Меню

Школы здоровья для глухих

Образование

Курсы с сурдопереводом

Образовательные учреждения для глухих, слабослышащих

«Горячая линия» по вопросам получения высшего образования

С сегодняшнего дня появилась возможность узнать все, что касается поступления абитуриентов с нарушениями слуха в высшие учебные заведения России.

Согласно полученному нами информационному письму от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), во исполнение решения Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Рособрнадзором в период с 10 июля по 10 августа 2018 года организована специальная «горячая линия» по вопросам приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на обучение по образовательным программам высшего образования. Сюда входят программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Номер телефона «горячей линии»: 8 (499) 455-16-80

Звонки по России бесплатные.

Эта новая возможность несколько двойственна: с одной стороны, это замечательно, что можно разрешить сомнения в выборе вуза, определиться с поступлением и получить ответ на любой вопрос по теме; с другой – линия работает для лиц всех категорий инвалидности, и именно абитуриентам с ограничениями по слуху придется просить слышащих родственников или друзей позвонить за них операторам.

Тем не менее это хорошее руководство к действию для абитуриентов, и рекомендуем подготовиться ко звонку, составив список интересующих вопросов.

В прошлом году на обучение глухих и слабослышащих приглашал факультет психологии МГУ; о текущих условиях поступления можно узнать на сайте.

Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России.

Дошкольные учреждения
Специальные дошкольные учреждения глухих и слабослышащих.

Школы
Специальные коррекционные образовательные учреждения.

ВУЗы и средние специальные учебные заведения
Высшие учебные и среднее профессиональные заведения, где принимают глухих и слабослышащих

Объявления

В нашей «Библиотеке» Вы можете найти литературу, материалы, дипломные и курсовые работы, необходимые для учебы. Многие материалы в «Библиотеке» можно скачать для дальнейшего чтения и изучения.

Статья Михаила Веселова о роли жестового языка в образовании «В начале должно быть слово».

Источник

«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната»

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3»

«Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната».

Воспитатель: Черницына А. Е

Формирование здорового образа жизни у глухих детей

в условиях школы – интернат

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах — интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У глухих детей, воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у глухих детей – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – обучение детей с нарушенным слухом способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей — педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

В условиях школы- интерната для формирования ЗОЖ у глухих детей используются специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей. Для этого ежедневно проводится утренняя зарядка, цель которой — создать бодрое настроение у детей, укрепить здоровье, развить физическую силу. На зарядке мы обучаем детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации и повышение самостоятельной двигательной деятельности. Прекрасно зарекомендовали себя комплексы утренней гимнастики тематического характера. Например, комплекс «Домашние животные», где включены такие упражнения «Ласковая киска», «Верная собака», «Корова мычит». У детей появляется интерес к выполнению упражнений. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится осознавать его и действовать в нём.

Большую роль в оздоровлении играют прогулки. Прогулки проводятся три раза в день: утром, днем, вечером при любой погоде. От погодных условий зависит только продолжительность прогулки и её характер. В организацию прогулок включены подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Самолеты», «Догони мяч», «Воробышки и автомобиль», «Ловишки» и другие

Процесс формирования представлений о ЗОЖ тесно связан с воспитанием у детей любви к природе, чистоте, опрятности, порядку. Этому способствуют беседы из цикла «Азбука здоровья», затрагивающие проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек, темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания и так далее.

Большое значение на формирование представлений о ЗОЖ оказывают игры: «Больница», «Аптека», «В поход», «Служба спасения», «Отважные пожарные» и многие другие.

Положительно влияют на развитие движений, воспитание двигательной активности физкультминутки, которые проводятся на уроках, самоподготовках по мере необходимости в зависимости от вида и содержания деятельности, главным образом в момент появления утомляемости, пальчиковые игры, а так же самомассаж с использованием обычных цветных карандашей, которые легко превращаются в массажёр для ладоней и пальцев рук, также как пуговицы и еловые шишки.

Воспитанники нашей школы посещают лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры — это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках. Организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно — развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у глухих детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

1. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с отклонениями в развитии/ Л. Н. Блинова. — М., 2005.

2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. — М.: Академия, 2002.

3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Изд-во «Ось-99».

Источник

Формирование здоровья глухих детей

Особенности физического и функционального развития глухих детей, методика формирования их здоровья в режиме дня школы. Формы и методы физического воспитания, структура урока физкультуры в школе-интернате для слабослышащих детей, физические упражнения.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.02.2010
Размер файла 29,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни — 50%, влияние окружающей среды — 18%, работа — 14 — 18%.

Читайте также:  Определение степени тяжести вреда здоровью клевно

Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха также, как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание.

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания.

Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЫ

Особенности физического и функционального развития глухих детей

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника. Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10 — 11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

Исследования показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной работоспособности на следующих уроках.

Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных минут на уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния работоспособности. Во время ее существенного снижения следует организовывать продолжительный активный отдых на открытом воздухе.

Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82 — 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16 — 19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 — 3%.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений — около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержу в развитии моторики.

Большое значение имеет организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.

Из рисунка 1 видно, что виды физкультурно-оздоровительной работы — гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивный час — равномерно распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.

При проведении занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.

Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и подростков, показали, что комплексное применение всех видов физкультурно-оздоровительной работы обеспечивает эффективность двигательного режима при условии использования рациональной методики проведения его компонентов. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня. При этом у школьников значительно повышается двигательная активность, улучшается физическая работоспособность и двигательная подготовленность.

Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.

Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные.

Развитие такого жизненно важного качества, как скорость движения у глухих детей, также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.

В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического воспитания в школах для глухих детей необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.

Формы и методы физического воспитания

За физическим воспитанием в школе-интернате №11 отвечают в первую очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем, чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от заражения.

Так, в школе имеется оборудованный кабинет врача и комната-изолятор, где проводят лечение и массаж детей. Когда поступает ребенок в школу, на него заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачом. Здесь регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.

Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.

Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через определенный промежуток времени производит осмотр глаз.

После того, как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.

В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой школы.

Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей. Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников — другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его выполнения.

Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые элементы.

Урок — основная форма физического воспитания

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического развития.

Читайте также:  Правовые акты лиц с ограниченными возможностями здоровья

Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.

Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание. Всего 70 часов.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств.

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной осанки.

В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12 ° С.

Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания.

При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных игр, учитель должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь учителя.

Речевой материал дается во время изучения и совершенствования упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.

Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе.

Физические упражнения в режиме дня школы

Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель — оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня.

Организация проведения включает: определение мест каждому классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10 ° С или в хорошо проветренных коридорах.

Проводят гимнастику по классам (1 — 3, 4 — 6, 7 — 8) или с каждым классом отдельно.

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из 5 — 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы мышц; правильное выполнение упражнений — с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.

Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15 минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при необходимости оказывать помощь.

Цель этих двух форм — вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса, воротники.

В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 — 8 классах, особенно уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.

В течение урока в младших классах учителя проводят 2 — 3 паузы.

Требования при проведении этих форм следующие:

· упражнения не должны быть трудными для изучения;

· упражнения должны быть комбинированными;

· упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую выносливость.

· в основном используют общеразвивающие упражнения;

· при подборе упражнений учитывать эффект наслоения;

· необходимо правильно чередовать упражнения для различных мышечных групп; после упражнений для рук, лучше использовать упражнения для ног, однообразные упражнения вызывают утомление местного характера;

· если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе упражнение или вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц антагонистом;

· необходимо чередовать характер физических усилий;

· целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно заменяя одно — два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 — 4 месяцев;

· желательно использовать метод слитного проведения.

Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из типовых рекомендаций: продолжительность 5 — 10 минут, 7 — 9 упражнений, количество повторений 5 — 8 раз.

Различают укороченные и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 — 4 класс — 3 — 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5 упражнений. Дозировка: 3 — 4 раза в младшем звене, а в старшем 4 — 6 раз. В течение дня проводят 2 — 3 раза. Комплекс включает упражнения для мышц рук, ног, спины.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1 — 2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 — 4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.

Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5 — 9 классов уже значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.

Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе. Игры подбираются простые или ранее известные, средней и малой интенсивности. Рекомендуется использовать командные игры, подходящие к спортивным, такие например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал — садись», «Пионерская лапта», «В четыре стойки», а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.

Этот вид активного отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями

Утренняя гимнастика — одно из основных средств оздоровления и повышения работоспособности. Исполнение этой формы должно быть сознательным и реально осуществимо. Утренняя гимнастика — ценное средство для повышения работоспособности, так как после сна организм находится в пониженной работоспособности, осуществляется в результате усиления проприорецептивной импульсации с мышцами конечностей, другие органы одновременно нормализуется соотношение силы возбуждения и торможения. Утренняя гимнастика создает в организме рабочую обстановку, ликвидирует неблагоприятные последствия гипокинезии и подготавливает нервную систему, двигательный аппарат, внутренние органы к предстоящей деятельности.

Задачи утренней гимнастики: 1) ликвидировать застойные явления; 2) размять суставы и мышцы; 3) активизировать деятельность сердечной и других систем.

Действие Утренней гимнастики: ежедневное занятие улучшает физическое развитие, совершенствует осанку, координационные способности и качества. После сна привести организм в состояние бодрствования, улучшить обменные процессы, подготовить мышечную систему и двигательный аппарат к предстоящей деятельности. Утренняя гимнастика имеет значения, то есть восполнение до утомления, время 10 минут. В ней не должно быть сложных упражнений, учитывается принцип постепенности.

Утренняя гимнастика обеспечивает настройку организма на работу и создание условий дня быстрого врабатывания, изменяется деятельность органов кровообращения и дыхания.

В школе №11 утренняя гимнастика включена в режим дня школьников. Контролирует это мероприятие учитель физкультуры.

После подъема все ученики выполняют: младшие школьники бег вокруг школы, а старшеклассники — бегают в бору. Такая утренняя гимнастика проводится в течение всего учебного года.

В период, когда дети не заняты уроками, в режиме дня есть время, когда все учащиеся могут самостоятельно заниматься тем, чем им нравится.

Находясь на практике в школе №11, я заметила, что в свободное время, будь это перемены или после уроков, дети приходят в спортивный зал и играют в теннис. Нужно заметить, что играют не только мальчики, но и девочки. Находясь в спортзале, они учат друг друга, старшие — младших держать правильно теннисную ракетку и передавать друг другу теннисный мячик. В школе проводятся соревнования по этому виду между классами и отдельными учащимися.

В школе очень заметно прогрессирует лыжный вид спорта, так как в начале учебного года выдаются лыжные принадлежности детям, которые в свободное время занимаются лыжным спортом. Бегают они в бору. Эти дети принимают участие в соревнованиях различного типа и занимают призовые места.

В школе каждый ребенок самостоятельно занимается какой-либо спортивной или физической деятельностью.

Внеурочные формы физического воспитания

Организуется для школьников подготовительной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Основная задача ЛФК — укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с целью перевода в основную группу. Занятия проводят методисты ЛФК или учитель физкультуры.

В школе №11 также проводят занятия ЛФК. В основном задействованы дошкольники и младшие школьники. На практике я проводила занятия ЛФК в младших классах. На каждом занятии присутствовало 7 человек. Работу проводила с методистом и одна.

Занятия проводила как в спортзале, так и на свежем воздухе, но решалась одна и та же задача: исправление осанки. На проведение ЛФК отводилось время с 15.00 до 16.00 часов.

Детей с отклонением в слухе, а тем более в таком возрасте трудно организовать, но с помощью методиста и интересных игр удавалось настроить на работу.

ЛФК изучает особенности влияния средств физического воспитания на организм ребенка, темпы роста, развитие при патологических состояниях, а также разрабатывает методику лечебной физкультуры при различных дефектах развития заболевания и травмы у детей.

Так как дети большую часть времени проводят в одном и том же помещении, для них обязательной и важной формой активного отдыха являются прогулки. Они организуются воспитателями и содержат различную двигательную деятельность. Особенно хочется выделить дошкольников, так как воспитатели после сон часа выводят их на свежий воздух, проводят здесь 1 — 1,5 часа, в зависимости от погоды. Такому же принципу следуют младшие школьники. Прогулка запланирована в режиме дня школы. Прогулка дает детям разгрузку, где они могут порезвиться, как они хотят.

Читайте также:  Дмитрий медведев его здоровье

Педагог заранее продумывает содержание игр, место их проведения, дозировку. Еще лучше, если дети сами выбирают игры, назначают из своей сферы руководителей, помощников, капитанов.

Прогулка с трудовыми заданиями включает выполнение различных хозяйственных работ: расчистку катка, оборудование спортивных площадок, посадку деревьев и другое.

Спортивная прогулка включает простейшие соревнования в беге на коньках или на лыжах.

Прогулка-экскурсия включает элементы познавательного характера (ознакомление с историческими памятниками, наблюдение за природой).

Прогулка перед сном не должна быть длительной. Гулять надо спокойно. Если дети затевают игры, не должно быть быстрого бега, прыжков.

Прогулка с подвижными играми. Особенно на воздухе подвижные игры приобретают большое значение в организации содержательного досуга, активного отдыха.

Основной задачей является приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение физкультуры в повседневную жизнь, повышение уровня физической подготовленности.

В школе №11 проводятся кружки, и особое внимание я хочу уделить акробатическому. Его посещают как старшеклассники, так и младшие школьники. Кружок работает в течение всего учебного года, 3 раза в неделю по 45 — 60 минут. Сюда приходит специально женщина для проведения этого кружка. Оно запланировано в режиме дня школы. В кружке дети изучают новые элементы, сюда входят разминка и подвижные игры. Учащиеся посещают его с большим удовольствием. Когда проходят крупные соревнования или праздники, дети выступают под музыку со своими номерами.

Плавание относится к циклическим упражнениям, выполняемым в необычных для человека условиях водной среды. Сущность изменения физиологических функций организма пловца зависит от мощности выполняемой работы, от особенностей среды и положения тела в воде. Горизонтальное положение пловца помогает притоку крови от нижних конечностей к сердцу. Вследствие этого гемодинамическая функция сердечно-сосудистой системы оказывается значительно облегченной. В этих условиях сердце относительно быстро проходит период врабатываемости. Частота дыхания зависит от способа плавания и длины дистанции.

Каждую неделю один раз дети из школы-интерната №11 ходят в бассейн. Посещают они бассейн в четверг с 15.30 часов, детям очень нравится плаванье, и они ходят с удовольствием. Посещают бассейн как младшие, так и старшие классы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Сравнить данные физического развития на начало и конец учебного года.

2. Выявить интерес к занятиям физической культурой.

3. Рекомендации по устранению недостатков и физической подготовленности.

3. Изучение литературы.

Антропометрия — это получение данных о физическом развитии и функциональном состоянии детей и степени обладания физическими навыками. Антропометрия позволяет оценить физическое развитие организма.

Анкетирование — это получение письменных ответов на вопросы, составленные по определенной форме, с целью изучения практики работы, выявление суждений, мнений, относящихся к проблемам исследования. Все вопросы должны составляться таким образом, чтобы ответы были четкими, логическими.

Исследование проводилось на базе школы-интерната №11 с учащимися 5 класса. Оно проводилось после уроков труда. В исследовании применялось тестирование и анкетирование.

Для исследования мне понадобилось изучить литературу.

В учебном пособии Сурдопедагогики под редакцией профессора Никитина автор показывает, какие изменения происходят у детей во время пребывания их в школе-интернате. Какое влияние на эти изменения оказывает физическое воспитание.

В учебном пособии Сурдопедагогики под редакцией профессора Дьячкова А.М. автор подчеркивает и указывает на изменения физического развития и функционального состояния глухих детей.

В учетном пособии «Основы методики физического воспитания школьников» под редакцией Минаева Б.Н. Шиян Б.М. авторы предлагают варианты организации и планирования занятий физкультурой, программы детских спортивных праздников.

В книге «Здоровье детей общая забота» автор С.М. Бажуков предлагает варианты прогулок с подробной характеристикой, отводит большую роль в укреплении здоровья спортивным видам прогулок.

В учебном пособии «Основы методики физического воспитания школьников» авторы предлагают варианты организации, планирования и проведения различных форм соревнований, праздников и занятий физической культурой.

Автор М.Т. Голощекина рассматривает различные нарушения моторики и глухих детей, отставание в развитии длительной памяти, недостатки в равновесии и предлагает различные средства и формы по развитию движений.

В учебном пособии «Основы логопедии» ряд авторов отмечают о важности организационного режима с учетом возраста детей, о сочетании труда, отдыха и питания.

В учебном пособии «Физкультурно-оздоровительная работа в школе» под редакцией профессора Шлемина А.М., автор предлагает формы физического воспитания детей.

Для того чтобы раскрыть цель дипломной работы я ознакомилась с годовым планом оздоровительных мероприятий, которые проводятся в школе-интернате №11. Занималась подбором специальной литературы, беседовала с учителем физкультуры о том, как проводится утренняя гимнастика, а также с врачом, который постоянно работает в этой школе.

Проводила занятия ЛФК с детьми, у которых имеются отклонения в опорно-двигательном аппарате (сколиоз).

Собрала данные по физическому развитию — рост, вес, окружность грудной клетки, физиометрию, А/Д, ЖЕЛ — на начало и конец учебного года. Используя стандартные таблицы (Серемеева), я определила уровень физического развития и сравнительный анализ этих результатов.

Исследование проводилось во время занятий ЛФК с детьми младшего школьного возраста.

Анкетирование проводила также с двумя детьми. В результате анкетирования я выявила, что дети, которые регулярно занимались физической культурой и спортом, меньше болеют, легче справляются с бытовыми нагрузками и с большими физическими нагрузками. Всегда чувствуют себя бодро. У детей, не занимающихся спортом, эти показатели снижены.

Благодаря тренировкам организм более приспособлен к нагрузкам, что мы видим по таблице. Занятия физической культурой и спортом дают высокие показатели физической подготовленности детей с ослабленным здоровьем. Все это благодаря регулярным посещениям занятий физической культуры, тренировок, соблюдая режим дня школы. По данным анкетирования, можно сказать, что у детей проявляется интерес к физической культуре и спорту, поэтому они регулярно посещают уроки физической культуры, все внеурочные физкультурные мероприятия, тренировки и занимаются самостоятельно.

Физические упражнения благоприятно влияют на организм ребенка. Вследствие чего улучшается сердечно-сосудистая система, дыхательная система, центральная нервная система и другие системы. Исходя из этого можно сказать о хороших результатах в обучении, физическом развитии и воспитании, особенно это проявляется у тренированных детей.

1. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду те или иные заболевания, в результате которых имеют глухоту. Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после того, как овладел ею.

2. Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики: при ходьбе шаркающая походка, бег на полусогнутых. Движения лишены пластичности, действия не точные. Отставания развития двигательной памяти и уменьшения сохранять равновесие.

3. В дыхательной системе у глухих появляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких.

4. Основной формой физического воспитания является урок. Но помимо уроков физкультуры используются физические упражнения в режиме дня школы, самостоятельные, внеклассные, внешкольные оздоровительные мероприятия.

5. С целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим нагрузкам необходимо ВПН.

6. Проведя сравнительный анализ физического развития детей младшего школьного возраста, мы увидели, что произошли изменения из границ ниже среднего на средний уровень в показателях веса, окружности грудной клетки, ЖЕЛ.

7. Использование различных форм лечебно-оздоровительных мероприятий способствуют укреплению здоровья, развитию двигательной памяти, умению ориентироваться в пространстве, координации; содействуют правильному физическому, функциональному и психическому развитию.

1. Бажуков С.М. Здоровье детей — общая забота. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

2. Голощекина М.П. Средства и формы с детьми по развитию движения. — М.: Физкультура и спорт, 1975.

3. Программа по физической культуре для глухих детей 1 — 3 классов. — Курган, 1983.

4. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология /дошкольников/». — М., 2000.

5. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие под редакцией Минаева Б.Н., Шиян Б.М. — М.: Физкультура и спорт, 1989.

6. Методические рекомендации в помощь педагогическому всеобучу родителей; физическое воспитание школьника в семье. — Курган, 1986.

7. Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физического воспитания».

8. Развитие слуха у детей: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Педагогика,1984.

9. Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1963.

10. Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 2004.

11. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. — М., 2005.

Подобные документы

Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ «Санитарно-лесная школа».

курсовая работа [30,6 K], добавлен 22.05.2009

Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. К проведению обследования физического развития детей и антропометрии допускаются подготовленные медицинские работникы детского сада.

реферат [33,4 K], добавлен 26.03.2008

Задачи контроля здоровья и развития детей. Критерии определения групп здоровья. Особенности онтогенеза и оценка биологического анамнеза. Показатели физического и нервно-психического развития, поведения новорожденного, уровни резистентности организма.

презентация [555,9 K], добавлен 13.03.2014

Совершенствование детского и подросткового здравоохранения. Оценка физического развития детей и подростков, их степени готовности к школе. Стандарты оценки результатов теста Купера. Оценка показателей функциональной и двигательной готовности школьников.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 28.08.2011

Мониторинг физического развития дошкольников. Основные особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. Выявление причин нарушения физического развития детей. Состояние опорно-двигательного аппарата. Измерение роста у детей старше года.

реферат [26,5 K], добавлен 10.06.2013

Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [937,9 K], добавлен 22.11.2014

Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки, причины и факторы ее нарушения у детей дошкольного возраста. Определение особенностей физического развития и физической подготовки детей. Формы лечебной физкультуры для дошкольников.

курсовая работа [4,9 M], добавлен 18.05.2014

Источник

Adblock
detector