Тематический план работы Школ здоровья
Тематический план работы Школ здоровья
Для больных артериальной гипертонией:
1. Цели лечения артериальной гипертонии
2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии
3. Что надо знать о питании при ожирении
4. Что надо знать о физической активности
5. Курение и здоровье
6. Стресс и здоровье
7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии
Бронхиальной астмой:
1. Что такое бронхиальная астма?
2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.
3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.
7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.
9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.
10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.
11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.
12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.
Больных язвенной болезнью:
1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.
2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.
3. Гигиенический режим — основа лечения.
4. Профилактика обострений язвенной болезни.
5. Повторение тематики. Вопросы и ответы.
Школа больных сахарным диабетом 1 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»
Школа больных сахарным диабетом 2 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»
Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».
Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов):
1.Инсульт. Причина инсульта.
2.Питание пациентов, перенесших инсульт.
3.Физическая активность. Активный образ жизни.
4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.
5.Влияние стресса на здоровье.
6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.
7. Повторение тематики
Планирования семьи в женской консультации
1. Модель консультирования «ПОМОГИ»
2. Возможные варианты контрацепции;
3. Экстренная контрацепция;
4. Прерванный половой акт;
5. Внутриматочные средства (ВМС).
6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы.
7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).
8. Контрацепция после аборта.
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:
1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;
2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;
3. Особенности доречевого и речевого развития;
4. От погремушек до других игрушек;
5. Гимнастика для активных малышей;
6. Как сделать малышу массаж?
Активного долголетия:
1. Принципы активного долголетия.
2. Как подготовиться к выходу на пенсию.
3. Основные принципы питания в по жилом возрасте.
4. Психическое здоровье пожилого человека.
5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.
6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.
Школы выздоравливающих:
1. Сущность заболевания;
2. Основные принципы лечения.
3. Профилактика обострений;
(по профилю заболеваний)
Школы «Здорового образа жизни»
1.Образ жизни и здоровье.
2.Частные вопросы медицинской профилактики.
3. Психическое здоровье и как его сохранить.
4. Мой дом – моя крепость.
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:
Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»
Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»
Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Программа «Школа Здоровья» определение динамики хронических заболеваний учащихся
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
педагогическим коллективом Директором МБОУ СОШ№34
протокол № ____ ___________ Калининой Л.Л.
«___» _________20 15 г. «____» ____________2015г.
(срок реализации программы: 2015 – 2020 гг.)
МБОУ г. Мурманска СОШ №34
Повчун Анастасия Валерьевна
Пояснительная записка
По данным всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского.
Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами потребностей в укреплении здоровья. В связи с этим задача сохранения и воспитания здоровья детей и подростков должна решаться совместными усилиями медицинских работников, педагогов, психологов и родителей.
В последние годы особую тревогу вызывает состояние здоровья детей: физического, психического, духовного. Остается большим число детей и подростков с отклонениями в развитии и различными психическими расстройствами, что связано с плохой наследственностью, неблагоприятной экологической обстановкой, несбалансированным питанием, неудовлетворительным медицинским обслуживанием, негуманным образованием.
В школе создаются условия, направленные на укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни, формируется осознанное отношение к своему здоровью и личной ответственности за его состояние.
Актуальность программы по созданию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в школе заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.
Цель программы — создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающй и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
1)Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
2)Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;
3)Разработка и внедрение комплекса мер, по охране и укреплению здоровья школьников.
-Улучшение психо – эмоционального состояния учащихся;
-Повышение валеологической грамотности детей, учителей, родителей;
-Раннее выявление и предупреждение развития пограничного состояния учащихся;
-Увеличение количества детей, участвующих во всех спортивно – массовых мероприятиях;
-Уменьшение пропусков уроков по болезни;
-Уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам.
Паспорт программы
Социальный педагог Повчун Анастасия Валерьевна
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающй и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении
1)Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
2)Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;
3)Разработка и внедрение комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников.
Сроки реализации программы
Орган, ответственный за реализацию программы
Администрация МБОУ г. Мурманска СОШ №34
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-Улучшение психо – эмоционального состояния учащихся;
-Повышение валеологической грамотности детей, учителей, родителей;
-Раннее выявление и предупреждение развития пограничного состояния учащихся;
-Увеличение количества детей, участвующих во всех спортивно – массовых мероприятиях;
-Уменьшение пропусков уроков по болезни;
-Уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам;
Мониторинг здоровья учащихся
По состоянию на начало 2014/2015 учебного года учащихся с I группой здоровья — 35 детей, со II группой 309, с III – 96, а с IV группой здоровья — 2 учащихся.
Согласно приказу №116 от 02.10.2014 года, на основе «Журнала Здоровья» и «Листов Здоровья» социальным педагогом, Петрашенко А.В., был проведен мониторинг здоровья. Данные предоставлены в диаграмме №1.
Исходя из диаграммы видно, что среди всех классов самое большое количество сердечно – сосудистых заболеваний в 7 «А» классе. 11 учащихся в 1 «Б» классе имеют нарушения по зрению, что также является самым большим показателем среди всех классов. Самое большое количество учащихся с нарушением осанки в 7 «А» классе – 9 человек. Самые большие показатели по плоскостопию в 4 «Б» и 4 «В» классах (13 и 11 человек). В 5 «Б» классе самое большое количество учащихся с грыжей среди всех классов – 6 человек. Также исходя из диаграммы видно, что самое большое количество учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в 7 «Б» классе – 7 человек.
Также достаточно большой показатель по сердечно — сосудистым заболеваниям (13 учащихся) в 6 «А» классе. Необходимо также отметить, что в 7 «Б» и 8 «А» классах одинаковое количество учащихся, по 10 человек, с нарушениями по зрению.
Итак, чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет нам в решении проблем здоровьесбережения.
Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и о отслеживание какой бы то ни было динамики.
Тенденции, связанные с ухудшением состояния здоровья детей и подростков, привлекают пристальное внимание ученых и практиков, в том числе в области образования. Неудовлетворительное состояние здоровья подрастающего поколения призывает к поиску новых форм, средств и методов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений.
Основные направления программы «Школа здоровья»
Медицинское направление предполагает:
-создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
-составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
-гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
-четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния школы;
-планомерная организация питания учащихся;
-обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
-организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
-использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
-предупреждение проблем развития ребенка;
-обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-развитие познавательной и учебной мотивации;
-формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
-совершенствование деятельности психолого — медико — педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
-организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;
-привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
-широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
-проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей); режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие технологии в ОУ
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
-Стрессовая педагогическая тактика;
-Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
-Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-Провалы в существующей системе физического воспитания;
-Интенсификация учебного процесса;
-Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)подразделяются на 3 три подгруппы:
-организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
-психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
— социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинговые занятия, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
-лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Источник