Меню

Школы здоровья для пациентов исследования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА

Савиных Е.А. 1 , Снхчян А.С. 1

1 Студент 5 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается отношение молодых врачей к организации образовательных школ для пациентов. Претворение в жизнь разработанного проекта позволит прогрессивно инвестировать в здоровье пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. Информация может быть полезна медицинским работникам с целью формирования мотивации к совершенствованию своего профессионального уровня, а также пациентам для повышения информированности о возможности участия в образовательных программах по управлению своим заболеванием и улучшению качества жизни.

Ключевые слова: обучение пациентов, школы для больных, профилактика.

Savinykh E.A. 1 , Snkhchyan A.S. 1

1 5th year student of the Internal medicine faculty, FSBEI HE Kirov SMU MOH Russia

EDUCATIONAL SCHOOLS FOR PATIENTS: VIEWPOINT OF MEDICAL COMMUNITY

Abstract

This article discusses how young doctors treat educational schools for patients. The implementation of the developed project will allow progressively investing into the health of patients with chronic noncommunicable diseases. This information can be useful for health workers as it motivates them to improve their professional level. Patients are motivated to raise awareness concerning the opportunities of participation in educational programs and consequently manage their disease and improve the overall quality of life.

Keywords: patient education, schools for the sick, prevention.

Актуальность. Одной из важнейших стратегий в развитии здравоохранения является усиление его профилактической направленности [1]. Несомненно, школы здоровья по праву можно считать перспективным методом первичной и вторичной профилактики. Внедрение образовательных программ в комплекс лечебных мероприятий способствует наиболее полной реализации людьми своего потенциала здоровья. Перед врачами стоит ответственная задача – выступить в качестве посредников, добиваясь у пациента формирования доминанты на активное участие в процессе оздоровления [4].

Цель исследования. Выяснить отношение врачебного сообщества к образовательным программам для пациентов.

  • Определить позицию врачей в отношении образовательных программ для пациентов
  • Обозначить главные факторы, оказывающие влияние на мотивацию врачей в принятии участия в организации школ здоровья
  • Выяснить осведомленность врачей о проведении школ здоровья, актуальной тематике образовательных программ
  • Предложить эффективное сочетание способов представления информации при обучении пациентов

Материалы и методы. С помощью специально разработанной анкеты нами были опрошены 100 врачей-терапевтов как представителей первичного звена здравоохранения, из них 22 мужчин и 78 женщин, средний возраст которых составил 29,5 (±4,3) года.

В нашей стране законодательно регламентировано создание школ для пациентов с хронической патологией, что не только доказано улучшает адаптацию больных, но и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [5].

В ходе исследования был проведен анализ представлений современного общества молодых врачей об обучении пациентов в школах здоровья.

Абсолютное большинство врачей-терапевтов (99%) осведомлены о существовании школ здоровья для пациентов и убеждены в необходимости их создания повсеместно в медицинских учреждениях. 88% считают личное участие в них показателем профессионального развития, так как умение доступно излагать сложные аспекты развития заболеваний требует гибкости ума.

С точки зрения представителей врачебного сообщества, наиболее приоритетными направлениями образовательных программ являются следующие: школа больных с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательной систем, школа сахарного диабета, школа материнства и детства. Однако учитывая проблему коморбидности, необходимо проведение интегрированных занятий («Школа пожилого человека»).

Получены сведения о достижении терапевтического сотрудничества с больными, мнении врачей о базисе знаний пациентов и их понимании своего состояния. 69% врачей уверены, что быстро достигают комплаенса с большинством больных. 72 % утверждают, что альянс между пациентом и врачом напрямую зависит от исходной образованности и степени мотивации больного к выздоровлению. Большинство врачей (74%) указывают на необходимость в дополнительной подготовке специалистов, унификации знаний в образовательную программу, которая позволит наиболее качественно проводить занятия в школах здоровья.

Выделены некоторые причины, препятствующие становлению образовательной деятельности врачей: эмоциональное выгорание (25%), низкая степень готовности к проявлению субъектной позиции (47%), отсутствие педагогических качеств (30%) и практики в подобных проектах (19%), дефицит времени (36%), нехватка площади для организации школы здоровья (25%), недостаточная финансовая поддержка (89%). Стоит добавить, что 35% респондентов сами не соблюдают ЗОЖ. По мнению 51% специалистов, проблемы, возникающие на пути к участию в школах самих пациентов, связаны с невысокой информированностью населения о возможностях центра здоровья, а также незаинтересованностью в посещении школ.

Опираясь на опыт предыдущих исследователей, мы разработали основные подходы к содержанию цикла занятий в школах здоровья.

Чтобы достичь максимальной продуктивности в обучении людей с хроническим заболеванием, занятия должны проходить в форме открытого диалога, строиться по принципу «от простого к сложному» и включать 3 блока: информационный, интерактивный и практический. В рамках теоретического блока рассматриваются вопросы о причинах и механизмах развития заболеваний, воздействии различных факторов риска и связанных с ними мерах профилактики. Кроме того, здесь освещаются основные клинико-диагностические критерии ухудшения состояния, показания для обращения к врачу. Далее следует интерактивный блок, который проходит при активном участии слушателей и представляет собой получение ответов на вопросы, интересующих пациентов. Практический блок направлен на формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи [4]. В дополнение к вышесказанному, могут проводиться тренинги с участием специалистов психотерапевтического профиля.

Читайте также:  Кладовая здоровья как работодатель

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо иметь техническое оснащение, большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических буклетов, листовок, памяток, аудиоматериалов, видеофильмов, презентаций, популярной литературы). Желательно, чтобы занятия проходили микросоциумом (не более 8-12 человек) в отдельном помещении и продолжались не более 90 минут. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, способных влиять на образ жизни больных [2], [3]. При данном типе консультирования создается благоприятный психологический фон, снижается чувство одиночества и улучшается эмоциональный контакт. Следует заметить, что врач должен иметь профессиональную подготовку в области педагогики, что позволит ему обучать пациентов с разным уровнем базовых знаний и социальным статусом, а также грамотно доносить информацию.

В настоящее время реализуется программа по проведению дистанционного обучения больных. Оно позволяет охватить большое число людей, живущих далеко от медицинского учреждения и/или не имеющих возможностей пройти обучение очно.

Резюмируя вышеизложенное, становится очевидно, что итогом пройденного цикла должно явиться повышение ответственности человека за сохранение здоровья и формирование активной жизненной позиции в отношении своего заболевания.

  • В целом отношение врачебного сообщества к организации образовательных проектов для пациентов имеет положительный оттенок, большинство врачей достигают высокого уровня комплаенса и выражают готовность в проведении школ для пациентов, однако, только при создании оптимальных условий труда и материального стимулирования.
  • Далеко не все доктора обладают компетентностью для проведения школы здоровья, в ряде случаев молодые врачи сами признают, что не соблюдают правила здорового образа жизни.
  • Наиболее приоритетными темами занятий должны стать распространенные заболевания органов кардиореспираторной, эндокринной и опорно-двигательных систем, а также вопросы материнства и детства.
  • Рекомендуется эффективное сочетание теоретической и практической частей занятия с использованием мультимедийных средств. В перспективе возможно внедрение в широкую массовую практику дистанционных форм обучения. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению является одной из главных задач работы образовательных школ для пациентов [2].

Список литературы / References

  1. Здоровье – 2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being/about-health-2020 (дата обращения 27.12.2016 г.)
  2. Организация школ здоровья в первичном звене здравоохранения [Электронный ресурс] URL: http://www.starcrb.ihb.by/centrn/centrn_shkola.php (дата обращения 27.12.2016).
  3. Положение о Школе здоровья для пациентов [Электронный ресурс] URL: http://vocmp.oblzdrav.ru/vnimaniu-rukovoditelei-2 (дата обращения 27.12.2016).
  4. Школы здоровья для пациентов с заболеваниями почек. [Электронный ресурс] URL: http://med-pomosh.com/?p=5538 (дата обращения 27.12.2016).
  5. Явгильдина А.М. Роль образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями [Электронный ресурс] /А.М. Явгильдина// Медицинский вестник Башкортостана. – 2011. – №1 (6). – С.110–112. – ] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnyh-programm-dlya-patsientov-s-hronicheskimi-zabolevaniyami (дата обращения 27.12.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

Источник

Школы здоровья для пациентов исследования

Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.

Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [1,3]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. АГ – психосоматическая болезнь, в основе которой лежит наследственная предрасположенность и врожденная патология с наличием средовых и приобретенных поведенческих базис ослабляющих факторов, а психотравматизация – ведущая причина возникновения и поддержания АГ, являющаяся одной из самых емких по разнообразию причин и поэтому сложных в коррекции. Множественные динамические стереотипы поведения, приводящие к переутомлению и перенапряжению, отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, многочисленные нервно-психические и информационные перегрузки, структура ритма современной жизни предъявляют повышенные требования к адаптационной системе человека. При этом, с одной стороны патологические психосоматические состояния как результат социально-психологической дезадаптации, в результате которой стрессирующие процессы, ранее не носивших патологический характер, переходят в разряд дистресса с психическим и психосоматическим проявлением, а с другой – течение АГ вызывает стойкие ограничения в различных сферах жизнедеятельности человека, снижающих качество жизни (КЖ) и сопровождаеюся ростом фрустрации с формированием нарушенных отношений личности [4].Необходимость пожизненного приема антигипертензивынх препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [2].Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [4,6]. Эффективность лечения больного артериальной гипертонией напрямую связана с уровнем его знаний о своем заболевании, в связи с этим одним из базисных принципов терапии больных гипертонической болезнью является организация образовательных центров. Создание для этих целей «Школ артериальной гипертонии» повышает эффективность терапии и значительно улучшает качество жизни больного [5].Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе. Пациенты получают следующие умения: применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья; ведение дневника пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; обязательно следовать назначениям врача, не заниматься самолечением; как применять средства доврачебной помощи и самопомощи; как правильно соблюдать рекомендации врачей. Пациенты учатся контролировать: вес тела;основные факторы риска осложнений различных заболеваний; уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу.Однако пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасном своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония» [4]. С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» — это медицинская профилактитическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа для больных – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и освоения практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению КЖ. В настоящее время при оценке эффективности немедикаментозной коррекции все больше внимания уделяется ее влиянию на различные аспекты качества жизни больных, связанного с их здоровьем, что особенно актуально у пациентов пожилого и старческого возраста. Школа здоровья – это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ [4,5].

Читайте также:  Правила организации школы здоровья для пациентов

Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.

Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, всего – 92 человека. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), 1 степень АГ – 20 (21,7%), 2 степень – 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин. Оценка эффективности школы здоровья и ее влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участниковвОБУЗ«КГКБ № 4» города Курска.

Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе. Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6: от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%). Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

Читайте также:  Категория здоровья при призыве

При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «, отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после обучения в школе здоровья решили измерять АД ежедневно утром и вечером. Нерациональное питание было выявлено у 89 человек (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5% всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после обучения в школе здоровья. Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76 опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья. Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данных фактор риска и 34,8% всех обследованных). Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50% всех обследованных) после посещения школы здоровья отметили, что их отношение к стрессовым ситуациям изменилось, и они овладели элементарными способами управления стрессом.

Выводы. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание. Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин. Школа здоровья является неотъемлемой частью профилактики АГ и должна быть включена в комплексное лечение данного заболевания. Таким образом, школа здоровья как образовательная медицинская профилактическая технология оказалась высокоэффективной в первичной и вторичной профилактике АГ. Реалистичность ее применения на практике и показанная высокая эффективность в коррекции ведущих модифицируемых факторов риска являются основанием для широкого внедрения данной образовательной технологии профилактики АГ в практику здравоохранения.

Источник

Adblock
detector