов и позвоночника, а также факторах, которые их вызывают;
- понимание ответственности за сохранение своего здоровья;
- рациональное отношение к своему заболеванию;
- мотивацию к оздоровлению, к лечению, выполнению рекомендаций врача;
- мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- информацию о профилактике заболеваний суставов и позвоночника.
Преимущества нашей Школы здоровья:
- обучение проходит бесплатно;
- обучение проводится в маленьких группах – не более 8-10 человек;
- индивидуальный подход к каждому слушателю;
- занятия проходят минимум 2 раза в неделю;
- продолжительность одного занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).
Темы занятий:
Занятие 1. Что важно знать об остеоартрозе? Факторы риска развития остеоартроза. Диагностика и клиническая картина
Вы узнаете:
- о нормальном строении и движении суставов;
- основную информацию об остеоартрозе: понятие, симптомы заболевания; различия между периодами обострения и ремиссии;
- о факторах, которые могут привести к остеоартрозу (факторы риска);
- как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.
Занятие 2. Что важно знать о заболеваниях позвоночника? Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания. Факторы риска развития заболеваний позвоночника
Вы узнаете:
- о строении позвоночника;
- основную информацию о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания;
- о факторах, которые могут привести к развитию заболеваний;
- как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.
Занятие 3. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании. Понятие избыточной массы тела и ожирения
Вы узнаете:
- основные принципы здорового питания;
- как проанализировать собственные факторы риска, связанные с привычками и характером повседневного питания;
- критерии оценки избыточной массы тела и ожирения;
- принципы коррекции избыточной массы тела.
Занятие 4. Физическая активность и остеоартроз. Как жить с остеоартрозом
Вы узнаете:
- какое значение имеет физическая активность для здоровья;
- как определить свой уровень физической активности;
- методы повышения физической активности;
- комплекс упражнений для больных остеоартрозом.
Занятие 5. Физическая активность и остеохондроз. Как жить с остеохондрозом
Вы узнаете:
- как контролировать интенсивность физических нагрузок;
- о пользе упражнений. Принципы ЛФК при заболеваниях позвоночника;
- почему необходимо изменить сложившиеся двигательные стереотипы;
- комплекс упражнений для больных остеохондрозом.
Занятие 6. Заключительное
Вы узнаете:
- основные современные направления и методы лечения;
- о лекарственной терапии и возможных побочных эффектах препаратов;
- о возможностях альтернативной медицины;
- о хирургических методах лечения.
Источник
План-программа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»
город Набережные Челны РТ
План-программа
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет
с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата
АВТОРЫ:
Ризванова Ю.А., воспитатель первой категории
Митрохина И.В., старший воспитатель высшей категории
Пояснительная записка
«Если нам объяснить, почему не надо,
то мы и не будем болеть»
Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.
Причиной этого на наш взгляд являются противоречия:
· отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни — семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;
· здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;
· повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни;
· приоритет образовательных программ (по социальному заказу родителей) перед игровыми и здоровьесберегающими программами;
· отсутствие должной преемственности между субъектами, отвечающими за здоровье и адаптацию детей;
· неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.
Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».
Здоровье подрастающего поколения — это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovya_-_kopiya.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»
город набережные челны республика татарстан
по формированию осознанного отношения
к здоровью у детей 3-7 лет
с функциональными нарушениями
Ризванова Ю.А., воспитатель первой категории
Митрохина И.В., старший воспитатель высшей категории
«Если нам объяснить, почему не надо,
то мы и не будем болеть»
Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов ».
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.
Причиной этого на наш взгляд являются противоречия:
- отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни — семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;
- здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;
- повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни;
- приоритет образовательных программ (по социальному заказу родителей) перед игровыми и здоровьесберегающими программами;
- отсутствие должной преемственности между субъектами, отвечающими за здоровье и адаптацию детей;
- неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.
Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».
Здоровье подрастающего поколения — это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).
Совершенно очевидно, что гарантом сохранения и укрепления здоровья ребенка остаются взрослые ( с раннего возраста окружающие стремятся привить ему навыки гигиены, поддерживают его в стремлении активно двигаться, формируют элементарные представления о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни ), но и сам ребенок вполне может вносить свою лепту, осознанно выполняя нужные действия. Ребенок и сам должен учиться быть здоровым, чтобы в будущем воспитывать здоровых детей. К этому его необходимо побуждать примером, советом или прямыми указаниями с энергичным постоянством и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, и в общественных местах.
Большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте способны овладеть набором простейших норм и способов поведения, если не здоровьеформирующих, то, по крайней мере, являющихся предпосылками к здравосозиданию, таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно формирование здоровьесозидающей компетентности.
Наше ДОУ имеет статус специализированного дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата различной степени сложности. Поэтому приобщение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, включающие в себя заболевания позвоночника, сопровождающиеся его деформациями, к здоровому об разу жизни является важнейшим аспектом работы воспитателя ДОУ.
Проблема определения оптимальных педагогических условий, педагогических технологий формирования осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста с валидной диагностикой соответствующих целостному, интегральному подходу к здоровью ребенка является актуальной и малоразработанной.
Анализ работ исследователей данной области, статей в периодической печати, собственный практический опыт показали:
- большинство детей имеют представления о здоровье как о физическом состоянии человека, но качества здорового человека назвать затрудняются;
- у детей нет необходимого запаса знаний и представлений о вредных и полезных факторах для здоровья;
- недостаточно сформированы представления детей о значении двигательной активности, соблюдения режима дня, полноценного питания, состояния окружающей среды, о роли закаливающих и профилактических мероприятий для укрепления здоровья.
План-программа «Школа здоровья» является попыткой в решении проблемы становления у дошкольников здоровьесберегающей компетентности, представляющей собой процесс возникновения и развития у ребенка представлений об окружающем мире , преобразования пассивных знаний в активные, опыта межличностных отношений, способов поведения и успешных деятельностей в конкретных ситуациях.
Проявление ребенком компетентности свидетельствует о его успешности, т.е. позволяет взрослым опираться на достижения и сильные стороны его личности.
Программа разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.
Формирование основ мотивации (здоровьесберегающей компетенции) и воспитание потребности здорового образа жизни с самого раннего возраста.
- дать детям представления и сформировать у родителей понятия о здоровом образе жизни;
- обучить здоровьесберегающим технологиям и методам самодиагностики;
- сформировать практические навыки и умения укрепления и сохранения здоровья.
Работа по программе поможет:
- признать ценность здоровья;
- перестроить мотивационное ядро личности;
- создать систему установок на здравосозидание своего собственного «Я» и мира в целом;
- при любом заболевании быть активной социальной единицей;
- осознать то, что не лечение, а диагностика и профилактика являются основой сохранения здоровья;
- восстановить авторитет семьи как основного социального института здоровья;
- содействовать формированию у родителей ответственности за здоровье их детей.
Программа предусматривает деятельность педагога по трем направлениям
- Познавательное развитие детей.
Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля над своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Программа предусматривает включение в образовательный процесс познавательных занятий, бесед, чтение художественной литературы, творческих и дидактических игр, ЭОР, опытно-экспериментальной деятельности и т.д., способствующих формированию представлений доступных детям дошкольного возраста о состоянии собственного тела и его строении, правилах личной и общественной гигиены, режиме двигательной активности, рациональном питании как составной части культуры здоровья, способах здоровьесберегающего поведения относительно состояния здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Создание здоровьесозидающей среды
Здоровьесберегающая компетентность детей дошкольного возраста не может быть сформирована только при формальном обучении, так как для них преобладающим является весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, во всех видах деятельности, поэтому необходимо использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечиваю щих приумножение здоровья детей.
Здоровьесберегающая среда — это
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания );
- рациональная организация образовательного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями );
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, состоянию здоровья детей;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- использование в воспитательно-образовательном процессе
- комплексов профилактических и коррекционных мероприятий (артикуляционная, пальчиковая, динамическая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, офтальмотренинг для глаз, «Тропа здоровья»);
- общих оздоровительных мероприятий (фитотерапия, точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, аэротерапия, дыхательная гимнастика);
- физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, динамические паузы , подвижные и спортивные игры);
- закаливающих мероприятий ( воздушные и солнечные ванны, солевое топтание, полоскание зева минеральной водой).
- Взаимодействие с родителями.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности, так как семья — это основной социальный институт здоровья, на котором лежит ответственность за сохранение здоровья ребенка, за создание условий для ведения здорового образа жизни и формирование навыков и умений ЗОЖ. Поэтому очень важно чтобы принципы здорового образа жизни стали нормой поведения и образом жизни семьи, чтобы родители на своем личном примере показывали детям правильные образцы поведения и организации жизненного пространства. В программе ( в рамках формирования подходов к взаимодействию с семьей и развития социального партнерства ) предусмотрена разносторонняя совместная деятельность, с реализацией комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий , определены технологии сотрудничества .
Основные методы работы по программе : коммуникативный метод, познавательно – преобразовательный метод
Цель: преобразование пассивных знаний в активные, способствование усвоению новых знаний и применению их на практике.
Программа включает в себя
- пояснительную записку,
- содержание,
- перспективное планирование,
- практическую часть,
- диагностический инструментарий, позволяющий собрать данные и отследить степень выполнения поставленных задач,
- список используемой литературы.
Содержание программы «Школа здоровья» реализует содержание образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» с одновременным решением задач других образовательных областей, включает пять разделов:
- Раздел «Я и мое тело» направлен на формирование у детей элементарных представлений о строении человеческого организма, особенностях его функционирования, где в итоге ребенок должен научиться выполнять основные валеологические правила, бережно относиться к своему организму.
- Раздел «Мойдодыр». Здесь самое главное формирование представлений о правилах личной и общественной гигиены. Это и знакомство детей с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов, и обучение рациональным способам самообслуживания, и рассказ о таких человеческих качествах как аккуратность и чистоплотность.
- Работа по формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию представлена в разделе «Физкульт-ура!». Человек — это живой организм, и чтобы жить, необходимо активно двигаться. Ребенок должен научиться правильно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявлять самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
- «Будь здоров». Данный раздел предполагает в соответствии с ФГТ формирование у детей осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Включает в себя знания о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха. Ребенок учится устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
- Раздел «Приятного аппетита» освещает наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста как составной части культуры здоровья. Педагог расширяет представления детей об оптимальном объеме пищи, последовательности ее приема, разнообразии в питании, питьевом режиме.
Содержание разделов реализуется через четыре вида деятельности.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО
непосредственно образовательная деятельность
образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Игры: компьютерные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Комплексы профилактических и коррекционных мероприятий ( артикуляционная, пальчиковая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, «Тропа здоровья»)
Создание проблемных ситуаций
Общие оздоровительные мероприятия ( точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, дыхательная гимнастика )
Проектная деятель ность
Физкультурно-оздоровительные мероприятия ( утренняя гимнастика, динамические паузы );
Оформление выставок детского творчества
Комплексы закаливающих процедур ( мытье рук прохладной водой, полоскание зева минеральной водой, воздушные и солнечные ванны, солевое топтание),
Викторины, сочинение загадок
Ситуативные беседы при проведе нии режимных моментов
Беседы, специальные рассказы воспитателя
Развитие навыков самообслуживания; помощь взрослым
Наблюдения за трудом взрослых ( помощника воспитателя, поваров, медсестры инструктора по ФК );
Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
Физкультминутки, игры и упражне ния, спортивные соревнования
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия
самостоятельное рассматривание картинок
самостоятельные автодидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке,
самостоятельное рисование, лепка
ведение «Дневника полезного питания
Взаимодействие с родителями: досуги и развлечения, родительские проекты, практикумы, спортивные праздники.
Курс познавательных занятий по программе снабжён специальными электронными образовательными ресурсами для малышей и их родителей.
Источник